Про принципы старой и новой архитектуры или "кто поедет в Париж только ради Дефанса?"

Oct 30, 2012 18:34

Недавно прочитала интервью Михаила Филиппова, одного из редких современных архитекторов, работающих в классическом направлении. Некоторыми выдержками хотелось бы поделиться..

Париж. Вид с Триумфальной арки на современный деловой квартал Дефанс.



"Эстетические принципы, на которых основана старая и современная архитектура, - абсолютно разные. Например, возьмем этот мобильный телефон. Эстетический принцип, на котором основан мобильный телефон или любой современный предмет, тождественен эстетическому принципу, который лежит в основе архитектуры.

А представьте, к примеру, здания эпохи ампир, церковь Мадлен в Париже или Михайловский дворец Росси в Петербурге. Попробуйте сравнить их с ампирным стулом. Вы с удивлением обнаружите, что между ними вообще нет ничего общего, это совершенно разные жанры. Если вертикальная опора здания расширяется книзу, то у стула все наоборот, ножки книзу «утоняются». Эстетика архитектуры основана на неподвижности, и поэтому все здания, и в эпоху готики, и классицизма, и даже модерна, «утоняются» кверху. Это основной принцип архитектуры.

Современная архитектура по своим формам неустойчива. У нее, в отличие от старой архитектуры, нет никаких эстетических критериев. Например, о каких пропорциях может идти речь при разговоре о «Москва-Сити»? Там можно добавить сорок этажей или убрать, и от этого эстетический характер здания не изменится. А разве можно представить, что можно прибавить даже метр к зданию Палладио? Или к античному ордеру хотя бы сантиметр?

Выясняется, что красота присуща только определенной жесткой стандартизированной форме, как, например, форме человеческого тела. То, что красиво для лошади, совершенно безобразно для женского тела. Применение одних и тех же эстетических категорий к разным по существу предметам говорит об отсутствии этих категорий, об отсутствии красоты, то есть об онтологическом безобразии. Этот печальный факт относится к тому, что мы называем современной архитектурой.

Это и стало моим главным открытием. То, что мы называем современной архитектурой, модернизмом, эстетика, основанная на пяти принципах Корбюзье, архитектурой не является вообще.
Знаете, как можно коротко сформулировать принцип современной эстетики? Дизайн упаковки. Если архитектура - это форма, то современное здание - это упаковка для определенной функции. А упаковка - это гроб, в нем может существовать предмет только в неживой форме.

Здание, дом стал просто вещью, товаром. Сама идея дома распалась на квадратные метры. Все эти современные дома не стоят того, что за них просят. Когда вы покупаете квартиру, вы мечтаете оставить ее внукам, но она до этого не доживает.
Поэтому единственный выход - возрождение старой устойчивой архитектуры.

Существует, с моей точки зрения, три основных закона градостроения. Во-первых, поквартальная застройка не должна быть выше шести этажей. Застройка должна быть периметральной, как сталинский двор. На основе этого принципа до сих пор существуют нормы градостроительной регуляции, но они, к сожалению, выдерживаются только в цифрах. У нас вместо того, чтобы делать по периметру нормальную улицу и двор, обязательно посередине ставят одну или две башни, что делает планировку хаотической. И какой бы красивой такая планировка ни была, она воспринимается только с самолета. Я совершенно уверен, что никакая красивая планировка не будет читаться, если она делается только с помощью разбивки улиц. Это надо делать формами. Хороший пример - Венеция. Мне никто никогда не докажет, что у самого красивого города на земле есть хоть какой-нибудь градостроительный план. Венеция - это хаос, но все объемы и детали архитектуры здесь сделаны правильно.

Сама архитектура должна соответствовать устойчивым ордерным принципам. Композиционный элемент фасада не может превышать масштаб квартиры. Кроме этого, необходимо правильное решение оконных проемов. Самое главное, чтобы на разных этажах окна были разного рисунка и разного размера. Я пришел к этому, рисуя старый город. Именно тогда я обратил внимание, что в Петербурге во всех зданиях дореволюционной эпохи окна на разных этажах декорированы по-разному. Главное, что за образец надо брать действительно красивые постройки и смиренно пытаться сделать что-то похожее. Если придерживаться этих принципов, то любой город будет очень красив.

Попытка выскочить из своей природы - самоубийство. Так произошло и с архитектурой: когда она захотела выйти из своей устойчивой эстетики в эстетику движущихся предметов, эстетику дизайна. В этот момент архитектура перестала существовать как искусство, она никого не привлекает, хотя ей уже сто лет. Кто, например, поедет в Париж только ради Дефанса? Никто."

история, дизигн, арх, полезное, мысли

Previous post Next post
Up