Что такое "хорошенькие голубые огоньки" в дневниках Чуковского, которого Крупская хотела запретить

Feb 05, 2024 13:29


Чуковский писал:



«В самом деле: что за церемонии! У меня все время было чувство, что церемоний вообще никаких не осталось, все начистоту, откровенно. Кому какое дело, как зовут ту ненужную падаль, которую сейчас сунут в печь. Сгорела бы поскорее - вот и все. Но падаль, как назло, не горела. Печь была советская, инженеры были советские, покойники были советские - все в разладе, кое-как, еле-еле. Печь была холодная, комиссар торопился уехать. «Скоро ли? Поскорее, пожалуйста». «Еще 20 минут!» - повторял каждый час комиссар. Печь остыла совсем. <...> Но для развлечения гроб приволокли раньше времени. В гробу лежал коричневый, как индус, хорошенький юноша-красноармеец, с обнаженными зубами, как будто смеющийся, с распоротым животом, по фамилии Грачев. (Перед этим мы смотрели на какую-то умершую старушку, прикрытую кисеей,- синюю, как синие чернила.) <...> Наконец молодой строитель печи крикнул - накладывай! -- похоронщики в белых балахонах схватились за огромные железные щипцы, висящие с потолка на цепи, и, неуклюже ворочая ими и чуть не съездив по физиономиям всех присутствующих, возложили на них вихлящийся гроб я сунула 9 печь, разобрав предварительно кирпичи у заслонки, Смеющийся Грачев очутился в огне. Сквозь отверстие было видно, как горит его гроб - медленно (печь совсем холодная), как весело и гостеприимно встретило его пламя. Пустили газу - и дело пошло еще веселее. Комиссар был вполне доволен: особенно понравилось всем, что из гроба вдруг высунулась рука мертвеца и поднялась вверх - «рука! рука! смотрите, рука!»,- потом сжигаемый весь почернел, из индуса сделался негром, и из его глаз поднялись хорошенькие голубые огоньки. «Горит мозг!» - сказал архитектор. Рабочие толпились вокруг. Мы по очереди заглядывали в щелочку и с аппетитом говорили друг другу? «раскололся череп», «загорелись легкие»,- вежливо уступая дамам первое место. Гуляя по окрестным комнатам, я со Спесивцевой незадолго до того нашел в углу... свалку человеческих костей. Такими костями набито несколько запасных гробов, но гробов недостаточно, и кости валяются вокруг... <...> кругом говорили о том, что урн еще нету, а есть ящики, сделанные из листового железа («из старых вывесок»),- и что жаль закапывать эти урны. «Все равно весь прах не помещается». «Летом мы устроим удобрение!» - потирал инженер руки. <...>

Инженер рассказывал, что его дети играют в крематорий. Стул - это печь, девочка - покойник. А мальчик подлетит к печи и бубубу! Это - Каплун, к-рый мчится на автомобиле.

Вчера Мура впервые - по своей воле - произносила папа: научилась настолько следить за своей речью и управлять ею. Все эти оранжевые голые трупы тоже были когда-то Мурочками и тоже говорили когда-то впервые - па-па! Даже синяя старушка - была Мурочкой.»

В чём обвиняли Чуковского цензоры?

Суть своих претензий Крупская изложила в 1928 году в газете «Правда». С её лёгкой руки страницы официальной прессы запестрели термином «чуковщина». Дескать, «сказки дедушки Корнея» совершенно безыдейны и ничему не учат советских детей, а только пропагандируют буржуазный и мещанский образ жизни.

Ещё в 1925 году Гублит запретил издание «Мухи-Цокотухи», поскольку там празднуются реакционные праздники (именины и свадьба), а также за то, что комар - это не кто иной, как переодетый принц, а муха, соответственно, - принцесса. Тогда издание всё же разрешили, а Чуковский отшучивался, дескать, с таким успехом можно назвать Крокодила переодетым Чемберленом, а Мойдодыра - Милюковым.

Позже писателю уже стало не до шуток. Во время развёрнутой Крупской кампании по травле Чуковского в его произведениях находили куда более серьёзные идеологические просчёты. «Крокодил», оказывается, повествовал о «корниловском мятеже», «Чудо-дерево» рассказывало о социальном расслоении, чего в справедливом социалистическом обществе, конечно же, быть не могло, а «Мойдодыр» вообще оскорблял чувства трубочистов!



«Крокодил», 1937 год

Не обошлось и без привычных уже обвинений в прославлении мещанского быта и вообще любви к частной собственности. За это досталось и «Мухе-Цокотухе», и тому же «Чудо-дереву», на котором для буржуазных детей росли туфельки с помпончиками, и особенно детской песенке «Домок», где восхвалялось кулацкое накопительство.

Попытки доказать, что никакой вредной идеологической нагрузки сказки не несут, пользы Чуковскому не приносили. На это у Крупской уже был готов контраргумент: раз нет ни советского, ни антисоветского смысла, значит они вообще бессмыслица, пустой набор слов, «буржуазная муть», и незачем пичкать этим будущих строителей коммунизма.

В результате Корнею Ивановичу пришлось опубликовать в «Литературной газете» покаянное письмо, в котором он признавал свои ошибки и сообщал, что планирует написать новую сказку «Детская колхозия». В результате при жизни Крупской он вообще больше не писал для детей, но и после её смерти новым творениям Чуковского была уготована та же участь. От излишнего внимания цензуры их освободила фактически только смерть писателя.

https://dzen.ru/a/YGqjBAmmtxcCS3Nv?share_to=link

Возможно, Надежда Константиновна прежде всего имела претензии к личности писателя, что отразилось на её восприятии творчества Чуковского.

Это моё личное мнение поскольку мне крайне трудно воспринимать в положительном ключе и вообще смотреть что-либо из работ журналиста Кокорева после такого:

Тем не менее, того факта, что Корней Чуковский являлся талантливым поэтом, отрицать нельзя. Однако, похоже, что не совсем адекватные особенности личности писателя всё-таки повлияли и на его творчество для самых маленьких. Хотя, многие взрослые, которые не разбираются, например, в мифологии, связанной с образом мельницы, могут ничего особенного не заметить, а дети - тем более, но не все..

Про то, как стихотоворение Чуковского «Радость» довело меня в детском возрасте до слёз, а во взрослом возрасте заставило задуматься об адекватности писателя здесь (для лучшего понимания нужно прочесть с комментариями):

Ещё по теме:

Странные танцы..

Сакральные пляски с крокодилом?..


Сакральные пляски с крокодилом. О восстановленном памятнике в Волгограде - ЖеЖ - 2 февраля - 43920330481 - Медиаплатформа МирТесен


nayavu.mirtesen.ru

политика, СССР, история, дети, литература, поэзия, неадекват

Previous post Next post
Up