Замечательный рассказ,спасибо! Очень интересно и познавательно. Возможно от пребывания в потёмках невежества,показалось спорным проведение аналогии между ситуациями,в которых оказались печерская братия в 1944 и валаамская братия в 1940. Представляется,что монахи Псково-Печерского монастыря никак не могли уйти с намоленного места с немецко-фашистскими захватчиками,и исход этот выглядел бы довольно сомнительно.И они приняли единственно возможное и верное для себя решение остаться и стоически принять свою судьбу. Валаамский же монастырь со всеми храмами и обителями на архипелаге отошёл к Велико-Финляндскому княжеству по Высочайшему указу в 1811 году,в 1920 большевики согласовали финскую территориальную принадлежность архипелага,а в 1940 захватчиками являлись те,кому это место никогда не принадлежало,те,кто несли знамя "Союза воинствующих безбожников",те,кто нёс разор и уничтожение,те,от которых надлежало во чтобы то ни стало спасать священные реликвии и предметы культа.Этот исход был оправдан во всех отношениях,ибо валаамской братии удалось сохранить преемственность и традиции с устройством Ново-Валаамского монастыря на новом месте.
Мне логика ваших рассуждений понятна. Но я не думаю, что монахи рассуждали таким образом. Чтобы их понять, надо попытаться поставить себя на их место. Их выбор мучительный - что делать? уходить? остаться? Они молятся, думают, советуются, снова молятся и снова думают… И думают не о себе, но о монастыре. Потому что они предполагают, уйдут они или не уйдут, все равно скорее всего монастырь будет разорен и погибнет. Вот эти нравственные страдания и объединяют ситуацию в Валаамском и Печерском монастырях. По уставу Валаамского монастыря если умирал монах, то били в колокол один раз, если умирал игумен, то (забыла сколько) N раз, если умирал монастырь, то по уставу надо было бить 12 раз. И они приняли решение ударить 12 раз, т.е. самим похоронить свою обитель. Колокол прозвонил 12 раз… Что иноки чувствовали в этот момент? Встали на лыжи и ушли. Валаамского монастыря нет и никогда уже не будет. Он умер навсегда. Печерские монахи тоже думали не куда и с кем уходить, но оставить обитель или нет. Так же как и валаамские думали - быть или не быть обители? Выбор печерских иноков оказался промыслительным.
Смотрите,что нашёл : Известно, что Маннергейм посещал Валаамский монастырь, где встречался с Иеросхимонахом Ефремом, который служил ему духовным отцом, несмотря на то, что Маннергейм был лютеранином. Любопытная деталь - настоятель Коневского монастыря, игумен Маврикий, до прихода в монастырь служил в русской армии и был связным генерала Маннергейма. В 1939 году с началом Зимней войны братия монастыря вместе с остальными жителями Карелии ушла в эвакуацию во внутренние районы Финляндии. Когда финны в 1941 году вернулись на остров, они обнаружили, что монастырь полностью разорен. Игумен Маврикий, который умер в эвакуации, был в 1944 году, до вторичного ухода финнов, погребен у алтаря Никольского собора. Источники Доклад Микко Порвали в Музее главной ставки 5 ноября 2017; Konevets.ru
Возможно от пребывания в потёмках невежества,показалось спорным проведение аналогии между ситуациями,в которых оказались печерская братия в 1944 и валаамская братия в 1940.
Представляется,что монахи Псково-Печерского монастыря никак не могли уйти с намоленного места с немецко-фашистскими захватчиками,и исход этот выглядел бы довольно сомнительно.И они приняли единственно возможное и верное для себя решение остаться и стоически принять свою судьбу.
Валаамский же монастырь со всеми храмами и обителями на архипелаге отошёл к Велико-Финляндскому княжеству по Высочайшему указу в 1811 году,в 1920 большевики согласовали финскую территориальную принадлежность архипелага,а в 1940 захватчиками являлись те,кому это место никогда не принадлежало,те,кто несли знамя "Союза воинствующих безбожников",те,кто нёс разор и уничтожение,те,от которых надлежало во чтобы то ни стало спасать священные реликвии и предметы культа.Этот исход был оправдан во всех отношениях,ибо валаамской братии удалось сохранить преемственность и традиции с устройством Ново-Валаамского монастыря на новом месте.
Reply
Чтобы их понять, надо попытаться поставить себя на их место. Их выбор мучительный - что делать? уходить? остаться? Они молятся, думают, советуются, снова молятся и снова думают… И думают не о себе, но о монастыре. Потому что они предполагают, уйдут они или не уйдут, все равно скорее всего монастырь будет разорен и погибнет. Вот эти нравственные страдания и объединяют ситуацию в Валаамском и Печерском монастырях.
По уставу Валаамского монастыря если умирал монах, то били в колокол один раз, если умирал игумен, то (забыла сколько) N раз, если умирал монастырь, то по уставу надо было бить 12 раз. И они приняли решение ударить 12 раз, т.е. самим похоронить свою обитель. Колокол прозвонил 12 раз… Что иноки чувствовали в этот момент? Встали на лыжи и ушли. Валаамского монастыря нет и никогда уже не будет. Он умер навсегда.
Печерские монахи тоже думали не куда и с кем уходить, но оставить обитель или нет. Так же как и валаамские думали - быть или не быть обители? Выбор печерских иноков оказался промыслительным.
Reply
Reply
Reply
Известно, что Маннергейм посещал Валаамский монастырь, где встречался с Иеросхимонахом Ефремом, который служил ему духовным отцом, несмотря на то, что Маннергейм был лютеранином.
Любопытная деталь - настоятель Коневского монастыря, игумен Маврикий, до прихода в монастырь служил в русской армии и был связным генерала Маннергейма. В 1939 году с началом Зимней войны братия монастыря вместе с остальными жителями Карелии ушла в эвакуацию во внутренние районы Финляндии. Когда финны в 1941 году вернулись на остров, они обнаружили, что монастырь полностью разорен. Игумен Маврикий, который умер в эвакуации, был в 1944 году, до вторичного ухода финнов, погребен у алтаря Никольского собора.
Источники Доклад Микко Порвали в Музее главной ставки 5 ноября 2017; Konevets.ru
Reply
Reply
Leave a comment