Вот так пришлось закрутить тему, чтобы подвести интерес к архитектурной истории к тематике фестиваля по исторической реконструкции. В "Шестовицком городище" мы немало внимания уделяем теоретической части, разным докладам.
Я решила оцифровать текст прошлогоднего доклада (в тезисах), может ещё кому-то будет интересно.
Рассказываю доклад :)
• Создававшаяся человеком антропогенная среда Древнерусских поселений естественно и органично встраивалась в среду природную. Учитывалось место, ориентация, возвышенности, защищённость.
• Люди не чувствовали себя хозяевами природы, поэтому пытались находить себе защиту у мест, построек, богов.
На создание любого нового изделия, сооружения, как и на целое поселение необходимо было испрашивать разрешение у высших сил.
• Существовало единение мира природного и мира людей. И такие градостроительные преобразования, которые бы меняли облик места до неузнаваемости, могли распространяться только на врагов с тем, чтобы обрубить их родовые корни.
• Но в естественной среде почиталось не абсолютно всё, а лишь то, что относилось к «божьему» творению. Места разделялись на «благие» и «нечистые»
А градостроительная деятельность имела значение некого продолжения руками человека дел Творца по благоустройству мира, обузданию и нейтрализации в нём разрушительных сил хаоса. И если природные силы что-то разрушали, то это понималось как наказание божье, возможно даже означало, что нужно искать новое пристанище.
• Дух места - это дух предков, которые связывались мифологически с местными божествами, они считались хозяевами и стражами своей земли, своего двора, дома (отсюда и образ домового).
• Люди одушевляли природу. Даже сейчас сохранились выражения: «небо хмурится», «ветер воет», про дороги говорят, что они «ведут» путников.
• Искусственные сооружения и ремесленные изделия также одушевляли. Всё это в их представлении имело свой нрав, видело и слышало, говорило и действовало. Ко всему этому люди относились с опаской и благоговением.
• Одушевление ландшафта выражалось в определённом зоо- и антроморфизме названий его элементов: подножие (горы), подол, лоб, бровка, макушка, коса, гребень, перешеек, хребет, седловина, рукав, устье…
• В соответствии с ландшафтной ситуацией в традиционных русских поселениях выделялись стороны: передняя - лицевая и задняя-тыльная. «Лицо» города или села было обращено, как правило к большой реке, а «зады» поселения было принято обращать к малым рекам-притокам. Так было в частности во Владимире, Чернигове, Москве. Хотя в Пскове, Киеве (про «Золотые ворота»)иная система ориентации, но это можно объяснить тем принципом, что как и в жилище - вход не делался со стороны переднего «красного» угла - входили с противоположной стороны.
• Детинец являл собой «перед» города, а посад был его второстепенной частью - «задней» (посад - от «садиться»).
• Оборонительные сооружения в Древней Руси всегда следовали рельефу, используя его выгоды с максимальной полнотой. Рисунок плана города формировался «по месту» и был сродни природной топографии. Поэтому он и не получал почти никогда геометрической правильности. Это же касается и дорог.
• Образовалась сеть дорог, мягко стелющихся по рельефу, стягивающихся к неким общим точкам - переправам через реки, проходы сквозь препятствия, городские укрепления.
Очень естественным оказывалось в такой системе возникновение узловых точек городского плана - перекрёстки, развилки, переправы, храмы. Основные из этих узловых точек, будучи предопределены ландшафтом, не меняли своего местонахождения на протяжении веков.
• Касательно зданий. Как и в ландшафте, так и в архитектурных сооружениях элементы назывались антро- и зооморфно: причелина, черепной венец, кобылка, конёк, подошва, пояс, глава, маковица (храма) и т.д.
Слово «улица» означает пространство у «лица» зданий.
«Крыльцо» - как крыло, тем более, что их было принято пристраивать в боку здания.
Что касается уподобления птице, то этнографами и археологами собраны убедительные свидетельства, что в древности люди соотносили свои жилища со священными животными, чьи головы и рога в плоть до последнего времени устанавливали на коньках кровель, чьи глаза представляли собой окна, а пасть- дверной проём.
• Касательно символов. Различного рода кресты, круги, квадраты и ромбы, звёзды и розетки, лабиринты и свастики, плетёнки и орнаменты (как геометричные, так и растительные и зооморфные) - это были сакральные знаки, некие космограммы.
• Перекрёстки дорог (крестцы) почитали, относились с опаской, как к сакраментальному, фиксирующему средоточие разных миров, воздвигали на них церкви, часовни или хотя бы отдельно-стоящие кресты.
• Каждое здание, равно как и двор и город, защищались магическими оберегами в уязвимых местах, прежде всего там, где имелись проёмы- точки соприкосновения внутреннего пространства с внешним (окна, двери). Их можно найти во многих традиционных архитектурных деталях и декоре. Кстати, тот же принцип действует и в одежде (орнаментировали подол, рукава, ворот).
• Иерархия. Самые большие и красивые храмы возводились в главном городе. Так же этот принцип и по отношению к самому городу: главный храм ставили в центре.
• Существовали образцы, каноны. Считалось, что это образы, данные свыше, поэтому их старались не менять, не отсебятничать. А разными они всё-таки получались не специально, а от разных пропорциональных мер и неточных измерений.
• Есть такая версия возникновения луковичного купола. Ведь храмы делались по канонам. А Византийские купола были полусферическими (образцом была София Константинопольская). Но поскольку у местных храмов были намного меньшые масштабы, то для этих размеров было уместнее вытянуть барабаны (на которых держится купол) и сами купола.
Литература:
И. А. Бондаренко "Древнерусское градостроительство. Традиции и идеалы." Издательство учебной и научной литературы "URSS"
Следующий доклад планирую сделать по древнему стеклоделию. Снова совмещая интерес к лэмпворку ;)