Первая читка современной пьесы в Нижневартовском кафе

Oct 13, 2016 19:52




“Просто есть вещи, которые сложно контролировать”, - признание Насти в пьесе "Кадыр".
Надысь в кафе “Юлиус Майнл” состоялась так называемая театральная читка. Её впервые провели за пределами театра*.

Это такое новомодное культурное явление, суть которого сводится к тому, что несколько (единиц, десятков, сотен) людей собираются в одном месте и слушают как им вслух читают какой-нибудь театральный текст. Дальше, по желанию, всё это дело обсуждают.


Такой нехитрый способ интересно провести время, себя показать, на других посмотреть и приобщиться к прекрасному. Просто и бесплатно, так как требует от организаторов и участников минимальных усилий при подготовке и проведении (особенно в сравнении с театральной постановкой, где нужны свет, звук, костюмы и много чего ещё).

Формат интересен тем, что заставляет сосредоточиться на тексте. Только голос, паузы, интонации и ничто от них не отвлекает. Если в театре можно потерять нить повествования за музыкой, шутейками или активными действиями, разворачивающимися на сцене, то здесь - чистый концентрат и поток сознания. Можно закрыть глаза, ловить каждое слово и строить свой театр в голове.

То же самое, конечно, можно прочитать и дома самостоятельно, но кто это вообще делает? Кто читает современные пьесы? Да вообще хоть какие-нибудь? Это во-первых. А во-вторых, общественное обсуждение - это такая же важная часть мероприятия, как собственно читка.

В кафе в этот вечер собрались больше 50 человек. Читали документальную монопьесу современного петербургского драматурга Анастасии Мордвиновой «Кадыр».Скачать его можно здесь: http://lubimovka.ru/images/plays2016/fringe/Mordvinova_Kadyr.docx
Посмотреть сюжет про барабанщика Кадыра на НТВ можно здесь: http://www.ntv.ru/video/1007241/​





Кадыр (по версии НТВ - Кадир) - обычный реально существующий дворник.
Он настолько сильно засел в голове Анастасии Мордвиновой, что стал героем её пьесы.
Пьеса, к слову, автобиографична. Ударение в названии - на последний слог. Так как, еще раз подчеркну, пьеса современная, в ней есть отсылки и на Кадырова, и на НТВ, и на прочие “ботиночки из Кидо и очки PRADA”.

Несмотря на простоту и будничность как самих действий в тексте, так и в целом истории, пьеса довольно глубокая и символичная. Её можно рассматривать под разными углами и раз от раза находить всё новые смыслы.

Люди разных возрастов и профессий, послушав читку, уловили в ней нечто своё. Кто-то отметил, что это текст об одиночестве. Кому-то показался интересным выбранный стиль повествования (монолог девушки, которая рассказывает об одном и том же событии разным людям - соседке, коллеге, друзьям и так далее).

Многие пожалели героиню, посчитав, что её жизнь должно быть чрезвычайно скучная и пресная, раз она (дальше будет незначительный спойлер) поплелась за каким-то дворником в его каморку и впечатлилась той банальной ситуацией, которая с ней произошла (дворник предложил ей коньяк, водку и массаж, она отказалась и ушла, всё).

Эта жалость к героине особенно улыбнула, так как автор “Кадыра” явно имела в виду всех нас, современных среднестатистических людей, в том числе и тех, кто спокойным будничным вечером после работы прискакал на читку. Видимо и она и “сочувствующие” оказались правы. Действительно, у всех жизнь в какой-то мере пресная и каждого может выбить из колеи условный дворник.

Обсуждение не было скучным и было пафосным лишь слегка. Местами было даже смешно. Особенно когда Саша Терикова начала троллить “точкой зрения банального символизма” про то, что четыре главы пьесы (на самом деле их 6)- это четыре угла комнаты, символизирующей душу Кадыра (на самом деле текст про Настину душу).

Свои мысли высказали человек 10-15, послушать было в какой-то мере интересно каждого (даже небольшой спор состоялся).

Сходить на мероприятие меня, прежде всего, заставил список организаторов и участников читки:
• Алексей Житковский. Это тот вартовчанин, по чьим текстам москвичи намереваются снимать кино и ставить спектакли. Тот, чьи фильмы показывают на всероссийских фестивалях и который организует в Нижневартовске божественный КиноДжаз да и мало ли чего еще замечательного.
• Ольга Власова. Театральный критик и работник нижневартовского Драмтеатра. Её я знаю не так давно, но исключительно как творческого человека, которому до всего есть дела (другими словами, за любой культурный кипиш).
• И, собственно, сами актеры Гордрама, которым я тут признавался в любви уже не раз.
Вообще, это здорово, что в Нижневартовске зародился такой формат, куда можно прийти и услышать нечто новое из мира искусства. Хорошо, что в городе сформировалась своя творческая культурная тусовочка, объединяющая совершенно разных людей. Рад, что в ней много знакомых лиц.

Спасибо организаторам за организацию, чтецам за чтение, а кафе за кофе.

Следующую читку обещают провести 3 ноября в обновлённом музее имени Шувалова.

*Раньше в Драмтеатре уже собирались как минимум трижды. Чтобы прочитать пьесу “Наташина мечта” и еще 2 работы Алексея Житковского: “Посадить дерево” (по которому теперь ставят спектакль) и “Мизантроп”. Однако до вчерашнего вечера читки проводили только в пространстве театра, а теперь состоялся первый выход “в народ”.

Чтобы не пропустить следующий пост, подписывайтесь:
Медиум · Телеграм

культура, события и мероприятия

Previous post Next post
Up