Aug 28, 2020 19:19
Если прошлое не отпускает, то оно ещё не прошло. "Мне тебя обещали" Сафарли Эльчин.
Завтра день рождение моей бабушки. Ей исполнилось бы - ого! - 113 лет, она с далекого 1907 года. Когда в детстве у меня спрашивали, чей я, маменькин или папенькин, я отвечал, что бабушкин. Я вырос с ней и она считала меня любимым внуком. И действительно, все детство провел с ней, родители на работе, а мы с бабушкой дома. Садиков в деревнях тогда не было, вот и все воспитание домашнее было бабушкиным.
Про свое детство она мало рассказывала. Вспоминала, что училась в местной школе - все образование. Но читать и писать умела. Листала журналы, разглядывала картинки, читала заголовки. Читала и чувашские книги. Помню, она любила читать отрывной календарь, считала там лунные дни, знала, когда какая луна. Определяла как-то погоду, например, причитала, ой, в ухе чешется - к плохой погоде. Да, бураны после этого наступали, прогнозы были точными. Запомнил, что хлеб в печку она ставила всегда на 1час 20мин, не больше не меньше. И научила меня до школы определять время по часам. Она умела шить, обшивала всех своих ровесниц в деревне платьями и фартуками. Была у нее старенькая швейная машинка Зinger, да она и сейчас есть и на ходу, папа что-то там шьет. Еще бабушка ткала ковры из шерстяных ниток. Раздобыла где-то ткацкий станок, такую деревянную громадину и с подружками ткала паласы в полосочку на пол, ковры в цветочке на стены. До сих пор эти произведения мелькают дома и у родни.
Говорили, что она была дочерью местного зажиточного кулака, могу поверить. Кулаки, как я сейчас понимаю, в деревне были самыми трудолюбивыми и предприимчивыми, поэтому и про бабушку никогда не скажу, что она ленилась или пила. В начале 30-х годах вышла замуж за моего деда, большевика-коммуниста, учителя и позже и директора местной школы. Родили пятерых детей. Говорили, что были еще дети, но об этом дома молчали, при детях не говорили. В 1942 году дед ушел на войну, где в 1943 году и погиб под Великими Луками. Старшему сыну в 1943-м году было 11 лет. Получается, бабушка одна вырастила детей, трое парней закончили институты, стали известными в округе людьми и даже в республике. Всю жизнь она была в работе, в домашнем хозяйстве: дом, обед, чаепития, помню, в 11 утра, скотина, двор, огород, пчелы, шитье, вязание - все играло и блестело от ее рук. Меня, естественно, тоже звала и заставляла работать. Двор подмести, снег разгрести, в сарае убраться, грядки и картошку прополоть - все вместе, позже я уже один занимался. Кстати, заготовка шерсти и ниток для вязания - все она сама, в магазине ничего не покупала, это очень долгая и трудоемкая работа. Работала она и в колхозе, и в лесничестве. Про колхоз не помню, но лесопосадки, за которыми она ухаживала, сейчас все стоят лесом вдоль дорог, вокруг деревни и радуют жителей и проезжающих. Ба, она и сено же косила, была у нее своя делянка в 5 км от дома. Вообще все леса и лесопосадки в округе мы с ней пешком исходили, самая далекая от дома посадка в 10км. В 1977 году ей было 70 лет, я с ней поехал на тракторном прицепе за 20 км в город Туймазы для посадки сосны на знаменитых террасах на крутосклонах. Не знаю, кто бы мог повторить этот рекорд в ее возрасте? На тракторном прицепе?! Сосны на склонах горы под городом давно уже превратились в леса, каждый день вижу, когда хожу по городу. В городе есть два парка, которые в 60-х годах сажала и моя бабушка, помню она мне показывала. А я сейчас живу, получается, около ее парка.
Много она мне рассказывала про деревни в нашей округе, про леса, про овраги, про родники, приучила к работе, к чистоте, не мусорить, я ей только благодарен. Помню, идем пешком по соседней деревне, она учит меня определять, где живут трудяги, а где лентяи. И многое сейчас, что у меня есть, от моей любимой бабушки. Спасибо ей и земной поклон!
Сегодня, в обед опять читал Шукшина, а у него все рассказы про деревню и одиноких стариков. И в одном рассказе мелькнула мысль одного из героев про пенсию. Вот и про бабушку тут вспомнил. Когда домой приходил почтальон с большой сумкой на плечах, кроме газет и журналов она разносила и пенсию. Бабушка, всегда такая занятая, у печи или еще где, доверяла мне подписывать в пенсионной карточке-ведомости. Думаете, сколько была пенсия у ветерана тыла и войны в 60-70-х? Двенадцать ровно рублей (!). Я эту желтую карточку видел и позже в 80-х, и в 90-х, видел там бабушкины аккуратные подписи и свои детские каракули с далеких 60-х годов, сумма не росла, оставалась всегда одинаковой - двенадцать рублей. Вот так и жила моя бабушка, не помню, чтоб она сетовала на пенсию, на трудности, на нехватку, на отсутствие чего-то. Никогда не ругала власть, страну, руководителей. Она прожила 92 года и тихо ушла, не прожив до 2000-го года совсем немного.
Настроение очутиться в 1969 году.
бабушка,
пенсия,
семья,
жизнь,
детство