(...)
Мирча Элиаде констатирует, что в самых разных традиционных системах руководителями обрядов инициации в «мужских союзах» выступают подземные карлики, связанные с «чужими» и «странными» горными племенами, окруженными тайной, и имеющими репутацию великолепных кузнецов[9].
Напомним, что по утверждению французского синолога
Марселя Гранэ именно
архаические братства кузнецов являлись обладателями «наиболее авторитетных магических искусств и тайны первичной власти»[10]. Элиаде пишет в этой связи: «“Мужские военные союзы” как в Европе, так и в Центральной Азии, и на Дальнем Востоке (Япония) включали инициационные ритуалы, в которых у кузнецов было свое особое место»[11].
Наряду с тем Элиаде отмечает, что «традиционный мотив низкорослого народа, посвятившего себя целиком работе с металлами и живущего в недрах земли» засвидетельствован в самых разных традициях: «В нордических мифологиях карлики имели репутацию великолепных кузнецов; таким же авторитетом пользовались и некоторые феи. <…> У догонов первыми мифическими жителями их региона были негрилло, ныне исчезнувшие под землей, неутомимые кузнецы, - стук их молотов слышен еще и сейчас»[12].
«Дивьи люди»
К тому же самому ряду относятся и северорусские предания о «дивьих людях».
Этнограф, журналист и писатель Николай Евгеньевич Ончуков Вот что записано о «дивьих (дивных) людях» Урала и Западной Сибири в знаменитом собрании фольклориста, этнографа и издателя, действительного члена Императорского русского географического общества Н.Е. Ончукова (1872-1942): «Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. В заводе Каслях, по Луньевской железнодорожной ветке они выходят из гор и ходят между людьми, но люди их не видят. Культура у них величайшая, и свет у них в горах не хуже солнца. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные. Они предвещают людям разные события. Рассказывают, что в селах Белослудском, Зайковском и Строгановке в полночь слышится звон; слышали его только люди хорошей жизни, с чистой совестью. Такие люди слышат звон и идут на площадь к церкви. Приходит старик из Дивьих людей и рассказывает о событиях и предсказывает, что будет. Если приходит на площадь недостойный человек, он ничего не видит и не слышит. Мужики в тех местах знают все, что скрывается большевиками. <…> В Тюменьский монастырь приходил один из Дивьих людей въяве. Солдаты в него стреляли, но пули его не брали»[13].
М.-В.В. Моррис отмечает, что помимо обитания под землей «дивьих людей» с ирландскими Туата Де Дананн, валлийскими тилвит тег и исландскими эльфами сближают «высочайшая культура» и положительное отношение к христианству[14]. «Общим знаменателем» тилвит тег, эльфов и Туата Де Дананн Моррис уверенно называет «их восприятие христианской традицией как вполне достойных людей из плоти и крови»[15].
Аналогичным образом в русских преданиях Западной Сибири представлены и «дивьи люди»: как подземные жители, и, одновременно, люди из плоти и крови. При этом их основной характеристикой становится не только иномирность, но и христианская праведность. Моррис пишет: «Как и квели-куп, и Туата Де Дананн, дивьи люди русской Сибири необыкновенно искусны в кузнечном деле. Они живут в пещерах под горами, периодически идут на контакт с людьми (в основном, как тилвит тег, ради торговли)»[16].
Современные предания о «дивьих людях»
Современные представления о «дивьих людях», записанные в 2017 году со слов информанта Моррис из Томска, скрывающегося за инициалами М.А.П., выглядят следующим образом:
«[М.А.П.] В общем, Новосибирская область, район Колывани… стоп. <…> Не Новосибирск - Барнаул. Алтай. Там просто тоже есть Колывань, в общем, топоним в Сибири достаточно распространенный. Вот. Район, по некоторым рассказам, Телецкого озера, но что-то меня сомнения берут, потому что Телецкое там далековато… Короче, где-то в районе Колывани, которая алтайская, есть озеро. Крупное. Посредине озера - соответственно, там отрог тоже такой горный - посредине озера островок. Ландшафт по берегу - горный, ландшафт на острове - горный. По слухам, и на берегу, и на острове полным-полно пещер. И по преданиям, на этом самом острове когда-то жил кузнец из дивьих людей. Соответственно, появлялся он, я так понимаю, если что, из этих самых пещер и уходил в пещеры же. Если ты туда приплывал по его приглашению, то все было норм. Если нет, если ты просто… А, ну и если тебе реально было надо, то ты подплывал спокойно. Если ты просто плыл туда за какой-нибудь ебаной хуйней, то с деревьев на берегу и собственно на самом материке, и с берега острова, где тоже все густо поросло деревьями, на тебя начинали сыпаться змеи. И, соответственно, либо ты съебывался в ужасе, либо - ну, либо тебя находили потом уже. Уже не очень живого.
[Соб.] Ага. А чем отличалось то, что он делал? Ну, почему это было значимо, почему решили, что он из дивьих людей?
[М.А.П.] Ну, то, что он из дивьих людей - это, насколько я понимаю, было достаточно конкретно чем-либо эксплицировано. Хрен его знает, на самом деле, я не знаю. Но вроде как чем-то он отличался достаточно ярко и визуально, чтобы было понятно, что, ну, это не просто чувак из соседнего села. Это именно вот мужик из дивьих людей. А то, что он делал… Опять же, хрен его знает. Подозреваю, как и всегда в подобных легендах, отличалось качеством, и так далее. По-моему, да, по-моему, было артикулировано что-то на тему, что вещи от него, из его рук выходили ну очень крутые. То есть он скует тебе просто лопату, но этой лопатой еще твои праправнуки будут пиздить по башке воров, забравшихся за вишней в огород. То, что я слышал про дивьих людей напрямую, этим исчерпывается.
[Соб.] А от кого ты слышал?
[М.А.П.] От отца.
[Соб.] А он?..
[М.А.П.] А он… ну, у нас как бы семейство из тех мест, соответственно, либо от деда, либо от прадеда.
[Соб.] То есть от тех, кто его видел?
[М.А.П.] Нет. Видеть его не видели, потому что дело было сильно до революции, еще во времена Змеиногорского завода, к которому были приписаны мои предки. То есть это минимум времена моего пра… Так, кто у нас там был в реестре еще? Прапрапрадеда, минимум. То есть это тысяча восемьсот сороковые - тысяча восемьсот пятидесятые, кузнец, скорее всего, был еще раньше. И, соответственно, легенда передавалась где-то с тех времен. Но это прям инфа сто процентов, это прям мои предки там жили и все это видели. <…>
[Соб.] Но вот дивьи люди, дивьи люди - а это вообще кто? Это что за чуваки?
[М.А.П.] Хер его знает.
[Соб.] Ну, то есть это божества, не божества, духи, не духи?
[М.А.П.] Ну, к божествам их никто не приписывал. К духам, насколько я понимаю, тоже. То есть, ну, все мы знаем двоеверие, да, все мы знаем народную демонологию, как правило, духи в народной демонологии маркируются: либо черти, либо шайтаны, либо, если у чувака недостаточно промыт мозг христианскими категориями и он просто не понимает, что это за хуйня, то он так и говорит: я не знаю, что это за хуйня, но это какая-то неведомая хуйня.
[Соб.] То есть это просто чуваки из какого-то другого места?
[М.А.П.] Вот да! А дивьи люди всегда маркировались как - ну, вот, они тут такие есть, они ходят тут, какой-то странный и непонятный народ, праведники какие-то, наверно. Богом благословенные. Ну, хрен его знает.
[Соб.] Опаньки. Это уже очень круто.
[М.А.П.] Ну, то есть это нигде напрямую не было эксплицировано, насколько я помню, но по контексту они всегда воспринимались как какой-то особо праведный народ.
[Соб.] Эльфы-старообрядцы, короче.
[М.А.П.] Да. Скажем так: нигде не было коннотаций, например, как с западноевропейскими образцами эльфов на тему того, что это проклятый народ там, проклятые дети Адама и Евы…
[Соб.] Ну слушай, это не везде. <…>
[М.А.П.] <…> Тут не было, тут наоборот они всегда воспринимались как народ очень праведный. То есть такие таинственные праведники, которые сидят в каких-то туннелях под горами, вот, они всегда с этими туннелями очень тесно были связаны; и вот там сидят, они там ведут особо праведную жизнь, может быть.
[Соб.] То есть это именно подземные ребята?
[М.А.П.] Да. Они везде… <…> О, слушай, я тут сейчас по своей епархии могу развернуть полную картину, про все эти сибирские национально-региональные приколы. Про связь всей этой хуйни с пещерами. Про пещеры. Такой сибирский региональный миф основополагающий - это вот эти вот пещеры, во-первых. Во-вторых, это Беловодье. То есть одни из основных мифологических концептов для сибирского народного сознания - это, во-первых, вера в то, что вот эти горы - они не просто так, под ними есть пещеры. В пещерах творится какая-то херь. В общем, если вы спросите, на чем стоит Сибирь, я вам скажу - Сибирь стоит на катакомбах. Практически для всего сибирского контекста крайне характерно, что под любым населенным пунктом - а если этот пункт стоит хоть на каких-то горах, так в особенности - есть какие-то катакомбы. Если под пунктом нет катакомб, они есть в ближайших горах и в пещерах. <…> Соответственно, Томск стоит на катакомбах - объективный факт, и все вот эти алтайские и уральские мифологические рассказы, они тесно связаны с тем, что вот мы стоим на горах, в горах есть пещеры и в них творится всякое. <…> Так вот, во-первых, пещеры, во-вторых, Беловодье. Весь сибирский национальный миф, весь совершенно, зубами и когтями, стоит на том, что Сибирь - это не просто так страна. Это страна, где где-то заныкано Беловодье. Типа, мы его долго искали, правительство не давало нам его найти, но мы все равно его найдем, потому что ну где-то тут оно прячется, оно сто пудов прячется, не может не прятаться. Мы не нашли его на Алтае, его нигде нет, а стало быть, оно либо где-то на Тибете, либо под землей. Поэтому когда из горных пещер, которые, опять же, основополагающий элемент национального мифа, появляются какие-то особо праведные чуваки, которые говорят всем, что большевики - это пиздец, а давайте мы вам продадим особо крутое металлическое изделие, и при этом они отчетливо христиане и отчетливо ультраправедные - как бы логично подумать, что Беловодье ныкается где-то там. Где-то в подземных ходах. Где-то там можно выйти в благословенную страну - и не очень выйти обратно, как мы знаем»[17].
Об институте Аненербе и «Исследовательском отделе насыпных обитаемых холмов»
Весьма показательно, что всеми этими, на первый взгляд, невероятными хитросплетениями мифа и реальности пристально интересовались специалисты из института
Аненербе (Ahnenerbe, «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков», 1935-1945), созданного под эгидой рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера и обергруппенфюрера СС Вальтера Дарре[18], возглавлявшего Главное управление СС по вопросам расы и поселения, а также Управление аграрной политики НСДАП. В противном случае сложно объяснить существование в структуре этого «хитрого» института «Исследовательского отдела насыпных обитаемых холмов», руководителем которого являлся один из основателей современной археологии поселений
Вернер Хаарнагель (нем. Werner Haarnagel, 1907-1984)[19].
Немецкий археолог и руководящий сотрудник института Аненербе Вернер Хаарнагель Уже из одного названия этого исследовательского отдела со всей очевидностью вытекает, что еще во второй половине 1930-х годов сотрудникам данного отдела вменялось в обязанность на регулярной основе изучать не некие культовые святилища («муляжи», связанные с почитанием предков), а искусственно созданные сооружения, предназначенные для жизни, по всей вероятности, вкупе с материальной культурой их насельников.
Известно, что в 1938 году научный руководитель интересующего нас отдела и будущий почетный профессор
Геттингенского университета (1968) Хаарнагель основал в Ганновере «Местную организацию по исследованию маршей[20] и насыпных холмов», а впоследствии занимался изучением ландшафта населенных пунктов на побережье Северного моря[21]. Судя по тому, что в 1942 году Хаарнагель угодил на фронт и впоследствии даже побывал в плену, изучение «обитаемых холмов» не принесло ожидаемых результатов. Тем не менее, имея дело с СС и тем более с институтом Аненербе всегда нужно быть готовым к тому, что в действительности все обстоит совсем не так, как на самом деле…
Примечательно, что после окончания войны Хаарнагель успешно продолжил свою деятельность. С 1949 года он становится хранителем, а с 1964 года директором «Нижнесаксонской организации по исследованию маршей и насыпных холмов». В 1961-1964 гг. Хаарнагель занимает пост начальника отдела земельного музея в Ганновере, а с 1968 года становится почетным профессором Геттингенского университета. Помимо этого, Хаарнагель являлся членом и председателем множества немецких и иностранных исследовательских объединений.
Интерес института Аненербе к обитателям Иного мира, связанного с «обитаемыми холмами», мог быть продиктован тем существенно недооцененным в плане своей значимости обстоятельством, что Племена богини Дану имеют самое непосредственное отношение к ключевым культурно-мифологическим кодам не только коренного населения Изумрудного острова Éire (Ирландии), но и всего германо-скандинавского региона. Считается, что знание этих кодов, а, главное, умение ими оперировать является важнейшим внутриэлитным достоянием некоторой части «старой» аристократии
Соединенного Королевства [22], а, возможно, и США (т.н. «американские ирландцы»).
Практическая работа с немецкими и не только немецкими культурными кодами (в т.ч. в пропагандистско-идеологическом измерении) являлась одной из приоритетных задач, поставленных перед институтом Аненербе, начиная с момента его создания. В программе 1935 года официальные цели Аненербе были сформулированы следующим образом: «Изыскания с целью локализации духа, деяний, наследия индо-германской расы и передача результатов своих исследований в доступной и интересной форме широким народным массам. Выполнение такой миссии должно осуществляться с помощью научных методов и с научной точностью»[23].
Злоключения профессора Вирта
Первый президент института Аненербе профессор
Герман Вирт (1885-1981), известный своими фундаментальными трудами «Происхождение человечества. Исследование по истории религии, символики и письма атланто-нордической расы» (1928), «Священная протописьменность человечества» (1931-1936) и изданием перевода «Хроники Ура Линда» (1933), связывал кельтские представления о народе туата, тождественном Племенам Богини Дану, с теорией т.н. Северной Атлантиды.
Первый президент института Аненербе (1935-1938) Герман Вирт Локализация Атлантиды по Вирту совпадает с местонахождением легендарной северной страны Гипербореи. Он полагал, что изначальные атланты обитали около Северного полюса, а их континент - Северная Атлантида простирался вплоть до Атлантического океана и был разрушен вследствие предполагаемого процесса смещения полюса. Вирт также предполагал, что система рун древних атлантов стала основой для всех систем письменности, которые развились позже.
Герман Вирт во время археологических раскопок Для подтверждения своей теории Северной Атлантиды Вирт организовал первую большую зарубежную экспедицию Аненербе в область Бохуслен, расположенную на юго-западе Швеции и известную большим количеством знаков, вырезанных на скалах. Вирт считал, что они были древней формой алфавита, который предшествовал всем другим системам письменности. Трехмесячная экспедиция стартовала 4 августа 1936 года с немецкого острова Рюген и продолжилась в Бака, где находилась первая, из обнаруженных в Швеции, скала с надписями. Были сделаны зарисовки изображений, которые Вирт посчитал наиболее важными. Он интерпретировал обнаруженные изображения в форме круга и диска как идеограммы Солнца, утверждая, что они отражали ежегодное движение солнца по небу. Согласно логике Вирта, нордическая вера в возрождающегося бога была основана на длительных периодах темноты на Севере, сопровождаемых периодами света. Таким образом, монотеистическая религия Северной Атлантиды предшествовала религии христианского единобожия, а понятие о божественном воскресении пришло с Севера, откуда, согласно некоторым преданиям, пришли в доисторическую Ирландию и Племена богини Дану.
Здесь нужно упомянуть и о том особенном интересе, который испытывал к теме Атлантиды сам рейхсканцлер и глава Третьего Рейха Адольф Гитлер. Во время одного из ночных монологов с 21 на 22 октября 1941 года он разъяснял Гиммлеру: «В одном греческом источнике говорится о пред-лунных людях, здесь мы должны видеть намек на мировую империю Атлантиды, которая пала жертвой катастрофы Луны»[24].
Не следует также забывать, что невзирая на вынужденную «эмиграцию» в Иной мир, Племена богини Дану продолжали с завидным постоянством участвовать в актуальных внутриполитических событиях Соединенного Королевства, в т.ч. по историческим меркам практически современных [25]. От супруга Дану (валлийское Дон) - Бели ведут свое родословие крупнейшие валлийские исторические династии[26]. Племена богини Дану и их гэльские и валлийские аналоги вплоть до конца XVIII века использовались для обоснования притязаний Стюартов на британский престол[27]. Таким образом, вплоть до самого недавнего времени Племена богини Дану являлись одним из важных внутриэлитных факторов Соединенного Королевства, а возможно, продолжают оставаться таковым и в настоящий момент!
Указанные обстоятельства попросту не могли пройти мимо внимания специалистов из института Аненербе, и не менее квалифицированных экспертов руководящего органа политической разведки Третьего Рейха - Главного управления имперской безопасности (РСХА), которым с конца мая по декабрь 1942 года руководил Генрих Гиммлер, начиная с 1939 года, являвшийся президентом института Аненербе…
Подводя некоторые промежуточные итоги, можно констатировать, что фольклорно-мифологические представления о сидах/фэйри хорошо согласуются с типологически сходными группами персонажей в североевропейских традициях и западнославянском регионе, к числу которых относятся интересующие нас в первую очередь коми-пермяцкая и северорусская чудь, селькупские квели, ненецкие сиртя, а также шотландские «хорошие люди», валлийские Тилвит Тег, скандинавские альвы, норвежские и исландские huldrefolk («сокрытый народ», «жители холмов»), датские nisse и т.д.[28]
Все эти группы персонажей относятся к существам маленького роста, уходящим под землю, или в Иной мир, скрываясь от натиска исторических племен, и впоследствии получившим «славу» похитителей человеческих детей. В подавляющем большинстве случаев народные предания связывают главный мотив этих похищений с сохранением и улучшением природы этих существ: похищенный выращивается в среде карликового народа и впоследствии сочетается браком с кем-то из новых соплеменников. При этом речь как правило идет об антропоморфных существах из плоти и крови, способных вступать в браки с обычными людьми и рожать на свет физически дееспособное потомство.
ilion-skiv. О "дивьих людях", изысканиях института Аненербе и следах "сокрытого народа" в России... - История Земли и человечества
В русских преданиях Западной Сибири «дивьи люди» представлены одновременно как подземные жители, и люди из плоти и крови. При этом их основной характеристикой являлось не только обитание в подземном мире, но и христианская праведность.
history.eco
Также получили титул искусных кузнецов представители такого загадочного народа как баски..
Ещё по теме: