варны касты и прочее подобное

Jan 17, 2009 10:54

(окончание, начало - здесь)

Между собой касты отличаются по четырем основным признакам - профессиональному, национальному и территориальному. И еще религиозному. То есть каста - это объединение людей определенных профессии национальности и вероисповедания, проживающих на определенной территории. Для образования касты достаточно любого из этих признаков.

Исходя из этого, мы можем понять основные механизмы возникновения новых каст. К примеру, в индийской деревне Кукуевке живут индийские семейства Булкиных, Пирожковых, Блиновых и Кулебякиных, все они принадлежат к касте булочников. Ничего так себе каста, чистая, хорошая, пользуется в селе заслуженным уважением. Но в какой-то момент Кулебякины начинают конфликтовать с другими семьями касты, так что в конце концов их вынуждают покинуть Кукуевку, и они перееззжают в деревню Поповку. В Поповке есть своя каста булочников, но это не мешает Кулебякиным заняться своим привычным промыслом. Это не значит, что они войдут в местную "булочную" касту, но значит, что они образуют свою касту, или, скорее, подкасту. Также касты и подкасты могут образовываться в одной и той же профессии на основании каких-либо формальных отличий. К примеру, где-то на севере Индии есть касты мясоторговцев, в которых продавцы свинины и продавцы говядины объединены в разные касты и между собой не общаются.

Еще один механизм образования каст - появление новой профессии. В предыдущей части я уже говорил о касте шоферов, про эту касту пошутил один индолог: «Я не удивлюсь, если через какое-то время собственные касты организуют водители «роллс-ройсов» и водители «кадиллаков». Причем одни не будут общаться с другими». Книжка, в которой я это вычитал, была выпущена где-то в 60-х - 70-х годах, поэтому вполне возможно, что сегодня это уже не так шутейно, и подобные касты уже существуют. К примеру, каста таксистов и каста водителей автобусов.

Кроме того, в отдельные касты выделяются различные религиозные сообщества и секты в рамках индуизма. К примеру, вспомним тех же самых Кулебякиных. Если они вдруг всем семейством станут членами какой-нибудь индуистской секты, приверженцами которой раньше не были, то им для образования новой касты даже не придется уезжать из Кукуева. Но это, как вы понимаете, происходит очень редко: какой смысл ни с того, ни с сего менять шило на мыло? Намного более вероятен переход в другую религию. Про представителей других религий скажу позднее, а щас скажу только про сикхов. Сикхизм, грубо говоря, - это религия, в основе которой лежит индуизм с примесью ислама. Так вот, сикхи как бы выделяются в отдельную касту, касту сикхов. Сами сикхи не признают кастового деления.

Исторически образованию каст способствовало то, что вступивший на Индостан арийский этнос со временем поглотил множество других народов и народностей, имевших свою структуру, иерархию и т.п. И еще есть мнение, что какой-то прообраз кастового деления уже существовал на Индостане к моменту прихода ариев. И со временем оно просто «скрестилось» с варновым строем (который первначально ничего особенного собой не представлял).

Одна из важных особенностей каст - это, их консервативность. Это значит, что если ты родился в семье булочника, то булочником и помрешь. То есть если вместо производства хлебобулочными изделиями вышивать крестиком, то тебя не поймут и выгонят нафек из касты. И станешь ты, скорее всего, неприкасаемым. То есть в прежние времена стал бы, а шас можно, конечно, в Америку поехать таксистом работать. Но в любом случае ты станешь аутсайдером для своей касты. Исключения даже и в наше время не очень часты, а в старину были практически невозможными. У нас, хотя и существует шутка про сыновей полковника и генерала (может ли сын полковника стать генералом? - нет, потому что у генерала есть свой сын), все не так серьезно. А у них даже солдаты с офицерами объединены в разные касты, и их общение сильно формализовано (или было формализовано).

Как я уже говорил, вне кастово-варновой системы находятся неприкасаемые. Они занимаются всякой грязной работой, уборкой, помывкой, помойкой, сортирами, выделкой кож и т.п. Кроме того, сюда относятся проститутки и почему-то рыбаки (видимо, потому, что они занимаются убийством, разделкой и чисткой рыбы). Они должны жить за пределами поселений, им нельзя приближаться к храмам, и они действительно буквально неприкасаемые, для кого-то - совсем, для кого-то - отчасти (согласитесь, трудно пользоваться услугами проститутки не прикасаясь к ней). В этом есть определенная логика: к неприкасаемым относятся «антисанитарные» профессии, то есть неприкасаемые могут служить переносчиками заразы. И «чистое» население из высших варн просто решило себя оградить от инфекции. На протяжении веков неприкасаемых можно было безнаказанно избивать, убивать, насиловать. В некоторых случаях их даже нужно было убивать - когда своим прикосновением они оскверняли брахманов.

Иногда неприкасаемых называют париями, но это не совсем правильно, парии - это большая тамильская секта неприкасаемых. В старину, в период формирования системы, неприкасаемых называли «чандалами». Другое, более современное название, «ачхут» (хинди), устарело благодаря Махатме Ганди: он предложил называть неприкасаемых «хариджанами» («божьими людьми»). Зато в оборот вошло название «далиты» - «попираемые».

В своей среде далиты также создали касты, а чего вы хотели? Они тоже люди, им тоже хочется порядка. Касты неприкасаемых также ранжируются по значимости, есть высшие и низшие. И так же, как высокие касты, они следят за чистотой и замкнутостью своих рядов. Так как их не допускают в храмы, они поклоняются своим богам по-своему.

Изменения в положение неприкасаемых пришли только в прошлом веке, благодаря деятельности Махатмы и его более радикально сподвижника, неприкасаемого Бхимроа Рамджи Амбедкара. Амбедкар, безусловно, талантливейший человек, сумел получить отличное европейское образование, а когда вернулся в Индию, стал видным политическим деятелем. В 1955 году их усилиями бы принят указ, запрещающий любую дискриминацию неприкасаемых, включая даже словесные оскорбления. Кроме того, указ предусматривал выделение для неприкасаемых квот в учебных заведениях и органах власти. Представителям «чистых» каст это не нравится, и они как могут с этим борются. То есть избивают, убивают и насилуют, но теперь нередко делают это направленно, к примеру, физически уничтожают зарвавшихся, по их мнению, далитов.

А теперь про индийцев, которые исповедуют не индузм (и не сикхизм, я про него уже сказал). Как вы, наверное, знаете, в Индии представлены все три т.н. мировые религии. Также вы, наверное, знаете, что все три в большей или меньшей степени проповедуют равенство. Именно это способствовало переходу в них многих неприкасаемых. В частности, уже в прошлом веке по призыву уже упоминавшегося Амбедкара несколько миллионов неприкасаемых приняли буддизм. Отношение к приверженцам других религий у индуистов неоднозначное. С одной стороны, они (сменившие исповедание) как бы образуют религиозные касты, а с другой, зачатую индуисты довольно легко определяют, к какой касте относился (или должен был бы относиться) тот или иной неофит (или просто неиндуист) и обращаются с ними соответствующим образом.
Но и это еще не все. В христианских и исламских общинах также образуются касты. Так им, индийцам, видимо, привычнее. К примеру, среди мусульман неравное положение занимают потомки арабских и турецких завоевателей и потомки местного населения, принявшего ислам позже. Есть и другие подразделения, и среди мусульман также есть своего рода неприкасаемые. У христиан расслоение особенно заметно на юге, где крестились целыми деревнями. При таких крещениях вся «дохристианская» система взаимоотношений сохранялась, что привело, в частности, к тому, что в некоторых церквях есть специальные места для неприкасаемых, «чистые» и «нечистые» причащаются из разных чаш и т.п. К тому же представители высших каст протестуют против замещения высших церковных должностей выходцами из неприкасаемых. И еще один интересный факт - специальные законодательные акты защищают аутсайдеров среди индуистов, мусульман, сикхов и буддистов, а вот для христиан таких актов не принято.
И, как бы между прочим, немного статистики secundum Wikipedia.
Индуисты составляют около 80% населения Индии, мусульмане - 13 с небольшим, христиане - почти 2,5%, сикхи - почти 2%, а буддисты - меньше 1%. Всех остальных еще меньше.
Как бы все.
Previous post Next post
Up