Оригинал взят у
surcouf в
95 лет назадПогиб не в бою
1917 год. Тихая летняя ночь окутала Оркнейские острова. В главной базе королевского флота Скапа-Флоу застыли на рейде дредноуты Гранд Флита. Кажется, ничто не предвещало катастрофы, как вдруг около полуночи раздался взрыв на линкоре «Вэнгард», в результате которого корабль затонул, унеся с собой в пучину почти весь экипаж.
«
Взрыв»
Что это было? Диверсия или другая причина? Следственная комиссия пришла к выводу о самопроизвольном возгорании кордита в одном из артиллерийских погребов дредноута. Останки корабля все еще находятся на дне гавани, но маловероятно, что их исследование в наши дни может пролить свет на причины трагедии и определить, - был ли на самом деле взрыв в одном из погребов боезапаса, расположенном в центре корабля, вызван дефектом хранившихся там зарядов, либо другими причинами. Деятельность следственной комиссии по установлению обстоятельств катастрофы, вскрыла серьезные нарушения в хранении взрывчатых веществ на британских линкорах. Контроль уровня температуры в артиллерийских погребах велся бессистемно, на каждом корабле по-своему. Взрыв «Вэнгарда» послужил поводом к ужесточению требований, предъявляемых к хранению боеприпасов на кораблях королевского флота. Удивительно мало было написано современниками о внезапной гибели этого дредноута. Катастрофа упоминается в официальной истории очень кратко и расплывчато. Типичной является формулировка Оскара Паркса: «Разрушен внутренним взрывом в Скапа-Флоу 9 июля 1917 года». В более поздних источниках либо обобщают выводы следственной комиссии, либо пытаются применить к трагедии «Вэнгарда» конспирологические выдумки о возможной диверсии или саботаже, используя при этом косвенные улики.
«
HMS Vanguard»
Линкор «Вэнгард» был построен на верфи Викерса в Барроу-ин-Фернессе, спущен на воду в 1909 году, став седьмым дредноутом Королевского флота. Вместе со своими систершипами - «Коллингвудом» и «Сент-Винсентом», построенными вслед за кораблями класса «Беллерофон», являлся несколько улучшенной версией «Дредноута». Главное отличие состояло в установке 12-дюймовых орудий Мк.ХI с длиной ствола в 50 калибров, вместо более коротких (в 45 калибров) у предшественников. Это был последний дредноут британского флота с линейно-ромбическим расположением башен главного калибра. Количество 4-х дюймовых орудий противоминной артиллерии было доведено до двадцати единиц. Корабль имел полное водоизмещение 22800 тонн, длину 163,4 метра, ширину 25,6 метра и среднюю осадку 8,5 метра. Энергетическая установка состояла из 18 котлов «Бабкок и Вилкокс» на смешанном угольно-нефтяном отоплении и четырех турбин Парсонса, позволявших развивать максимальную скорость 21 узел. Бронирование, в целом, оставалось подобным таковому на дредноутах класса «Беллерофон» с незначительными изменениями. Запас топлива 940 тонн нефти и от 940 до 2800 тонн угля. Экипаж 718-823 человека. Корабль обошелся британской казне в 1.606.030 фунтов стерлингов. Линкор вступил в состав флота в 1910 году и до войны наиболее заметным эпизодом его «мирной» деятельности было участие в расстреле старого броненосца «Эмперор оф Индиа», который был использован в качестве учебной цели.
«
HMS Vanguard»
В августе 1914 года «Вэнгард» входил в состав первой линейной эскадры. До Ютландского сражения линкор отличился лишь однажды, открыв огонь по германской подводной лодке в гавани Скапа-Флоу, однако тревога оказалась ложной. Даже такое незначительное событие оставило след в истории, наверное, потому, что база Скапа-Флоу или «Северная база», как ее часто называют, была довольно унылым местом, поскольку Оркнейские острова открыты всем ветрам, мало населены, растительность на них бедная и карликовая. Командование британского флота понимало, что в таких условиях нужно чем-то занять экипажи кораблей, чтобы снизить вероятность недовольства и агрессии среди моряков, выматывающихся на бесконечных угольных погрузках, тактических учениях, артиллерийских стрельбах и патрулированиях в Северном море. С целью поддержания морального духа, флот построил в этой базе свой собственный спортивный комплекс, был даже организован самодеятельный театр.
«
HMS Vanguard»
31 мая 1916 года «Вэнгард» участвовал в Ютландском сражении в составе четвертой линейной эскадры. За время боя сделал 57 выстрелов главным калибром и 10 выстрелов из 4-хдюймовых орудий. Снаряды главного калибра, в основном, предназначались германскому крейсеру «Висбаден», который британский дредноут накрыл с четвертого залпа, позже пушки «Вэнгарда» стреляли по германским миноносцам, в ход шли снаряды, как главного, так и противоминного калибра. В этом бою британский линкор каких-либо повреждений не получил и потерь в экипаже не имел.
«
Диспозиция»
В роковой вечер понедельника 9 июля 1917 года на якорной стоянке в Скапа-Флоу все было спокойно. Погода была пасмурной и прохладной, с легким северо-восточным ветром. Днем экипаж линкора проводил учения - в первой половине дня моряки практиковались в «покидании корабля», в 17.00 «Вэнгард» выставил параваны и прошел с ними до своего места на рейде. В 18.30 корабль стал на бочку в окружении других кораблей Британского флота: на правом траверзе стоял на швартовной бочке его систрешип - «Коллингвуд», на левом - дредноуты «Нептун» и «Уорспайт», впереди левого траверза - «Центурион», а на правой раковине пришвартовался линкор «Беллерофон». До 23.20 команды британских дредноутов занимались своими обычными вечерними делами, как вдруг позади фок-мачты «Вэнгарда» возникла яркая вспышка пламени, за которой последовали два мощных взрыва, скрывшие корабль под пеленой дыма. К месту катастрофы с окружающих кораблей были направлены спасательные шлюпки, которым удалось поднять из воды одного офицера и трех матросов. Офицером оказался лейтенант-командер Дюк, он был ранен и вскоре от полученных травм скончался. Когда рассеялся дым, «Вэнгард» уже исчез под водой, найдя свою могилу на глубине почти 33 метров. Вместе с линкором погибло 804 человека, среди которых был наблюдатель от Императорского Флота Японии командер Ито и двое заключенных-штрафников с австралийского крейсера «Сидней». По состоянию на 14 июля 1917 года из воды удалось извлечь тела 22 погибших моряков, которых похоронили недалеко от останков их корабля - на Морском кладбище в Линессе. 11 августа 1917 года «Вэнгард» был официально исключен из списков британского флота.
«
HMS Vanguard»
До войны боезапас линкоров класса «Колингвуд», к которому принадлежал «Вэнгард», для орудий главного калибра составлял 800 боевых снарядов (из которых 240 бронебойных, 400 осколочных и 160 фугасных с лиддитовой начинкой), а также 80 практических снарядов. Для выстрела снарядом главного калибра на максимальную дальность требовалось 307кг кордита, который был упакован в шелковые картузы, коих на корабле насчитывалось 1600. Во время войны число снарядов на одно орудие главного калибра было доведено с 80 до 100 (из них 30% бронебойных, 35% осколочных и 35% фугасных). И поскольку пространство погребов главного калибра не было рассчитано на такое количество снарядов, часть двенадцатидюймовых зарядов хранилась в погребах четырехдюймовых орудий.
«
HMS Vanguard»
Когда прогремел взрыв на «Вэнгарде», многие подумали, что он стал жертвой торпедной атаки германской подводной лодки. Адмирал, командующий базами на Оркнейский и Шетландских островах, запросил данные с гидрофонов о шумах винтов подводных лодок. Ответ с гидрофонных станций был отрицательным - никаких шумов зарегистрировано не было, в связи с чем, меры противолодочной обороны с 7.25 утра следующего дня были отменены. В 0.35 часов 10 июля 1917 года в Адмиралтейство было сообщено, что «Вэнгард» погиб в результате внутреннего взрыва. О внутреннем характере взрыва говорили собранные свидетельские показания о том, что сначала позади фок-мачты возникла яркая вспышка или пламя, затем последовало два мощных взрыва, после которых прозвучало еще несколько взрывов меньшей мощности в быстрой последовательности. Большая часть свидетелей, видевших место первоначального взрыва и выброса пламени, отмечают, что это было где-то между фок-мачтой и башнями «Р» и «Q» в средней части корпуса корабля. Из чего был сделан очевидный вывод, что первый взрыв в центре корабля вызвал детонацию боезапаса в остальных погребах. Об этом косвенно свидетельствовала металлическая пластина размерами 1,8х3,5 фута, которая взрывом была заброшена на палубу линкора «Беллерофон». В пластине имелись характерные отверстия для электрокабелей, которые позволили идентифицировать ее как обломок переборки правого борта, располагавшейся позади барбета башни «А», где располагались динамо-машины. Признаков теплового воздействия этот кусок металла не имел, значит взрыв произошел не в погребе боезапаса башни «А». Была создана следственная комиссия, под председательством контр-адмирала Николсона, командующего первой линейной эскадрой. В состав комиссии входили командиры линкоров «Нептун» и «Канада» - Бернард и Джеймс С. Лей. Комиссией рассматривались четыре возможные версии катастрофы. Первая - поставка флоту некачественного кордита. Вторая - разложение кордита с последующим формированием его нестабильности в виду неудовлетворительных условий хранения в погребах боезапаса. Третья - диверсия вражеского агента. Четвертая - действия «опасного сумасшедшего».
«
HMS Vanguard»
В настоящее время почти за каждой катастрофой современная поп-культура видит какой-либо заговор. И катастрофа «Вэнгарда» послужила для конспирологов плодотворным источником. Это неудивительно, ведь время было военное. Имелись факты закладки немецкими агентами зажигательных устройств в угольных бункерах судов, отправлявшихся из Америки. Некоторые случаи диверсий приписывали ирландским боевикам, которые, как предполагалось, могли иметь заинтересованность в уничтожении британских военных кораблей.
Лучше всего подходил на роль злоумышленника механик орудийной башни, который до «Вэнгарда» служил на броненосном крейсере «Натал» незадолго до его взрыва в 1915 году - Джек А. Харстон. Он со своим помощником Робертом Уильямсом регулировал механизмы подачи снарядов башни «А» в четверг, за четыре дня до катастрофы. Подозрения вызвало и то, что он покинул борт линкора за несколько часов до взрыва. Харстон отверг все обвинения, а следственная комиссия пришла к выводу, что показания этого человека не вызывают подозрений, в связи с чем было примечательно сообщение контр-адмирала Николсона адмиралу Битти: «Харстон показал полное незнание устройства погребов боезапаса и просил приставить к нему детективов для негласного наблюдения, чтобы исключить все подозрения в отношении своей персоны». Этот самый Харстон прослужил на Королевском флоте до самой пенсии, при этом ничем криминальным не отличившись.
«
HMS Vanguard»
Следственная комиссия не нашла никаких доказательств версии саботажа. Во время Первой мировой войны «Ройал Нэви», включая «Вэнгард», потерял пять кораблей от внутренних взрывов. Первым был броненосец «Булварк» 26 ноября 1914 года, за ним последовал минный заградитель «Принцесс Ирэн» 27 мая 1915 года. Потом был броненосный крейсер «Натал» 30 декабря 1915 года, после «Вэнгарда» взлетел на воздух монитор «Глэттон» 16 сентября 1918 года. «Глэттон» являлся новейшим кораблем, для расследования его гибели был осмотрен его систершип монитор «Горгон», выяснилось, что погреб шестидюймовых орудий на этом корабле был расположен в непосредственной близости от котельного отсека. Отделяющая их переборка накалялась от жара котла, древесина внутри переборки была черной, а вместо пробковой прокладки были обнаружены стопки старых газет. Потеря «Принцесс Ирэн» была связана со взрывом одной из ее собственных мин, что имеет мало общего с трагедией «Вэнгарда». На момент катастрофы «Вэнгард», как и два его систершипа, не смотря на то, что находились в строю менее 10 лет, считались морально устаревшими. В состав флота вошли более современные корабли, такие как линейные крейсера «Ринаун» и «Рипалс», легкие линейные крейсера «Корейджес» и «Глориус», линейный крейсер «Фьюриос», который вошел в состав флота за 2 недели до гибели «Вэнгарда», а так же линкоры класса «Ривендж». Какого-либо различия в уровнях безопасности этих новых кораблей и «Вэнгарда» не было, поэтому немецкий агент предпочел бы старому линкору более современные цели. Для броненосца «Булварк» и крейсера «Натал» доказательств их гибели в результате действий вражеских агентов установлено не было. Предположительно оба корабля погибли при спонтанных взрывах разложившегося кордита. Следственная комиссия, в своих выводах по делу «Вэнгарда», приняла на вооружение принцип «лезвия Оккама» - «Не следует множить сущее без необходимости» или самая простая разгадка тайны, как правило, есть истина: взрыв 9 июля 1917 года был случайным и произошел в погребе боеприпасов к 4-х дюймовым орудиям, в котором хранились метательные заряды к орудиям главного калибра. Возгорание кордита произошло по причине его разложения от действия повышенной температуры, источником которой служили котлы и нагретые угольные бункеры, расположенные в непосредственной близости от этих погребов.
Подробнее здесь - William Schleihauf «Disaster in Harbour: The Loss of HMS Vanguard»