Когда весь маршрут пройден, когда угас весь адреналин, когда всем уже сто раз рассказано и пересказано, все сайты заполнены восторженными фотографиями, наступает момент осознания, что все уже позади. Разве что мозоли еще будут напоминать о переходах. И вот через несколько дней начинаешь думать о следующем маршруте. вспоминаешь об ошибках, неудачах, лишних километрах, лишнем снаряжении в рюкзаке. Видимо, это самый бесценный опыт, его не прочтешь ни в одной книге. И меня поймет только тот, кто сам ходит пешими маршрутами. Сегодня напишу коротко о нескольких своих мыслях после похода.
Последний поход 80 км я прошел за три дня с двумя ночевками, то есть в среднем по 26-27км за день. Считаю это своей ошибкой, дневные переходы надо делать не больше 20км, а то и меньше. Больше уделять внимания отдыху, созерцанию природы или приготовлению обеда. Да просто походить босиком или в тапочках, чтоб ноги отдохнули.
При прокладке пешего маршрута надо учитывать следующие моменты: - маршрут желательно проходить с юга на север, чтобы не било в глаза солнце. Глаза устают от беспощадного солнца, даже в солнцезащитных очках. - если есть по маршруту железная дорога, стараться переходить ее в удобных местах. Мне пришлось перелазить через высокую крутую насыпь, а с рюкзаком в 20кг и одному это очень тяжело. Да и опасно. - не переходить вспаханное поле напрямую, по возможности это место надо обойти. Я пожалел, когда решил срезать ради удобного места ночлега и пошел по пашне с крупными комьями. При отсутствии опыта травма гарантирована. Очень опасное решение. - дороги выбирать только грунтовые. Ни в коем случае не идти по асфальту или крупной щебенке. Ноги отбивает напрочь. Как-то решил пройти по улице одной деревни и пожалел. Километр ходьбы по неровной щебеночной дороге - это не правильное решение. Надо было обойти по окраине, там хорошая грунтовая дорога.
Оптимальная дорога для пешего туриста - грунтовая
- если уж получается, что придется идти по асфальту, то только по обочине и навстречу движения. Оглядываться с рюкзаком за спиной не очень удобно, да и по правилам пешеход всегда должен идти навстречу движению слева.
Не очень удобная для пешей ходьбы щебеночная неровная дорога
Слева гравийка, а я иду по грунтовке - просто замечательно
И еще на сегодня. Хотя это уже опыт, а не ошибка. Останавливаться на ночлег надо в шесть вечера, до темноты надо успеть установить палатку, приготовить ужин и на это тратиться не торопясь минимум два-три часа. Можно и за меньшее время, останавливаться уже в сумерки, но это уже в напряг и никакого отдыха не будет.