Козлов И.А. Жизнь в борьбе (1956)

Dec 08, 2018 20:55



Козлов И. А. Жизнь в борьбе.
М.: Молодая гвардия, 1956.
400 с. Тираж 90 000 экз. Цена 7 р. 60 к.



Автор: Еще задолго до войны я задумал написать свои воспоминания, в которых мне хотелось в простой, доступной широкому кругу читателей форме рассказать о жизненном пути рядового большевика из старой партийной гвардии. Такое биографическое повествование, основанное на личных воспоминаниях, историко-партийной документации и моих литературных работах, в разное время опубликованных в советской печати, по замыслу моему, ставит своей целью показать образы рядовых большевиков - бесстрашных борцов с царизмом и врагами советской власти.
Первая часть - «Детство» - охватывает период с 1894 по 1904 год. В ней рассказывается о судьбе мальчика из бедной крестьянской семьи - судьбе, типичной для многих миллионов детей бедняков царской России.
Вторая часть книги - «Грозные годы» - рисует революционные события 1905 года на Коломенском машиностроительном заводе и отчасти в городе Коломне.
Третья часть - «Егорьевск» - рассказывает о первых, может быть не всегда умелых, шагах егорьевских большевиков в новых условиях - в условиях подполья после разгрома революции 1905 года. Она охватывает период с декабря 1905 года по январь 1907 года.

Автор прославился отличной книгой "В крымском подполье", за которую огреб Сталинскую премию. А это воспоминания от детства до начальной революционной деятельности.
Жизнь в коломенском селе в бедной семье, как раз с примером как работает община, как действует кулак, почему единственный шанс - вырваться на заработки в город. Попытки устроиться в мальчики при магазине, учеба и работа на столяра (потом пригодилось в Крыму) на "Мюр и Мерилиз", возвращение в Коломну, работа там на заводе, первая стачка и разгром ее войсками, жизнь в кустарях и начало самостоятельной революционной деятельности.

Хозяйка считала меня человеком «хотя и молодым, но самостоятельным». Во-первых, я снимал топчан на одного и платил ей за это целых два рубля в месяц; во-вторых, она никогда не видала меня пьяным и я ни с кем не скандалил.

Есть и забавные моменты.
Большевицкий "трап":
Все эти девушки жили по квартирам или с семьями, а Сапожкову и Старкевичу хотелось расшевелить девушек, живущих «на спальнях», то-есть в рабочих казармах и женских общежитиях. Однако пробраться в общежития работниц было очень трудно, а мужчинам почти невозможно. Чтобы попасть в «спальни», требовался пропуск, а сами девушки за ворота фабрики почти не выходили. Члены комитета много думали над этим вопросом, но решение его пришло совершенно случайно.
- Чего нам всем голову ломать, - не то всерьез, не то в шутку заявил Николай Васильевич. - Гошке поручено, ну и пусть придумает, как быть, и доводит дело до конца. Пусть хоть сам юбку наденет.
- А что, может, и в самом деле! - воодушевился Старкевич. - Гошка, да ведь ты же замечательно играешь женские роли. Еще немного потренируешься и вполне сойдешь за красную девицу.
Худощавый, щупленький и миловидный Гошка Николаев действительно не раз играл женские роли в любительских спектаклях. Предложение Старкевича одобрили остальные члены коммуны, пришлось оно по душе и самому Гошке.
Посоветовавшись с Ирой Муравьевой, он начал деятельно готовиться к новой роли и стал усердно изучать повадки и манеру речи фабричных девушек. Дуня Соболева подобрала ему фасон платья, скрывающий некоторые «дефекты» фигуры и порекомендовала голубой цвет, который очень шел к светлым глазам и нежному румянцу Гошкиного лица. Такое платье нашлось у одной работницы.
Но прежде чем выпустить на «сцену» своего актера, девчата провели «генеральную репетицию».
В условленный час в садике Ивана Богослова появилась стайка фабричных девчат и среди них одетый в женский наряд Гошка. Идут, весело переговариваются, хохочут. Навстречу им Николай Васильевич Сапожков, которого нарочно привел сюда Старкевич. Поздоровавшись с девушками, Николай Васильевич стал с ними беседовать, не обращая ни малейшего внимания на новенькую. А девушки стоят, подталкивают друг друга, поглядывают на новенькую - Гапку, и что ни слово, то хохот.
- Ну, чего смеетесь? Вам, видимо, палец покажи и то будете смеяться. Бесшабашный народ! - Это была любимая поговорка Сапожкова.
С визгом и смехом потащили девушки с собой «старшого», как звала тогда молодежь Николая Сапожкова.
- Эх, девушки, девушки, ну какие же вы ветрогонки! - сокрушался Николай Васильевич.
- И не стыдно вам, Николай Осипович, порядочных девиц ветрогонками называть? - заговорил вдруг Гошка своим обычным голосом.
Николай Васильевич остановился как вкопанный, с широко раскрытыми глазами.
- Гошка! Негодяй! Неужели это ты? Вот чорт, никогда бы не узнал.
Выдержав «генеральную репетицию», Николаев смело начал свою деятельность. В сопровождении Иры Муравьевой или Фени Зубачевой приходил он в условленное время в женские рабочие казармы и проводил там свои беседы. В скором времени ему удалось втянуть в эту работу несколько девушек, через которых он распространял прокламации, листовки и книги среди работниц фабрики.
К сожалению, довольно скоро пришлось Гошке прекратить свою деятельность пропагандиста в женских казармах фабрики Абега. Причиной этого явилось неожиданное разоблачение пропагандиста.
В тот злосчастный для него вечер было заседание партийного комитета, и Гошка опаздывал в общежитие к условленному часу. А тут еще надо бежать переодеваться. Егор Юмашев помог Николаеву в переодевании. Егор, или, как его называли в коммуне, Гулька, был большой шутник и зубоскал. Под смех и шутки наскоро переодели Гошку, кое-как подвернули брюки и замотали бечевкой. Все было сделано очень небрежно, на скорую руку, и Гошка помчался сломя голову.
Феня Зубачева и Ира Муравьева уже волновались, ожидая его «на спальнях». Тогда ведь каждое опоздание при выполнении партийного поручения могло истолковаться как возможный провал товарища - исполнителя этого поручения. Недоумевали и остальные девушки: Гапка всегда была такая аккуратная.
Но вот пулей влетает взволнованная, долгожданная Гапка, девушки обступили ее и начинают расспрашивать: не обидел ли кто? И вдруг с ужасом замечают, что из-под ворота кофточки торчит сатиновая мужская косоворотка, а из-под юбки виднеется штанина и тянется бечевка.

Автору же пришлось выступать на митинге для солдат гарнизона в бане. В помывочном отделении.

книги, РКМП, Мемуары

Previous post Next post
Up