Click to view
Оригинал взят у
amyatishkin в
Будни дальневосточных концессийИз донесения Управления пограничной охраны и войск полномочного представительства ОГПУ Дальневосточного края о задержании в советских территориальных водах японского катера «Саки-Мару» № 2
9 июня 1927 г.
31 мая вечером из дер. Запорожье, что в 1 км восточнее устья р. Озерная, пришел один местный житель, Тепляков (рыбак-охотник), и сообщил, что он заметил около мыса Сивучинский японскую шхуну.
Мы получили от японской фирмы «Нигиро», имеющей концессии в районе р. Озерной, сильный морской катер с мотористом и рулевым - японцами. На катер сели начальник заставы Степанович и 4 красноармейца и гражданин Тепляков. Взят с собой был пулемет «шоша». Доехав в сумерках до мыса Сивучинский, шхуну не обнаружили. Тогда японский моторист дал понять, что много хищников имеется около устья р. Камбальная, что 30 км юго-восточнее мыса Сивучинский.Начальник заставы ночью же направился туда, и ввиду сильной зыби в этом месте и поднявшейся свежей погоды они вынуждены были выждать рассвета в бухточке Топорковой, около острова Топоркова, что в 2 км от устья р. Камбальной. Начальник заставы за 3 час. до рассвета снялся с якоря и утром 1 июня направился обратно в сторону р. Озерной. Во время следования около устья р. Камбальная был услышан стук мотора, на который наш катер и направился. Скоро заметили японский катер, буксирующий кунгас и шедший от берега в море. Японский катер заметил наш катер. Японский рулевой нашего катера, развив скорость до отказа, направил катер в море, чтобы отрезать хищника от моря, а пограничники с палубы запрятались. Отрезав хищничавший катер и подойдя вплотную на 4 сажени, наш японский рулевой вышел из кубрика и крикнул по-японски: «остановись»; японцы, вместо того, чтобы катер остановить, ушли все в кубрик, и катер развил ход. Японский рулевой нашего катера дал ход выше нормы с тем, чтобы не дать хищнику уйти. Отмечаю, что здесь все время японский рулевой и особенно моторист проявляли большую самоотверженность и инициативу. В этот момент начальник заставы дал предупредительный выстрел, но видя, что японский хищник не обращает внимания и на это, приказал открыть огонь из винтовок и пулемета, а сам бросил под корму японского хищника гранату, которая не разорвалась. Пулемет брал цель «под корму», но так как машинное отделение бронировано и катер не останавливался, [начальник] приказал огонь перенести на рубку рулевого.
После выпущенного одного диска катер остановился, и они, подъехав вплотную, предложили японцам выйти из кубрика, но японцы-рабочие в числе 15 человек с капитаном продолжали спокойно кушать, «маму» (национальное рисовое кушанье), моторист был около мотора, а около руля никого не было. Наши перешли на японский катер. Среди рабочих находился и капитан катера. Тогда еще нашими никаких раненых замечено не было. Во время обыска катера были обнаружены брюки со следами крови. Это натолкнуло на мысль, что кто-то ранен. До обыска всех пересадили на Ничировский катер. Японский катер решили взять на буксир, и поэтому часть японских рабочих при наших часовых переходили обратно в их катер. Во время обратной посадки было замечено, что один из них ранен. Оказалось, что это капитан, который до задержания катера успел переодеться и первоначально, когда переходил в наш катер, даже не показал виду, что он ранен, и уже успел сам себя перевязать. В море по пути к берегу был осмотрен раненый капитан и оказалось, что пулеметным огнем ему нанесены 3 раны: на правой ноге две раны - одна сквозная через коленную чашечку и другая ниже, видно от ушиба, и в левой ноге выше колена глухая рана с засевшей пулей. Японцы с катером и кунгасом были доставлены в Озерную. Спустя два дня вернулся из служебной поездки доверенный японской концессионной фирмы «Ничиро», который в разговоре с начальником заставы Степановым через переводчика высказывал пожелания, чтобы хищников как можно строже наказывать, чтоб отучить их незаконно (без разрешения Советскою правительства) ловить крабов. Из этого следует сделать вывод, что работа хищников вообще фирме «Ничиро» создает конкуренцию на японском и английском рынках, так как, награбив крабов нелегально, [хищники] их скорее доставляют в Японию и могут сбыть дешевле, чем фирма «Ничиро», которая своих выловленных крабов должна сперва обрабатывать на нашем берегу, фиксировать в нашем торгпредстве в Японии, несет расходы по аренде концессий и отчислению комиссионных нашему торгпредству. Сообщаю, что японский микадо состоит акционером акционерного общества «Ничиро», а один из ответственных лиц в министерстве Цуцуми-старший является главным директором фирмы «Ничиро» и фактически ее руководителем. Задержанный катер «Саки-Мару» № 2 принадлежит японской фирме, главная контора которой находится в г. Хакодате, а заводы имеются на Курильских островах Бурумшу и Шумшу (I и II острова от мыса Лопатка на юге Камчатского полуострова).
Задержанный катер мною по поручению начальника отряда, проезжавшего заставу Озерная на пограничном судне «Воровский», доставлен до мыса Вестник, что в 50 милях не доезжая г. Петропавловска, где я пересел на «Воровский», а начальник отряда уехал на японском хищническом катере в Петропавловск. Кунгас не мог быть взят на буксир, так как был шторм и кунгас давал течь. Кунгас во время шторма у берега в Озерной получил сильную трещину.
Поясняю, что японские рабочие на катере и капитан катера в море подчинялись их старшине (по-японски синдо), руководившему ловом крабов.
Трюм задержанного катера был до отказа полон сетками для лова крабов... По пути следования нашего катера на километров 20-30 заставой были обнаружены сплошные цепи крабовых сетей хищников. Спорить о том, что катер был именно задержан в трехмильной зоне, не приходится, так как хотя в распоряжении погранохраны и нет приборов, чтоб точно определить расстояние от берега, но глаз настолько привычен и места изучены, что можно с уверенностью сказать, что катер задержан именно в 1,5-мильной зоне.
В своих показаниях синдо не отрицает, что они были в двух милях от берега, но поясняет, что заблудились, чему можно не верить, так как погода была благоприятная, на «Саки-Мару» № 2 имелись морская карта, компас и песочные часы, заменяющие лот. На морской карте был обозначен курс направления катера с острова Шумшу по прямой линии к устью р. Камбальная..
Место, в котором был задержан катер «Саки-Мару» № 2, является морским районом, принадлежащим Советскому государству и находящимся под ведомством Дальрыбохота. Этот морской район, как крабовый заповедник, является неприкосновенным, иностранцам в концессию и советским гражданам в аренду не отдают. Этот заповедник служит рассадником крабов для всего западного побережья...
Начальник отделения Управления пограничной охраны и войск полномочного представительства ОГПУ Дальневосточного края Банга
(Пограничные войска СССР 1918-1928. Сборник документов и материалов. - М.: "Наука, 1973")