Оригинал взят у
navy_korabel в
Эсминцы пр. 956. Часть 6. Последний шанс "Сарычей"Окончание (предыдущие записи -
по метке)
Если провести специализированный опрос общественного мнения на тему "Хотели бы вы, чтобы оставшиеся эсминцы пр. 956 были отремонтированы (модернизированы) и снова введены в строй?", б'ольшая часть опрошенных, скорее всего, даст положительный ответ - настолько велика народная симпатия к этим мощным и красивым кораблям. К сожалению, одной лишь симпатии здесь мало, и, перед тем как начинать сбор подписей за спасение "Сарычей", следует трезво оценить возможность и целесообразность их восстановления.
© "Адмирал Ушаков" готовится дать полный бортовой залп главным калибром, 17.08.05 (фото от Shtorm_DV с navsource.narod.ru)
Возможность
Двумя краеугольными камнями в данном вопросе являются паровые котлы и турбины. Несмотря на острую критику турбинного (в частности - лопаточного) производства Кировского завода, прозвучавшую со стороны одного из бывших работников предприятия (
ссылка 1), положение дел на Киров-Энергомаше далеко не столь плачевно. На станках с ЧПУ, которых "всего три", исправно изготавливаются лопатки (
ссылка 2), а выигранный тендер на производство паротурбинной силовой установки для головного атомного ледокола ЛК-60 пр. 22220 (
ссылка 3) позволит заводу быстро восстановить навыки, приобретённые им при создании ПТУ для кораблей ледокольного и военно-морского флота СССР.
О хорошем самочувствии Киров-Энергомаша говорит и тот факт, что буквально на днях завод приступил к комплексной дефектации энергооборудования ТАРКР "Адмирал Нахимов", проходящего модернизацию на Севмаше (
ссылка 4). Основные блоки ГТЗА, включая паровую турбину и редуктор (в сообщении - в единственном числе), были доставлены на предприятие в начале июня.. После утверждения заказчиком (Севмашем) дефектовочных ведомостей будет заключён контракт на выполнение ремонтных работ (
ссылка 5 с подачи
flotprom.ru). С учётом того, что на сайте предприятия говорится об обслуживании на базе комплекса "Турбосервис" ГТЗА-674, ТНА-4 и вспомогательных механизмов (
ссылка 6), относящихся к ГЭУ эсминцев пр. 956, можно утверждать о готовности Киров-Энергомаша к участию в ВТГ "Сарычей".
Производство котлов КВГ-3, в свою очередь, может быть восстановлено на Балтийском заводе, который в 2006 г. изготовил восемь КВГ-3Д для "Викрамадитьи" (
ссылка 7), а в 2013 г. выполнил их аварийный ремонт после частичного разрушения теплоизоляции в ходе испытаний по причинам, не связанным с конструкцией самого агрегата (
ссылка 8). Котлы индийского авианосца отличаются от применённых в пр. 956 в основном использованием дизельного топлива вместо флотского мазута, и особых препятствий для изготовления или ремонта КВГ-3 силами Балтийского завода быть не должно. Кроме того, в СКБ котлостроения уже разработан усовершенствованный котлоагрегат КВГ 6М-1, полностью взаимозаменяемый с котлами КВГ-3, способный работать на дизельном топливе и без постоянной вахты (
ссылка 9).
© Целесообразность
Доводы, изложенные в предыдущем разделе, позволяют сделать вывод о возможности восстановления работоспособности ГЭУ всех эсминцев пр. 956, выведенных в резерв, и даже замены отдельных её элементов (в частности, котлов) на более совершенные (при этом замену КТУ на ГТУ, требующую дефицитных двигателей и перекомпоновки большого количества помещений, следует сразу исключить из рассмотрения как практически невыполнимую). Однако весьма затратный восстановительный (средний) ремонт сразу нескольких морально устаревших кораблей 3-го поколения требует серьёзного безэмоционального обоснования с точки зрения полезности "Сарычей" для ВМФ РФ.
При всей симпатии к выдающемуся проекту приходится признать, что:
1) в ближней морской зоне, где сейчас в основном используются эсминцы, в них попросту нет необходимости - с обязанностями охраны водного района прекрасно справляются МРК (РКА) и МПК;
2) относительно использования 956-х в дальней морской зоне у командования ВМФ, надо полагать, уже давно сложилось стойкое предубеждение, которое препятствует и будет препятствовать их назначению в состав сил боевой службы;
3) выполнение "Сарычами" представительских функций может серьёзно осложнить повышенное дымообразование, свойственное их КТУ в режиме прогрева, которое вряд ли будет способствовать поддержанию положительного имиджа ВМФ России в мире (в том, что СКБК удастся справиться с этим недоразумением полной уверенности нет);
4) "нестандартный" флотский мазут является лишней, никому не нужной проблемой снабжения как в районе постоянного базирования, так и на боевой службе, а ремонт котлов и подготовка котельных машинистов - головной болью СРЗ и учебных центров (всё это ВМФ вынужден терпеть из-за наличия в его составе других кораблей с КТУ - ТАВКР и ТАРКР).
Острая нехватка корабельного состава для БС в дальних водах могла бы послужить стимулом к восстановлению технической готовности эсминцев пр. 956, однако производственных мощностей для этого явно не хватает, а первым номером в списке на выход из резерва 2-й категории значится "Адмирал Харламов" - один из надёжных, проверенных временем БПК пр. 1155. Поэтому повлиять на судьбу невезучей серии эсминцев 1-го ранга способна только экстраординарная ситуация, в которой уникальность (незаменимость) "Сарычей" не вызывала бы никаких сомнений. 17 июня 2011 г. именно такая ситуация возникла в связи с заказом во Франции двух ДВКД типа "Мистраль".
© Последний шанс "Сарычей"
Для того, чтобы по окончании строительства и испытаний "Мистрали" не повисли в воздухе, требовалось не только обеспечить надлежащие условия базирования (во Владивостоке и Севастополе), но и создать организационную структуру тактической группы, возглавляемой ДВКД. Вот тут-то и пригодились бы ЗРК средней дальности, противолодочное и противокорабельное вооружение и, самое главное, мощнейшая батарея главного калибра суперэсминцев пр. 956, одной из главных задач которых считалась и считается огневая поддержка десанта (
ссылка 10).
По мнению автора, два "Сарыча" идеально вписались бы в состав десантной тактической группы (ДТГ), состоящей кроме них из одного ДВКД и двух БДК пр. 775. При проведении морской десантной операции эсминцы обеспечили бы достаточно надёжное боевое охранение на переходе морем и огневую поддержку первой волны десанта, загоризонтную высадку которой одновременно с вертикальным охватом выполнил бы ДВКД, после чего БДК осталось бы высадить вторую волну непосредственно на побережье, а эсминцам - перенести огонь вглубь обороны противника.
По одной такой группе можно было бы иметь на Дальнем Востоке и в Средиземном море, а в случае предполагавшейся постройки ещё двух ДВКД боевая служба двух ДТГ могла бы осуществляться практически на постоянной основе. Подобный сценарий развития событий предоставлял "Сарычам" уникальную возможность начать жизнь заново. Государственная необходимость "отработки" вложенных в "Мистрали" бюджетных средств вывела бы вопрос восстановления технической готовности эсминцев пр. 956 совсем на другой уровень.
Почти не приходится сомневаться, что в этом случае в разумно короткие сроки были бы введены в строй как минимум три самых ремонтопригодных корабля ("Беспокойный", "Бурный", "Безбоязненный"), как максимум - ещё два (выведенные из состава флота бывшие "Гремящие", находящиеся в достаточно приличном техсостоянии). Неожиданно возобновившийся в начале 2013 г. ремонт "Бурного" (
ссылка 11) - практически одновременно с закладкой "Владивостока", возможно, был связан с некоторым единством взглядов автора блога и ГК ВМФ.
Отремонтированные ГЭУ (как вариант - с новыми усовершенствованными котлами) и комплектование дивизионов движения исключительно на контрактной основе (с высоким денежным довольствием) позволили бы эсминцам пр. 956 снова ходить в дальние воды, при этом два-три корабля можно было бы включить в состав Черноморского флота для несения регулярной боевой службы в Средиземном море. Однако крымские и донбасские события привели к приостановке поставки "Мистралей", и если передача России построенных во Франции ДВКД так и не состоится, это будет означать крушение надежд на лучшее будущее "Сарычей", т. к. шансов дождаться вступления в строй аналогичных кораблей отечественной постройки у эсминцев пр. 956 крайне мало, если не сказать, что их нет совсем.
©