Я осилил всю серию про Фандорина, а напоследок, ту книгу, что еще не читал. И она мне совершенно не понравилась. Вроде бы антураж произведения выбран совершенно необычный, но меня корежило, например, от того, как повернулся ход с гражданской "супругой". В предыдущем "Весь мир театр", автор показывает совершенно другую пассию главного героя, и то, какие сильные изменения происходят с ним, когда он в третий раз в жизни все сильно влюбился. А в "Черном городе" оказывается, что это фикция, и его жена просто ТП, причем надоедливая и совершенно поверхностная. А как же достаточно умная и психологически сильная актриса, части внутреннего монолога (отсюда и это мнение) можно было наблюдать в "Весь мир театр". Словно, Акунин, сам забыл, какую идею он вкладывал в прошлой книге, и решил поскорее отвязаться от ненужного персонажа, которого почти некуда пристроить по сюжету в книгу. Ну и злодей, совершенно нехаризматичный, никакой (то ли дело Линд, например, которого в "Коронации" почти нет, зато впечатление как от жестокого гения преступного мира), неинтересно было в наблюдать как Фандорин за ним гоняется, примерно похожие схемы были уже тысячу раз в пошлых книгах. Просто, книга как-то неувязывается с всей серией, да и поведение главного персонажа - ни в одной из книг меня так не бесила его неуклонная баранья цель следования своему, им придуманному кодексу чести - в прошлых книгах это не выглядело глупым и каким-то нарочито надутым. Ну и финал, с явным намеком на продолжение, это совершенно ясно из того, что Маса не умер, то есть не показали как умер его ближайший и неизменный друг, а самого Фандорина [Spoiler (click to open)]вроде как застрелили, хотя мне кажется фигушки - он еще до Второй Мировой как минимум будет скакать и спасать мир. Книга неплохая, но если сравнить с предыдущими частями, до "Алмазной колесницы", она совершенно скучна для меня.