Оригинал взят у
fantaghiro_ в
Работа с таймерами и списками дел (СДВ-друзьям и прочим прокрастинаторам посвящается)Ви просили рассказать про мои принципы работы с таймером и списками дел - ну так я вам расскажу)))
Все принципы - мои рабочие, изобретены мной лично. Лет 10 назад я стала находить книги и статьи, в которых описаны МОИ принципы работы, и очень удивилась: оказывается, существуют другие люди с теми же проблемами, что и у меня, и они изобрели те же методы! Ну, как известно, все сделано до нас. Но мне, безусловно, было намного приятнее выдумывать свои способы самой.
Ну, рассказываю, как я это вижу (все, конечно, в приложении к любимому синдрому дефицита внимания, но если у вас нет СДВ - тоже можете применять))))
1) работа с другом
Во-первых, скажу о Начинании Больших Дел
(презентацию начать, курсовую работу, дипломную). Я имею в виду - буквально первый раз сесть и начать с чистого листа. С начинанием с чистого листа проблема буквально у всех СДВ-товарищей (они же известны, как Профессиональные Прокрастинаторы): подступает тревога, плюс бурлят идеи и идейки, плюс обманчивое чувство, что дело ужасно большое либо маленькое - так что либо страх, либо наплевательство постоянно подбивают дело отложить. Я много лет начинала большие проекты в последний момент, мучительно работая под пение утренних птиц и покрываясь холодным потом от страха (снова опоздаю и все разочаруются). Совсем недавно изобрела такое: мне помогает сесть С КЕМ-ТО, на час, при условии, что человек активно участвует в деле, а не смотрит ТВ и не читает книгу. Человек должен смотреть в мой экран, спрашивать, где заморозилась голова, в чем затык, какой план, и тп, - то есть всячески пробивать тревогу и ступор, и не давать мне убежать в тревоге "чайку попить" или "стирку запустить быстренько". Это очень помогает.
Странная вещь: посидеть со мной я могу попросить только сама. Попытка людей предложить мне помощь и "посидеть с тобой" - меня злит. Не знаю, почему. Думаю, все опять же в персональной ответственности. Спланировать посидеть с другом надо самой и оговорить время, этот час или два. После написания скелета презентации, проработки черновых слайдов, плана нескольких глав дипломной работы - я могу спокойно работать одна. Причем, как машина, часами.
Склонность СДВ-товарищей впадать в абсолютный ступор перед началом работы - дополняется тотальным залипанием в работу, как только та начата. Эти два полюса часто создают путаницу в головах тех, кто пытается понять СДВ, не имея его. Я бы объяснила эти противоположности таким "зависанием в бессознательном состоянии": до работы ты мечешься в бессознательной тревоге, не в силах даже дышать свободно, и вместо начинания работы - фокусируешься на негативных мыслях о себе. Когда работа в конце концов начата - ты наконец разгоняешься, и приходит огромное облегчение: "наконец-то я делаю то, что надо", и работаешь как робот, опять в полубессознательном состоянии, только фокус в этом случае на опьяняющей скорости работы, на мыслях о проекте. Почему в процессе работы - снова бессознательность? Потому что попытки других людей тебя прервать встречаются окриком, злостью, такими реакциями, которых бы никогда не было, если бы осознавание вернулось. Как только выходишь из тумана работы, оглядываешься - ну воооот, снова на кого-то рявкнула в запале. СДВ вообще отличается вот этим залипанием, неосознаванием, полубесконтрольностью. Это дает маниакально увлеченных художников, писателей, инженеров, но и - преступников, авантюристов, неудержимых болтунов - любую функцию можно раскрутить до потока. В работе это круто, но если дело касается выплесков агрессии, или если это тревога и влипание в негативные мысли - то это совсем не так круто. Использование некоего "напарника" для выхода из ступора и для начинания проекта - более чем имеет смысл.
2) разбить все на куски
Важные проекты, как правило- дела на много часов. Чтобы объять необъятное - надо разбить его на маленькие куски. Этот совет кажется мне совершенно незначащим, вроде до этого все и сами могут догадаться. Но фишка тут в том, что куски должны быть мельче обычных, и что эти куски должны все иметь дедлайны (но про них позже). Поясню. Например, вы пишете курсовую по остеосинтезу ноги собаки. Обычными кусками вашей работы были бы следующие:
- первые две страницы курсовой: титульная, содержание.
- введение, история остеосинтеза на ногах псов
- знакомство с псом: рассказ, как Тузик сломал ногу, в каком состоянии поступил
- ход операции: премедикация, наркоз, техника, осложнения, длительность
- послеоперационный период, инъекции и уход каждый день, состояние пса
- перспективы развития метода остеосинтеза.
Вот эти куски - слишком большие. Человек, подобный мне, бесконечно завязнет уже на "введении". Начну читать про историю собак, историю ног, историю штифтов и тп. И все, день пропал. Окончится все на форуме пострадавших от аппарата Илизарова или в сраче про кошечек)) Для того, чтобы не увязнуть - куски дел должны быть совсем-совсем мелкими, например, такими (тут только введение):
- черновой заголовок курсовой
- страница 2: черновой план курсовой (не подробный, очень быстрый, очень примерный, соображения более важны, чем факты)
- когда был впервые применен ОС на собаках? - найти в книге Симонова кусок текста
- вписать инфу про сие в курсовую
- Кому первому - человеку или собаке - был проведен остеосинтез? - найти в гугле
- вписать инфу
- Кто и чем первый провел операцию? - гугл? Книжка "Общая хирургия", "Полевая хирургия" 1947 года
- вписать инфу
- Средние показатели успеха в то время? Сколько выживало? - вначале понять, где найти это
- записать
- Пара прикольных деталей из истории? (Штифты из гвоздей? Сверло ручное?) - рыть в вики? Попробовать на английском рыть.
и так разбить каждый шаг на реальные этапы, которые предстоят.
Кстати, куски могут быть БЕСКОНЕЧНО мелкими. Если вам хочется - можете разбить вплоть до "сесть на стул, забить в гугл остеосинтез, проработать пункты 1-3, вычистить накопленную инфу в связный текст" - это будут 4 дела, и с ними можно работать отдельно.
3) все в план!
Как куски больших дел, так и маленькие делишки - надо расписать в план.
Для планов хорошо подходят ежедневники бумажные или электронные, кому как удобно. Все детство я работала с бумагой, и все было прекрасно. Писать мне лично удобнее карандашом, потому что потом можно стереть и перевписать, если ошибся. Я люблю планы, где можно вычеркивать, это приятно и наглядно. Одно время я закрашивала строки в плане цветным маркером - так еще нагляднее. Красиво: к концу дня план весь цветной. Перенесенные на другой день дела можно красить в другой цвет и переписать в другой день - тогда в списке все равно видно, что с этим делом на сегодня разобрались.
Разнообразие моих планов и списков - большое. Какого вида списки - зависит от хозяина и от цели. Когда работала ветеринаром - в ходу был ежедневник, где писались визиты и время, а также куда бечь и что купить, кому позвонить, что забрать и тп.
Когда работала в лаборатории, приноровилась писать планы трех типов:
- план экспериментов общий (на полгода-год): научные вопросы и какими экспериментами планирую на них ответить
- план экспериментов детальный (месяца на три минимум): какие эксперименты когда начинаются и заканчиваются. Каких мух когда скрестить, и когда кросс должен дать результат.
- план на каждый день: пошагово, сколько минут в день на что, отмывки, заливки, фиксации мозгов, рассекание, раскладка на стелка, сканирование, подсчеты клеток и тп.
Теперь я рекрутер. Трехфазные планы научные - сменились рекрутерскими планами. Теперь у меня вообще жесть - 3 тетради. 1я и 2я тетради - для учета активности и записей во время интервью. Ничего особенного. Настоящая рабочая лошадь - третья тетрадь. Она была заведена от отчаяния: я совершенно не могла, совсем как все СДВ люди, подразделить дела по важности. Чтоб понятнее было: у меня, как у рекрутера, есть дела, приносящие деньги (звонки кандидатам и клиентам, отправка кандидатов, хедхант) и есть дела административные (всякие бумажки про работающих чуваков, все по их зарплатам, отпускам, жалобам, запросам, организации и тп). Для меня, в моей голове, возможна только работа сверху вниз по списку. Я робот)))) Но - там может быть тонна фигни, и за всю неделю ничего не сделано "для денег", а мне для успеха надо минимум 7 человек в неделю посылать клиентам. Это - хорошая цифра, и на нее надо всю неделю пахать, а в голове пурга и ощущение полного завала и бесконтрольности. Чтобы вернуть себе чувство контроля над происходящим - я завела специальный "блокнот приоритетов". Выглядит он вот так:
Первая часть - дела "для денег", им отдается высший приоритет, они делаются просто подряд. Вторая часть - административные, им отдается время, что остается в перерывах между делами первой части. Третья часть - мои дела и планы, чтоб не забыть (низкий приоритет, делается в обед). И четвертая - апдейты посланным кандидатам. Эту часть я забываю активнее всего, потому что фирмы "висят", фидбека не дают, молчат, или сообщают, что "мы в процессе" и тп. В общем, зависший во времени список фамилий - там. Такие четыре списка легко переписывать, они короткие, каждодневные.
4) Таймер! - единственный мотор для плана
Сами по себе куски больших дел или маленькие дела, даже внесенные в красивые списки - никак не делают сами себя)))) В жизни куча отвлекалок, пинтрест, жж, и если дело не вдохновляет вообще, если какую-то часть ненавидишь - то конечно же есть искушение уплыть на пинтрест))). Чтобы взять себя в руки, мне помогает дать себе реальные "окна" для исполнения дел, задать дедлайны. То есть, примерно так:
- хедхант для позиции Clinical Scientist на ЛинкдИне (2 часа)
- прочитать аппликантов на CS (1 час)
- звонки выбранным (1 час)
- послать всем описания позиции (30 минут)
- обед (1 час)
- вернуться к хедханту - но на XING (2 часа)
- звонок М. (15 мин)
- послать позицию ему (5 минут)
и тп
Насколько я поняла, люди с СДВ работают наиболее продуктивно, если есть дедлайн. При этом, игрушечный дедлайн или реальный - не важно. В голове словно щелкает: 30 минут на задачу - поехали! И к тому же, после окончания дедлайна начинается следующий дедлайн - уже другая задача. Работа в режиме нагоняния очень продуктивна. Спешка меня лично не расстраивает, а только подстегивает. Лучше всего писать планы вручную, ИМХО. Но это кому как. Главное - чтобы четко был выработан план со временем.
Здесь важна такая фишка, как знание, на какое дело сколько времени уходит. Обычно, оценивая время, мы делаем ошибки всегда. Я - всегда недооцениваю дела. Это приводило к тому, что я годами уходила с работы разочарованная собой, потому что каждодневно срывала свой план, не успевая последнюю треть. В конце концов, я осознала, что фрустрация происходит не из-за лености (ведь носишься по лаборатории с таймером!), а из-за неправильной оценки своих сил. В конце концов я сдалась и стала планировать время рабочего дня не до 8 вечера, скажем, а до 6, потому что знаю: спланированное к 6 как раз закончится в 8.
5) начало рабочего дня, волшебное время
Заметила такой феномен: если рано с утреца начать заниматся фигней, писать посты в жж, читать френдленту, рыться в любимых сообществах - то и весь день будет кое-какерский, ни одной строчки в плане не будет вычеркнуто.
Другое интересное: если начать рабочий день с чтения имейлов, то весь день будет заполошный, весь день - в административных задачах, в заполошном реагировании на сиюминутные требования всех вокруг. Ни малейшего сдвига не будет в левой колонке: ни одного кандидата не найдено и не отослато.
Зато если утро начать с часа полного дзена, не читать имейлы, не заниматься фигней - и просто писать план и раздумывать, что и когда надо сделать - весь день пройдет продуктивно. Люди будут пытаться отвлечь - так и говоришь: у меня будет "окно" с 3 до 3:30, я займусь твоим вопросом в этом окне. И сразу люди проникаются уважением к твоей работе, никто не дергает. И ты не дергаешься - потому что тебе ясны твои цели. Повторяю: НЕ НАДО ОТКРЫВАТЬ РАБОЧИЕ ИМЕЙЛЫ.
Насколько я поняла, в прокрастинационной вселенной самое важное - напоминание целей самому себе. Каждое утро, особенно в понедельник, я совершенно не помню, чем занималась за этим столом. Если тебе самому неясны твои цели - то ты никогда не сможешь защитить свое время и свои планы от покусительств других людей. Все вокруг будут приходить с "лицами крайней срочности", и требовать уделить им драгоценный кусок времени. СДВ-люди особенно легко отвлекаемы, вот просто очень легко. В СДВ-мире не существует ничего, кроме интересного и срочного. И это проблема огромная. Работа не всегда жутко интересна. В рутину превращается все. Приходится постоянно добавочно трудиться над заставлянием себя и созданием искусственных срочностей, чтобы мозги заработали. И нужно как-то избегать чужих срочностей, иначе чужие срочности завладевают твоим миром - и наступает разруха)))
И в конце добавлю: все вышеперечисленное - конечно, не рецепт избавления от прокрастинации или от СДВ. Я до сих пор сражаюсь с собой каждый день. Списки - это некий метод, внешняя структура, которая помогает мне прожить день, не забыв обо всем и обо всех. Не всегда получается заставить себя вовремя, не всегда результат - лучший из возможных. Читая миумау и рикки_т_тави - поражаешься, какой длины они пишут списки, и как вообще умудряются что-то из этих списков успевать сделать. У многих СДВ-людей есть такая фишка: записываешь в список - и успокоился, словно дело сделано, и забываешь о нем (У Кейт Келли об этом написано хорошо). Тут как раз особое искусство - не дать себе расслабиться после разграфления списочков))))
Удачи вам, френды, надеюсь, кто-то почерпнет идей из моих страданий.