Жидовствующие
Жидовствующих ересь занесена была в Россию из Литвы и была смесью иудейства с христианством. Ее принес в Новгород, в XV веке, киевский еврей Схария, образованный по своему времени человек, знакомый с астрологией и кабалистикой. Учение жидовствующих состояло в рационалистическом отрицании догматов о Троице, Божестве Иисуса Христа и искуплении, в предпочтении Ветхого Завета Новому, в отрицании писаний отеческих, почитания св. мощей и икон, церковной обрядности и таинств, в отвержении монашества как образа жизни, будто бы противного природе. Первыми прозелитами Схария были священники - Дионисий и Алексей, софийский протопоп Гавриил и самые образованные люди из новгородских жителей.
Ересь нашла себе многих последователей и в Москве, при великокняжеском дворе в лице дьяка Феодора Курицына и невестки Иоанна III Елены; по некоторым данным предполагают, что к ереси принадлежал и Симоновский архимандрит Зосима, впоследствии митрополит. Против еретиков было несколько соборов.
В 1504 г. еретики были окончательно осуждены на соборе; главные из них были сожжены, другие разосланы по монастырям. Но ересь не была истреблена совершенно и продолжала существовать в народе из поколения в поколение и существует в настоящее время; последователи ее признают себя преемниками новгородских еретиков. Особенно сильно стала распространяться ересь жидовствующих со времени царствования имп. Екатерины II, когда дозволено было баптистам и меннонитам, а вместе с ними и «жидам», свободно селиться в России по Заволжью и губерниям Екатеринославской, Таврической и Саратовской. Евреи увидели для своей пропаганды удобную почву среди русского населения, особенно у молокан. Последние, охотно принимая воззрения жидовствующих, во множестве становились последователями секты.
https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgakov/spravochnik-po-eresjam-sektam-i-raskolam/83 Некоторые исследователи предполагают влияние
манихейства[8]. В том же XIV веке известны некие «хионы», вполне подходящие по своим воззрениям к этой категории
[9].
«Жидовствующими» в XVIII - начале XX веков называли
[10] «
субботников» (не путать с
молоканами-субботниками и адвентистами), соблюдавших все
ветхозаветные предписания и ожидавших пришествия
Мессии. Этнически субботники были русскими и жили в пределах
Астраханской,
Ставропольской и
Тамбовской губерний, а также на Кавказе. При императоре
Николае I против них принимали суровые меры. В XX веке некоторые из них эмигрировали в
Израиль. Характерная черта такого рода сект - следование некоторым
иудейским предписаниям и обрядам.
Старейшей из сект жидовствующих в России считается секта
Схарии XV века. Другие секты появлялись в позднее время, вплоть до XIX века, хотя связь между ними и жидовствующими XV века не прослеживается
[3]. Название «жидовствующие» обычно присваивалось этим движениям их оппонентами.
Косвенными источниками, по которым можно судить о взглядах еретиков, является обширная полемическая литература, появившаяся в связи с ересью. Прежде всего это «Просветитель» Иосифа Волоцкого, Послание инока Саввы великокняжескому послу Дмитрию Шеину, которое представляет собой компилятивный сборник антииудейской полемики, литература, переведённая с латыни в Новгороде при архиепископе Геннадии, послания основных участников событий.
Известна философская и астрономическая литература, которой пользовались жидовствующие. Среди этих книг астрономический трактат Иммануэля бен Якоба Бонфуса «Шеш кнафанаим», известный как «Шестокрыл», трактат Иоанна де Сакробоско «О сфере», «Логика»
Моисея Маймонида, дополненная фрагментами из
аль Газали, книга «Тайная Тайных»
[47] Псевдо-Аристотеля, известная в русской версии как «Аристотелевы врата» и восходящая к еврейскому переводу «
Secretum Secretorum»
Иегуды Алхаризи. Книги «Шестокрыл» и «Логика» прямо упоминаются Геннадием Новгородским в письме архиепископу Иоасафу в списке литературы жидовствующих
[2]. «Аристотелевы врата», известный на Руси текст, появляется в употреблении русскими книжниками как раз в это время. Текстологический анализ показывает, что все эти тексты были переведены с иврита на западно-русский (рутенский) язык во второй половине XV века евреем, получившим образование, по всей видимости, в Византии, и связанным с еврейской рационалистической традицией
Испании и
Прованса (
сефардов). Таким образом вся литература подобного характера оказывается связана с одним регионом. Профессор Иерусалимского университета гебраистики М. Таубе обращает внимание на то, что переводчик стремился скрыть авторство арабских философов, заменяя арабские имена еврейскими, и делает вывод, что для славянского читателя предложенная литература должна была выглядеть, как плоды еврейской мудрости
[48]. Аудиторией, для которой предназначались переводы, по мнению учёного, являются именно московские еретики
[49].
Определённый интерес представляют тексты, вышедшие из-под пера еретиков. Это прежде всего «
Лаодикийское послание»
Фёдора Курицына. Им же написано «
Сказание о Дракуле воеводе» - пересказ легенд о правившем Валахией в середине XV века воеводе
Владе Цепеше. Кроме писаний дьяка Курицына - предисловие к «Еллинскому летописцу», сделанное одним из еретиков
Иваном Чёрным, его же
глоссы на полях «Еллинского летописца» и Библейского сборника.
Ересь жидовствующих - Википедия
ru.wikipedia.org
После 10 мин видео
В дальнейшем ересь эта пришла к нам через Льва Николаевича Толстого, который тоже отрицал все церковные таинства и божественность Иисуса, считая его просто очень высоким нравственно великим человеком. Это мнеие было подвергнуто церковной анафеме, а Толстой был отлучён от церкви за насаждение ереси.
Однако, эта ересь хорошо прижилась на Западе.
Каббалист (крещёный, чтобы проникнуть в среду христиан) был лучшим другом Мартина Лютера и как серый кардинал во многом помогал ему стоя за его спиной.. В результате возник протестантизм.
После смерти Лютера этот самый каббалист стал главой протестантов-лютеран и при нём началось разложение лютеранства на 60 отдельных сект..
Таким образом, современные протестанты исповедуют ту самую ересь, которую в России отвергли в 15 веке и после этого.
В настоящее время влияние этой ереси в России, похоже, распространилось на преподавателей и выпускников православной гимназии и университета при Свято Тихвинском монастыре..
Похоже, кому-то (волкам в овечьих шкурах) хотелось бы взорвать церковь изнутри..
В настоящее время насчитывается великое множество протестантских церквей (они сами себя так назыают) и множество мнений пребывающих там людей, получивших так называемое просветление..
В православии сохраняется иное понимание, которое выражается в учении православной церкви, благодаря которому она и сохранилась.
Click to view
Ещё по теме: