Как я провел 90-е

Sep 19, 2015 12:29

Тут народ флешмоб замутил на тему "Как я провел девяностые". Внесу и свои пять копеек.
На 90-е пришлось моё обучение в университете. Было большое желание заниматься научной работой в области кардиологии. Мы все знаем, что наука есть способ удовлетворять собственное любопытство за казенный счет. Вот с этим-то как раз тогда очень большая проблема была. Если коротко: желаешь заниматься исследованиями - покупай все необходимое за собственные средства. Государство на университетскую науку, особенно на периферии, в то время выделяло ноль целых фиг десятых. А как за свой счет? Цены-то ого-го! Явно не для студента. Но охота пуще неволи. Был на кафедре внутренних болезней один интересный прибор, собранный ещё в советском Киеве в ПО имени С.П.Королева из каких-то ракетных блоков. С его помощью можно было выполнять такое интересное исследование как вено-окклюзионная плетизмография. А если по-простому, то точные датчики могли регистрировать изменение объёма предплечья в зависимости от его большего или меньшего наполнения кровью, что позволяло судить о величине венозного и артериального кровотока.
Это, значит, пункт первый. Теперь далее. В то время во всей мировой кардиологии было на подъёме исследование функции эндотелия - это внутренний слой клеток наших артерий. Чтобы было ясно, скажу, что это непросто оболочка, а весьма активно вырабатывающий различные вещества, от которых зависит тонус сосудов, орган. Да ещё и не маленький. Если гипотетически соскрести с сосудов весь эндотелий, то куча величиной примерно с печень получится. Для исследования функции эндотелия в то время использовали пробу с внутриартериальным введением ацетилхолина. Технически сложно, да и неясно за какие шиши этот самый ацетилхолин покупать. И тут в журнале "Кардиология" в обзорной статье, посвященной эндотелию я прочел, что вполне адекватным индуктором высвобождения эндотелием всех факторов сосудистого тонуса является реактивная гиперемия. А осуществить её проще простого. Накачать в закрепленную на плече обычную манжету от тонометра воздух, чтобы перекрыть кровоток. Подождать 5 минут (за это время ничего не случится) и выпустить воздух. Артерии руки отреагируют на это максимально возможным расширением сосудов.
Эврика!!! Берешь наш чудо-прибор, измеряешь уровень кровотока до пробы, проводишь пробу с реактивной гиперемией, вновь измеряешь кровоток, и вуаля, по разности оного судишь о функциональном состоянии эндотелия! Не помня себя от радости я изложил эту мысль "опекавшему" меня тогда профессору Валерию Ивановичу Вишневскому. К моей ещё большей радости он эту идею поддержал. И вот только тогда я решился обратиться к заведующему кафедрой. В итоге, родилась весьма перспективная тема диссертации, не требующая, что тогда было архиважно, затрат на реактивы и оборудование. Защищена диссертация была в 2001 году, но это совсем другая история, ибо тогда уже наступила эпоха Путина.
А на фотке - я в 1998 году на момент выпуска из университета.


жЫзнь, наука, медицина

Previous post Next post
Up