Сегодня расскажу об удивительном человеке XIX века Дмитрии Банардаки. Не ожидал, когда начал читать про него, но информации хватило бы на десяток постов в моем журнале. Но постараюсь рассказать основное и что касается моей округи и пребывания в нем поистине великого человека.
В XIX веке имя предпринимателя и мецената Дмитрия Бенардаки было весьма известно. По всей России, буквально от берегов Балтийского моря и до Тихого океана. Да и за пределами страны его тоже знали. Один из первых русских миллионеров, потомственный дворянин, заводчик, пароходовладелец, золотопромышленник, коллекционер, обладатель замечательной коллекции картин западноевропейских художников, и можно еще продолжать много… Основатель и строитель театра в Таганроге, родине Бенардаки, основатель школ по всей России, одна из построенных им школ - в башкирском посёлке Авзян - и по сей день существует (я уж сразу отметил для себя повидать эту деревню и школу). Бенардаки знал и свободно разговаривал на пяти языках. Считается, что именно Бенардаки стал прототипом «новых русских» во втором томе романе Гоголя «Мертвые души», его ипостаси - помещик и капиталист-заводчик - были настолько яркими, что Гоголю запросто хватило на двух героев. Кроме Гоголя, он знал Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Аксакова, Нащокова.
Слава о хозяйственности помещика Бенардаки гремела по всей России. У него было 16 заводов в 6 губерниях. И первыми заводами были заводы в Уфимской губернии, это Верхне-Троицкая, Нижне-Троицкий и Усень-Ивановская медеплавильные заводы в моих краях, основанные еще в 1754, 1760 и 1761 годах соответственно. Бенардаки же купил их в 1837 году. Но заводы, по всей видимости, оказались убыточны. В 1853-1854 году они перешли в казну и были закрыты. Ныне неработающая и закрытая Нижне-Троицкая суконная фабрика была основана на базе медеплавильного завода Бенардаки. Кстати, Нижнетроицкий тоже находится на пути моего турпохода.
И вот самое интересное, что меня и заинтриговало.
Оно была рассказано мне одним жителем одной из деревень в прошлогоднем походе. В 1843 году Бенардаки выигрывает в карты у внука Екатерины II графа Бобринского 2616 душ крестьян двух сел Тульской губернии - Георгиевского и Ивановского, и перевозит их за одно лето на поводьях на территорию Белебеевского уезда Уфимской губернии. Это около 2000 км, сложно представить! Каждой семье отводится участок леса под корчевку, пашни и постройки жилья. Начинается постепенное освоение земель. Фактически, кроме главных занятий - земледелия, скотоводства - они должны были своим гужевым транспортом перевозить медную руду на Верхне-Троицкий, Усень-Ивановский медеплавильные заводы и готовые изделия обратно. Как мне рассказал тот житель из деревни, крестьяне организовали три деревни по именам дочерей помещика: Анна, Екатерина и Елизавета. Но деревень, как пишет история и интернет, оказывается было больше. Чуть севернее были образованы еще три деревни: Константиновка, Леонидовка и Николаевка, по именам сыновей Бенардаки. Всего же у него было 8 детей! Может быть и вполне возможно есть и другие деревни в недалекой моей округе с именами его детей. И еще, все-таки в красивую легенду прокралась ошибка и я ее исправляю. Среди дочерей Бенардаки не было дочери по имени Анна. Анна была его женой и одна из деревень была названа ее именем. Что, в принципе, только украшает легенду. Правдивую легенду.
И в 1860-х годах известный предприниматель в деревне, названной именем младшей дочери, в селе Елизаветино строит Церковь и называет ее своими именем, Дмитрия Солунского, и местностью Солоники в Греции, где родились его предки (последнее - это мое предположение).
Небольшое кирпичное здание явилось образцом византийского архитектурного стиля. Оно представляло собой кубический объем с колокольней и пристройками, завершенный массивным куполом, установленным на высоком барабане. Декор его фасадов составляли кирпичные рельефы и мозаичные композиции. Уютный интерьер церкви украшали старинные иконы и настенные росписи с изображением библейских сюжетов. Это сколько же средств было вложено, деревенька-то, уже село после постройки церкви, не близкая, довольно-таки в глухомани стоит.
В 1865-м году Бенардаки строит еще один Храм в этом же стиле, в Санкт-Петербурге, и тоже называет именем великомученика Дмитрия Солунского, намного больше размерами, по фото Храм сопоставим с Храмом Христа Спасителя в столице. Про Храм можно много писать, так много о Храме историй и загадок, в том числе связанных с нашим Бенардаки. Скажу только, что Дмитрий Бенардаки был похоронен в этом Храме в 1870-м году. И в 1961-м году он был варварски разрушен и на его месте сейчас стоит концертный зал «Октябрьский»
Храм великомученика Дмитрия Солунского (1865-1961 гг)
А Елизаветино в XIX веке продолжало жить своей яркой жизнью, и по нынешним меркам, несравнимо лучшей. Численность населения села непрерывно росла. Так в 1896 году в Елизаветино было 447 человек мужского пола, 453 - женского. Здесь были: одна церковь, церковная школа, волостное правление, хлебозаготовительные магазины, две маслобойни, одна кузница, три мукомольные мельницы (!), одна казенная винная лавка. Не знаю ничего подобного, есть ли в близлежащих от Елизаветино деревнях что-либо подобное сейчас?
В 20-30-х годах прошлого века Елизаветино находилось под пристальным вниманием советских партийных и карательных органов, так как здесь по-прежнему продолжала действовать церковь. В 1938 году храм все-таки закрыли, а церковное имущество - конщунственно разграбили. Какое-то время здание использовали как склад, но постепенно все приходило в упадок.
На данный момент от храма осталась лишь купольная часть, сквозь остатки крыши растут деревья, постепенно разрушая корнями крепкую кирпичную кладку. Только купол, покрытый демидовской чёрной сталью, держится почти как 160 лет назад.
Церковь Дмитрия Солнуского в деревне Елизаветино. Фото сделано до начала восстановления
Окна и двери церкви заложены кирпичом. Зайти туда нет возможности, но через щелки в дверях можно разглядеть развороченные бревна, посреди зала, доски, стройматериалы, а возвышается над всем этим церковный предел, с большой иконой над ним. И совсем уже хорошее. В прошлом году местный предприниматель начал восстанавливать церковь, были организованы субботники, поставили новые окна и установили козырек над входом. Хочется выразить огромную признательность людям, которые ухаживают за памятником истории и стараются сохранить его. Дай Бог им сил!
Рядом с церковью расположено небольшое кладбище, последнее захоронение было 1996 г.
Вокруг церкви место заброшенного села Елизаветино со следами домов и их остовов . В селе уже никто не живет, в 2009 году еще жили 3 жителя, а сейчас печально пустынно
Село Елизаветино сейчас.
Вот на такой грустной ноте и остановлюсь. У меня впереди остается два дня пути по моему пешему маршруту. И тоже по следу великого Бенардаки.