Заволжье

Jan 27, 2019 15:51

1 августа 2018, среда, 18:15-20:40

Заволжье - район Костромы на правом берегу Волги. Мы были в селе Селище, в Никольской и Спасской слободах, видели село Городище.
Селище пожалуй самый колоритный поселок. Благодаря позднему включению в состав Костромы в Селище сохранилась хаотичная планировка - узкие кривые улочки, дома не на красной линии, а спрятаны в глубине участков. Здесь можно почувствовать, какой раньше была Кострома. Да и не только Кострома, а вообще древнерусские города.
Тут две недели стоял лагерем Лисовский, пришедший на помощь тушинцам, сидевшим в осаде в Ипатиевском монастыре. Именно сюда, в Селище, пришло московское посольство вечером 13 марта 1613 года. На следующий день утром, отслужив литургию в деревянной, предшественнице нынешней каменной, Александро-Антониновской церкви, посольство двинулось по льду Волги в Ипатиевский монастырь. Под колокольный звон всех костромских храмов шествие из Селища соединилось с шествием горожан, идущим из Костромского Кремля.
В 1639 году Глеб Иванович Морозов «променял полюбовно» у В. Т. Мошкова часть Селища. В 1779 году вместо двух деревянных церквей заложили каменную церковь Александра и Антонины, через семь лет освятили, после чего деревянные церкви были разобраны. Потом в 1870-е изящная барочная церковь была испорчена перестройками и увеличением трапезы.


В 1777 году в Селищах находилось 68 дворов, в которых проживало 360 душ крестьян обоего пола. Крестьяне, кроме хлебопашества, занимались сапожным промыслом и рыбною ловлей, зимой - извозом, летом ходили на барках и стругах, некоторые работали на костромских полотняных фабриках.

Ограда Александро-Антониновской церкви сооружена до 1812 года на средства местных помещиков Поливановых и Мягковых:



Василий Николаевич Мягков поступил на военную службу в 1806, участвовал в Бородинском сражении, был ранен в плечо. В 1813 сражался под Люценом, Дрезденом и Бауценом. В сражении под Кульмом ранен в ногу. В 1814 году попал в плен к французам. В 1816 году В.Н. вышел в отставку полковником и вернулся в Селище. В 1820-е годы он построил в усадьбе дом:


Фотография отсюда

Дом сохранился, на публичной кадастровой карте числится многоквартирным. Кроме дома и нескольких лип от усадьбы ничего не осталось. Мы подошли, на крыльце сидели молодые мамаши с младенцами, вокруг резвились дети постарше. Мы, похвалив мамаш и младенцев, перекинулись парой слов и пошли дальше. Фотографировать не стала, дом выглядит как на вышеприведенном фото, только теплицы нет рядом. До устройства костромского водохранилища дом стоял довольно далеко от Волги, а сейчас рукой подать:



В 1831 году в двухстах метрах выше своего дома В.Н. Мягков построил холодную церковь Василия Блаженного, которая стала фамильной усыпальницей Мягковых, их мавзолеем:


Церковь была бесприходной, приписана к Александро-Антониновской церкви. Церковь стояла сто лет, в 1931 году стала сельским клубом, в 1934 - разрушена на кирпич и щебень. Мягковым разрешили перезахоронить своих предков. Сейчас на месте церкви-мавзолея установлен крест.

В декабре 1797 года в Александро-Антониновской церкви был крещен знаменитый местный уроженец Федор Александрович Голубинский (1797-1854), выпускник духовной семинарии на Запрудне, выдающийся религиозный философ, профессор Московской духовной академии, протоиерей, мать которого, Анастасия Андреевна (1774-1836), была дочерью причетника селищенской церкви.

Немало селищенцев нанимались в Нижнем Новгороде в бурлаки. Репин в начале 1870-х написал портрет Василия Ивановича Коровкина (1823-1906), в летнее время обычно уходившего в бурлаки в Нижний. Потомки Коровкина и сейчас живут в Селище. На известной картине Репина селищенец В.И. Коровкин четвертый справа (в синей рубашке):



Суда приводились в движение веслами, парусами и лямкой-бурлаками. В то время править парусами могли лишь при попутном (низовом) ветре, поэтому при плавании вверх по реке рабочие тянули судно по берегу лямкою. В тех местах, где по берегу нельзя было идти лямкой, пускали в дело завозные якоря: на небольшой лодке (завозня) завозили вперед якоря и вытягивали канат на судно лямками. Когда судно приближалось к заброшенному якорю, завозили другой якорь и т. д. Эти работы исполняли бурлаки, составлявшие огромную армию до 300 тыс. человек.
Бурлаки составляли организованные артели, в которых существовало разделение обязанностей. Старший в артели назывался водоливом, буквально- ответственный за подмочку (заливание водой) товара; у него находились документы рабочих, деньги на расходы, вообще он был на судне представителем товаро-хозяина. Далее в артели были: лоцман, заведующий хозяйством, шишка - самый сильный из бурлаков, обыкновенно шедший впереди всех, два косных на хвосту, обязанных лазить на деревья или мачту, а также „ссаривать" бечеву (ссорить - очищать от сору), когда она задевала кусты или деревья.



Труд бурлаков был поистине египетским. Всех бурлаков можно разделить на две части. Одни нанимались случайно, по необходимости, от бедности. К другим принадлежали жители Ярославля, Костромы и Нижнего Новгорода. Для них это был традиционный промысел, они хорошо знали волжскую судопромышленность, с детства принимая в ней деятельное участие под руководством своих отцов и братьев. Если так можно сказать, они были квалифицированными бурлаками. Редко кто из них тянул лямку. Они нанимались преимущественно в такие должности, в которых требовались способности, знание дела, опытность и честность. Плата давалась им выше, чем первыми. Отличались они от тех и одеждой, и крепостью сил. Лоцманы были преимущественно из этой категории бурлаков.

По берегу шли бечевники, тропы, по которым шли бурлаки, тянущие судно. Тропы ежегодно расчищались бесплатно по наряду сельских властей. Следы этих троп были еще видны в 1930-е годы.

Рядом с Костромой возле громадного камня «Кобыла» была последняя бурлацкая смена и стоянка перед городом.
«В былые времена на этом именно камне происходило посвящение в бурлачество новичков-лямочников. Обряд посвящения был прост, незатейлив, груб и жесток. Не доходя сажен 100 - 150 до камня, ватага бросала лямки и выгоняла вперед новичков, которые, насколько позволяли им ноги, под ударами плеток и веревочных „концов" ватаги во весь дух бежали к камню и, вспрыгивая на него, должны были добраться до верхушки. Дело было нелегкое и на первый раз редко возможное. Неудивительно поэтому, что большинство платилось за неудачу ушибами, а иные разбивались до смерти. Только редкие счастливчики удачно исполняли испытание и сразу делались истыми бурлаками в глазах своей артели, неудачники же вновь проделывали испытание, пока не достигали успеха» (А. Бесчинский, Путеводитель по Волге, 1904). Камень «Кобыла» был разломан и использован для фундамента часовни в Костроме.

В. И. Коровкин скончался в Селище 27 февраля 1906 года на 84-м году жизни (фотография из книги Зонтикова «Церковь святых мучеников Александра и Антонины в Селище»).

Следующий владелец усадьбы в Селище, Геннадий Васильевич Мягков (умер в 1903), член губернского присутствия по крестьянским делам, известен как высокообразованный и культурный человек. Он был одним из организаторов Общества любителей музыкального и драматического искусства в Костроме, являлся членом Костромской губернской ученой архивной комиссии. Его жена была родной сестрой известного народника, писателя и философа Н.К. Михайловского, часто подолгу жившего здесь. В усадьбу нередко приезжали Г.И. Успенский, Н.Г. Гарин-Михайловский, В.Г. Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк.

Сейчас только специалисты помнят кто такой Николай Константинович Михайловский (1842-1904). В 1870-90 гг. Н. К. Михайловский фактически один из главных идеологов народничества, властитель дум. После возникновения в августе 1879 года партии «Народная воля», избравшей террор в качестве главного орудия борьбы, он активно сотрудничал с народовольцами. Ленин относился к Михайловскому с большим уважением, хотя и критиковал его .

Начиная с 1860-х Михайловский почти каждое лето проводил в Селище у сестры, Елизаветы Константиновны Мягковой. По смерти в 1903 году Г. В. Мягкова, Елизавета Константиновна сменила мужа на посту попечителя Селищенского земского училища и оставалась на этой должности вплоть до смерти в 1916 году. На семью Мягковых идеи Михайловского оказали большое влияние. Единственный сын и наследник усадьбы Мягковых, Александр Геннадьевич (1870-1960), учился вместе с крестьянскими детьми в Селищенском земском начальном училище, по окончании которого родители отдали его не в гимназию, а в реальное училище. Младшая дочь Мягковых, Анна Геннадьевна, выросла убежденной народницей. Анна Геннадьевна (1869-1959), в замужестве Перелешина, в 1898 году открыла при усадьбе небольшую больницу и амбулаторию для местных крестьян, в которой работала в качестве фельдшерицы и сестры милосердия. В 1898 году при своей усадьбе Мягковы создали народный театр для местных крестьян, просуществовавший до конца 1930-х. В 1905 году в собственном доме Перелешина открыла библиотеку-читальню. Тогда же, в сентябре 1905 года, при библиотеке открылось Селищенское Пантелеимоновское общество трезвости. Библиотека работала ежедневно по три часа, с 17 до 20 часов вечера в будни, и с 12 до 15 часов в праздничные дни. Читальня работала ежедневно с 10 часов утра до 10 часов вечера. В библиотеке периодически устраивали чтения с демонстрацией «туманных картин» (диапозитивов). За год было 11160 посещений.
За активную народническую деятельность Анна Геннадьевна Перелешина отбывала в 1907-1910 административную ссылку.

В первое десятилетие после революции заслуги Н. К. Михайловского перед революционным движением оценивались новыми властями весьма высоко. Поэтому сестер Марию Геннадьевну Перелешину (1869-1959) и Анну Геннадьевну Купреянову (1866-1941) из собственного дома не выселили. Мария Геннадьевна Купреянова была женой Николая Николаевича Купреянова, который к началу Первой мировой войны был губернатором Сувалкской губернии. Семья Купреяновых сильно отличалась от Перелешиных. Это была обычная дворянская, очень религиозная, семья. В семье было четверо детей. Николай Николаевич Купреянов (1894-1933) - талантливый художник-график .
В 1930 М. Г. Купреянову приговорили к ссылке в Архангельскую на три года, сына, Юрия Николаевича, - к десяти годам концлагеря, его расстреляли в 1942-м. А.Г. Перелешина добровольно поехала в ссылку вместе с сестрой. В их доме было устроено несколько квартир, которые заселили новые жильцы. Через несколько лет А. Г. Перелешина вернулась в Селище; старая народница снимала угол у чужих людей до самой смерти. Скончалась на 90-м году жизни.

Дом по адресу Городская, 25, принадлежал Ратьковым. Это была одна из четырех усадеб села Селище. Дом с мезонином и балконом был построен в середине XIX века. Позади дома был разбит небольшой регулярный парк, от которого сохранилось несколько тополей и берез. Также сохранилась липовая аллея и остатки сосновой рощи.




В 1918 году Ратьковых выгнали, в господском доме разместилась начальная четырехклассная школа, сейчас Детская художественная школа №2 им. Н.Н. Купреянова.

Г. Н. Ратьков необычайно много сделал для просвещения детей крестьян Селища, Никольской и Спасской слобод. Еще в 1852 году он открыл в людской своей усадьбы первую школу для крестьянских детей. В 1880-х годах он купил землю и выстроил для земского начального училища специальное здание (ул. Городская, д. 29). Сейчас здание сильно увеличено в длину за счет современных боковых пристроек:



В 1883 году священник Александро-Антониновской церкви о. Василий Шафранов отмечал, что «..нельзя не отметить, что грамотность и элементарное образование в молодом поколении всё более и шире распространяется (...) в приходе нашем. Начиная сознавать пользу грамотности, прихожане заботятся обучить своих детей грамоте - особенно сыновей. Крестьяне села Селищ и близких селений охотно отдают детей своих в земское Селищенское училище». Сейчас здание принадлежит Александро-Антониновской церкви . В здании гостиница и просветительский центр.

В советское время церковь на закрывалась, благодаря самоотверженности протоиереев Павла Острогского, в 1937 году поплатившемуся за это жизнью, и Иоанна Костина (1890-1971). Павел Острогский служил в Александро-Антониновской церкви в 1921-1934, Иоанн Костин - 1935-1964.

В 1930-е в церковь переносились иконы из закрываемых церквей. Тогда же колокола с церкви были сданы в металлолом. В 1950-е восстановили колокольные звоны.

В конце XIX столетия, вероятно при о. Василии Шафранове, установилась традиция принесения на престольный праздник в Александров день 23 (10) июня чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, доставляемой через Волгу из кафедрального собора Костромы. Несколько лет назад эта традиция была восстановлена. Ниже на видео можно посмотреть, как все сейчас происходит. На первой минуте - кафедральный Богоявленский собор в Костроме, с третьей минуты - церковь Александра и Антонины, Селище с высоты птичьего полета; настоятель о. Игорь рассказывает:

image Click to view



В 1870-е храме повешено большое паникадило на шестьдесят свечей, которое сохранилось. Резной золоченый иконостас пожертвован церкви в 1914 году; он является серийным изделием иконостасных мастерских. К тому же времени относится большая часть чиновых икон.

Иконостас, иконы и паникадило сохранились. Фотографии из книги Н. А. Зонтикова «Церковь святых мучеников Александра и Антонины в Селище в Костроме»:



2 октября 2008 года Александро-Антониновскую церковь посетили Полтавченко (наш губернатор в 2011-1018) и Беглов, с 3 октября 2018 исполняющий обязанности нашего губернатора.



В 2010 году Рождественскую службу в Александро-Антониновской церкви посетили Путин вместе с Албиным (Слюняевым):



В 2007-2011 Албин-Слюняев был Костромским губернатором, за это время госдолг Костромской области вырос в три раза и превысил доходы. Выборы 2011 года Албин провалил, народ не проголосовал за единороссов. В Костроме Албин оставил по себе недобрую память. А в 2014 году Полтавченко назначил его своим вице-губернатором, решив, видимо, что наш городской бюджет это как-то выдержит. Наше городское руководство славится остроумными словообразованиями. Валентина Ивановна запомнилась нам «сосулями», тов. Албин вошел в анналы истории «бакланами на крыше». Беглов, став исполняющим обязанности губернатора, уволил Албина 26 декабря прошлого года. И тут, какой сюрприз, наша дорогая городская оппозиция вступилась за опального баклана единоросса, заявив, что это был «наиболее профессиональный вице-губернатор». Я всегда подозревала, что наша дорогая городская оппозиция недалекого ума.

Мы приехали в Селище в начале седьмого вечера. Церковь была открыта. Внутри слышалось пение, но никого не было видно. Мы зашли, послушали пение …




Вышли из церкви и пошли гулять по Селищу.



Холмистая местность в сочетании с паутиной извилистых улочек, небольшие дома придают Селищу своеобразное очарование. Здесь было бы очень приятно, если бы не уродующие композицию заборы.



Правда, попадаются приятные исключения:






Было уже начало восьмого, настало время попрощаться с Селищами. У нас с Олей были еще планы на Никольскую и Спасскую слободы, а также предполагалось пройти по селу Городище. Мы подождали маршрутку и поехали дальше, вместо того чтобы, как все остальные нормальные люди вызвать такси и поехать в место злачне дегустировать.
Ехали мимо завода «Рабочий металлист», живописно раскинувшегося на берегу между Селищами и Никольской слободой. Во время Первой мировой войны участок был выкуплен у Мягковых, чтобы разместить эвакуированный из Риги завод фирмы Н.Ф. Пло. Завод заработал на новом месте в сентябре 1915 года. В советское время здесь выпускали экскаваторы. Сейчас завод скорее мертв. Зато, на территории завода, на берегу Волги нарезаны участки и построены коттеджи, которыми мы любовались 4 августа во время прогулки на речном трамвайчике:



Построено уже девять таких коттеджей. Возможно, их больше, но я говорю о тех, что зарегистрированы как частная собственность на публичной кадастровой карте. Средняя площадь домов около 300 кв. м. Кадастровая стоимость земли в Заволжье порядка 1350 руб. за один квадратный метр, что в два раза выше, чем у нас во Всеволожском районе Ленинградской области и в двадцать раз дороже земли Приозерского района. Площадь приусадебных участков на территории завода 4-6 соток. Любопытно, какая у них налоговая ставка? И какова реальная, рыночная цена земли?

Ехать нам было недалеко, всего две остановки, но не хотелось километр идти пешком вдоль унылой заводской ограды «Рабочего Металлиста». Через три минуты мы вышли из набитой битком маршрутки (уже забыла когда так ездила, стоя на одной ноге) рядом с первым костромским железнодорожным вокзалом.

«Вокзал Московско-Ярославской ж. д. находится на противоположном, правом, берегу Волги, в подгородной слободе Никольской, живописно разбросанной среди прекрасной растительности. Моста через Волгу нет, существуете паровой перевоз с платой 2 к. с человека и 10 к. с экипажа. Дорога на станцию идет но красивой, высокой аллее, и самый вокзал лежите посреди леска. От Костромы до Ярославля по ж. д. 86 верст» (А. Бесчинский, Путеводитель по Волге, 1904) .




В середине 1880-х началось строительство железной дороги, связывающей Кострому с Ярославлем. 17 декабря 1887 на станцию «Кострома» прибыл первый паровоз. В 1932 была построена новая дорога, уже на левом берегу Волги, там станция называется «Кострома Новая».
Старый заброшенный вокзал помнит много интересного.
Утром 18 апреля 1917 года встречали знаменитую «бабушку русской революции» Е. К. Брешко-Брешковскую (1844-1934), эсерку, полжизни проведшую в тюрьмах, на каторге, в ссылке, освобожденную Керенским из Минусинска.
Ее встречали торжественней, чем Николая II в 1913 году, когда в Костроме праздновали 300-летие. Брешко-Брешковскую на вокзале встречала огромная толпа с красными и черными знаменами, делегаты многочисленных общественных организаций, советов и партий. Когда поезд подошел к перрону, военный оркестр заиграл «Марсельезу». На следующий день были не менее торжественные проводы. Эсеры по своей хватке, наглости и цинизму ничем не отличались от большевиков. Поэтому после победы большевиков Брешко-Брешковская не питала никаких иллюзий, спасая жизнь, она уехала заграницу в 1918 году.




От вокзала мы пошли вниз по улице Московской, по которой когда-то шло московское посольство, к Волге. Никольская слобода впервые упоминается в 1560 г., Спасская слобода до 1595 года была за «литвином за Остафем за Зарубою». Потом сын Грозного, Федор Иоаннович, отдал Спасскую слободу Ипатиевскому монастырю. Монастырь владел слободою до реформы 1764 года. До постройки железной дороги слободские жители занимались ремеслами, торговлей, почти в каждом доме были перевозчики, доставлявшие на своих лодках пассажиров в Кострому.
Пожар 14 мая 1885 года уничтожил много домов и надворных построек в Спасской и Никольской слободах. Костромская дума одобрила регулярный план застройки с прямыми широкими улицами. Также хотели включить слободы в черту города. Но жители были категорически против, так как они пользовались всеми выгодами городской жизни и вместе с тем не несли никаких городских повинностей. Уже к марту 1886 года почти все погорельцы заново отстроились на прежних местах. Понятно, что если бы приступили к осуществлению регулярного плана застройки, то многие дома пришлось бы снести. Таким образом планировка слободы осталась сложной, большинство улиц узкие и кривые, хотя одна улица называется Широкая, но на самом деле тоже узкая.
После постройки железной дороги жизнь очень изменилась. На правом берегу появилось много промышленных предприятий, при станции открылась амбулатория, потом земская амбулатория. Возникли начальные земские школы, в селе Городище открылась учебная сельскохозяйственная ферма. С Костромой появилось пароходное сообщение. Открылось много мелких лавок, чайных, пекарен, постоялых дворов.

Московская дорога спускается вниз к Волге к месту старинной переправы. Видно, что люди здесь были зажиточными: большинство домов двухэтажные каменные и полукаменные, но есть много деревянных домов. Ходить здесь приятно, высоких глухих заборов меньше, чем в Селище.













Дом принадлежит двум хозяевам:



Понятно, что обшивать пластиковым сайдингом удобно. Один раз сделали и потом красить не нужно. Но, например, в соседней Финляндии такой фокус не прошел бы. Там от владельцев требуют сохранять исторический облик дома.










Мы посидели на берегу, подышали свежим волжским воздухом, передохнули. Любовались закатом. Вдали в лучах заходящего солнца золотились купола Троицкого собора Ипатиевского монастыря:



Это первый каменный дом в Спасской слободе, построенный еще в конце XVIII века:



Спасо-Преображенская церковь построена в 1688 году.



Фасады были расписаны в шашечку в XIX веке:


В 1934 году церковь закрыли и переделали под общежитие завода «Рабочий металлист», разрушив главы, шатровый верх колокольни и церковную ограду. Внутри устроили перекрытия для второго этажа, фрески сбили.




В 1970-х церкви вернули первоначальный вид, в 1989 году передали староверам. Сейчас это кафедральный собор Ярославской и Костромской епархии Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ).



В половине девятого закончилась наша замечательная спокойная прогулка по Спасской слободе. Солнце опустилось за горизонт, сразу стало темно. До Городища надо было пройти всего один километр. Но не хотелось в потемках брести по кривой Широкой улице. Эх! Не хватило всего получаса! Но я сама виновата, днем не надо было малодушно потакать манипуляциям, ждать, тогда бы успела все посмотреть, что запланировала.
Маршрутка подошла быстро, через сорок минут, постояв на мосту в пробке, мы были гостинице.

И все-таки мы видели Городище! В субботу 4 августа мы катались по Волге на речном трамвайчике. С Волги открывается прекрасный вид на Городище.
На Городище еще в конце XIX века были заметны следы вала и рва. В 1980-х проводились раскопки, найдена керамика раннего железного века. Раскопки носили ограниченный характер, потому что наиболее интересные в археологическом отношении участки заняты храмом, кладбищем, домами и огородами. Село Городище украшает Христорождественский (Ильинский) храм - самый древний каменный храм в Заволжье. Только ради того, чтобы посмотреть на него, надо приехать сюда.
В 1640-х года село Городище приобрел Глеб Иванович Морозов. В середине 1650-х была построена каменная Христорождественская церковь. В церкви был придел посвященный Феодосии деве, Константинопольской. В описи 1663 года значится: «село … Городище, а в нем церковь каменная во имя Рождества Христова с приделы и со всяким церковным строением - строение вотчинково». Это был пятиглавая двухстолпная церковь, обнесенная галереей (папертью). К церкви примыкали два придела: во имя святого пророка Божия Илии и преподобномученицы Феодосии девы, Константинопольской. С западной стороны пристроена шатровая колокольня. В 1661 году умер бездетный Борис Иванович Морозов, на следующий год умер его брат Глеб Иванович, наследником братьев Морозовых стал двенадцатилетний сын последнего, Иван Глебович. Но до его совершеннолетия фактической владелицей стала его мать Феодосия Прокофьевна Морозова. В это время богаче Морозовой был только сам царь Алексей Михайлович. В ночь на 16 ноября 1671 года сторонницу протопопа Аввакума взяли под стражу. Вскоре после ареста, в 1672 году, скончался ее сын, она пережила его на три года. Сразу же в 1672 году все вотчины Морозовых как выморочные, то есть не имевшие наследников были отписаны на государя.
Все эти события отразились на судьбе Христорождественской церкви. В описи 1680 года вдруг появляется запись, что «придел Феодосии девицы не священны»! Предположительно, после ареста Морозовой в Феодосин придел началось паломничество старообрядцев, сочувствующих мятежной боярыне. Тогда-то, чтобы уничтожить память о ней заявили, что придел Феодосии не был освящен, после чего его разрушили.
В ходе раскопок 1989-1990 годах были вскрыты остатки стен и фундаментов как Феодосиного придельного храма, так и примыкавшей к нему северной части церковной галереи. Стена галереи, выложенная из большемерного кирпича, оказалась аккуратно разобранной до определенного ряда кирпичей, так что от нее остался ровный горизонтальный срез.



Но несмотря на усилия властей не удалось искоренить ни память о боярыне Морозовой, ни старообрядцев. Под Костромой несколько староверческих общин, в советское время церковь в Стрельникове не закрывалась, в конце 1980-х им отдали Спасскую церковь в Спасской слободе.

При Екатерине II Городище принадлежало Орлову-Чесменскому, затем его дочери Анне Алексеевне, богатейшей женщине России. И такой же фанатичной, как Морозова. Так же как и Морозова, Орлова-Чесменская приняла тайный постриг в монашество. По смерти ее Городище снова отошло в казну.

Четыре боковые главы церкви были разобраны, а оставшиеся - центральную и главку на Ильинском приделе - обили кровельным железом. Тогда же церковь перекрыли четырехскатной крышей, в результате церковь стала выглядеть проще и лучше.




В 1920-30 годы священники Христорождественской церкви были репрессированы. 29 апреля 1941 было принято постановление: «Городищенскую церковь как молитвенное здание ликвидировать и использовать на слом для нужд строительства новых предприятий в Заволжской части города (двух станкостроительных заводов, понизительной подстанции линии электропередач Нерехта-Кострома и Кострома-Буй)». Но до войны не успели, потом отношение к Церкви несколько смягчилось. Реставрация городищенской церкви началась в 1986 году. Предполагалось устроить здесь музей керамики. В 1990 году храм передали приходу. Началось восстановление храма. На основании данных археологических раскопок был разработан научно обоснованный проект, по которому на частично сохранившемся фундаменте в 1997-2002 годах был восстановлен Феодосин придел.




Подробно о Городище можно почитать в статьях «Немного о прошлом заволжья города Костромы» здесь и «Церковь во имя святого пророка Божия Илии "на Городище" в Костроме 1652-2002» здесь .


Кострома

Previous post Next post
Up