Если бьёт- значит любит.

Jan 30, 2019 21:37

Что означает старинная народная мудрость «Если бьёт- значит любит»?! Что это такое вообще?
Хотел найти в интернете ответ на вопрос, но ничего вразумительного и исчерпывающего не нашел.
Давайте разбираться.

Выражение «Если бьет- значит любит» относится к классу условных суждений. Не в смысле неких условностей, а в силу того, что в суждении утверждаемое ставится в зависимость от некоего условия, которое задается здесь же. Например: «Если зажгли пенсионную реформу- значит, это кому-то нужно»; «Если я полностью оплачиваю все расходы на медицину, образование и жильё, то зачем мне государство!?»; «Если идет дождь, то земля мокрая». Условные суждения можно переворачивать, проверяя крепость заявленного в них условия.
1) Если земля сухая- дождя нет.
2) Если государство нуждается во мне, то расходы на медицину, образование и жилье я оплачиваю не полностью.
3) Если бы не было заинтересованных лиц, то пенсионную систему оставили бы прежней.

Однако, если применить инверсию к нашему вопросу, получится «Если не любит- значит не бьет».
Вам стало что-нибудь понятней? Мне нет.
Если бы не статус народной мудрости, то можно было бы объявить это утверждение глупостью. Что же за логика-то здесь такая ускользающая, а?!

Как это иногда бывает, чтобы выйти из заколдованного круга, нужно посмотреть под другим углом, сделать задачу частным случаем чего-то более общего, перейти на другой уровень.

Вопрос, как оказалось, имеет не одно, а целых два измерения. Ближнее (поверхностное) - исторический, религиозный контекст.
В Средние века в женщине усматривали корень всех зол, дьявольский соблазн и источник нечисти. В Западной Европе была Инквизиция, и женщину достаточно было объявить ведьмой, чтобы у нее начались проблемы. В Восточной же Европе Инквизиции не было, но Церковь также была однозначно на стороне мужчин:
- «А жена да боится своего мужа» (Послание к Ефесянам, 5:33);

- «кто ударит тебя по одной щеке, подставь и другую»
(Евангелие от Матфея. Мф. 5.38-42);

- «... сына; а кто любит, тот с детства наказывает его».
(Книга притчей Соломоновых гл 13 ст25);

- «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности».
(послания Евреям 12:6-11);

- Еще можно вспомнить отечественный средневековый литературный памятник «Домострой», где целая глава была посвящена наказанию жен.

В наше время женщина может пойти в суд, в полицию, призвать на помощь общественность, прикрыться страшными "сексизм", "психологическое насилие", да много чего еще. Раньше ж каждый барин сам себе был и суд, и закон. Контекст был другим.

Однако же, есть и второе измерение, с вполне таким современным и актуальным контекстом.
Женщина, в отличии от мужчины, считает себя в долгу перед тем, кого она родила. Мужчина, по понятным причинам, считает себя в ответе за то, что` он воспитал, за то, кого он приручил. Вот это вот самое «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Гоголевское "Я тебя породил, я тебя и убью".
И если жена отказывается "приручаться"- то тогда мужчина "Бьёт, потому что любит".
Бывает так, что женщина все равно "не подставляет вторую щеку", что она норовит в ответ "приручить" (проучить?) мужчину. Тогда возможна инверсия: мы не в ответе за тех, кто против нас.

Было, кажется, также такое явление как «он не признал своих детей». Очень может быть, что это из той же оперы.

Ну, как!? Редеют бледные туманы? Слушаю вас очень внимательно.
Up