Приветствую всех композиторов и любителей композиции! Запускается 93-й выпуск мастерской. А куда пропала Кузница? Работы хватает на всех, да ещё не знаю, как выбираться из <завалов> (для композиций это плохое, недостойное слово; не может быть завалов шедевров!; но другого я не придумал). Уже наладилась работа мастеров. Прошу поддержать её темп и качество. Заранее благодарю!
№ 93-1
Nenad Petrovic,
The Problemist, 1963, приз
r2n1b1r/3p4/p2P1P1p/KPkB4/1N6/2BRN3/2RnQp2/1q6
# 2
1. Qh5! ~ 2. B~#,
1... Sb7+ 2. B:b7#, 1... Sf7 2. B:f7#, 1... Sc6+ 2. B:c6#, 1... Se6 2. B:e6#, 1... B:d6 2. Bd4#,
1... Rg8 2. B:g8#, 1... a:b5+ 2. B:a8#, 1... K:d6 2. Be5#, 1... Sc4+ 2. B:c4#, 1... Se4 2. B:e4#,
1... Sb3+ 2. B:b3#, 1... Sf3, f1Q(R), Qd1 2. B(:)f3#, 1... Qa1+, Qa2+ 2. B(:)a2#,
1... Q:b4+ 2. B:b4#, 1... Qg1 2. Bg2#.
В борьбе за таск автор просмотрел удар:
1. Bd4+ K:d6 2. Sf5#.
№ 93-2
Josef Rada,
Tyden Rozhlasu, 16.08.1941
6b1/2KB1p2/7p/3kN3/1p2p3/1Nppp1Q1/1brp4/3n4
# 3
Очередной «чех», должно быть (?).
1. Kd8! ~ 2. Ke7 ~ 3. Bc6#,
1... f5 2. Sc4 ~ 3. Sb6, Q:g8#, 2... K:c4, f4 3. Q:g8#,
1... Kd6 2. Sc4+ Kd5 3. Sb6#.
Но в задаче нашлось ещё 9 решений.
№ 93-3
Ladislav Vetesnik,
Tijdschrift vd NSB, 1905
6n1/pR5K/Q7/3k4/2p1N3/3p4/n6B/2N5
# 3
В задаче отличный первый ход, неожиданный цугцванг и масса других отличий:
1. Rb3! - zz,
1... Sg~ 2. S(:)f6+ Kc5 3. Qd6, Bg1#, 2... Kd4 3. Q:a7#,
1... Kd4 2. R:d3+ c:d3 3. Q:d3#, 2... K:e4 3. Qe6, Qg6#,
1... K:e4 2. Qe6+ Kd4 3. Qe5, Bg1#, 2... Kf3 3. Qe2#,
1... c:b3, c3 2. Qd6+ K:e4 3. Q:d3#, 2... Kc4 3. Qc5#,
1... d2 2. Qd6+ K:e4 3. Qe5#,
1... Sa~ 2. Sc3+ Kc5 3. Qd6, Bg1#, 2... Kd4 3. Q:a7#.
Но есть и более лёгкий путь:
1. Sd2 ~ 2. Qd6, Q:c4#.
№ 93-4
Frank Healey,
Sonntags-Blatt fur Schach-Freunde, 01.09.1861, № 178
5n2/b2b2N1/5p1r/4p3/1B1kB3/3Pp3/7p/1n3Q1K
# 4
Композитор с легендарным именем и стилем представил указанную задачу. По-видимому, в построении задачи что-то нарушено, так как решают два хода: 1. Qf5 и 1. Qc1. Но интересное можно найти в следующем:
1. Qf5! ~ 2. Q:d7+ S:d7 3. Se6, Sf5#,
1... Bc6 2. Qg4(!?) ~ 3. Sf5#, 2... Rh5 3. Bd5+ e4 4. Q:e4#, 3... K:d3 4. Qc4#.
1... Bc6 2. Qh7! ~ 3. Sf5#, 2... Bd7 3. Se6+ S:e6 4. Q:d7#, 3... B:e6 4. Q:a7#,
или 3. Sf5+ B:f5 4. Q:a7#,
2... Rh5 3. Sf5+ R:f5 4. Q:a7#.
№ 93-5
Иосиф Крихели,
D.Makuc & J. Moder MT, 1968, 2 похв.
8/4bN2/1q2bk2/7B/3p4/7p/4r2p/K5Qr
H # 2
2.1.1.1
Конечно, может найтись авторское исправление задачи. Мне это не удалось сделать.
По автору:
1) 1. Bb4 Qc1 2. Be1 Qg5#,
2) 1. Bb3 Qb1 2. Bd1 Qg6#.
К сожалению, присутствует масса других путей.
№ 93-6
Matjaž Žigman,
Tovaris 1971
8/2k4p/Pp5R/3q4/1N6/3P3B/P1PPp3/1Q2K1n1
H # 2
25 решений
Автор представил задачу с 25 решениями. Все они объединены первым ходом чёрного ферзя, после чего происходит одно и то же событие:
1... Sd5 2. Q:d5 Q:b6#.
Мне попалось и 26 решение: 1. Qa8 a7 2. Kb7 R:h7#. Оно явно выпадает из авторского замысла. Можно ли подвинуть 26-го комиссара?
№ 93-7
Laszlo Apro,
Drako Makuc - Janez Moder MT, 1970, 1 похв.
3R4/7B/1PP1N3/R2N4/2k3np/1p3p1q/pPb2pn1/r1Q2Kbr
S # 2
1. Qe1 ~ 2. Se3+,
1... Bd1 2. Qe2+,
1... Bb1 2. Qe4+,
1... f:e1B 2. Rc5+,
1... f:e1S 2. Rc5+.
Это по автору. Но почему-то у белых не находится возражение на 1... Bd3+.