Изборск

Oct 20, 2017 16:38

7 октября 2017, 16:00-18:00



Известно, что древний Псков, богатый и людный, окружил себя когда-то целым кольцом пригородов для защиты от врагов; против немцев на западе имел он: Изборск, Гдов, Кобылий; от Литвы на юге: Опочку, Велье, Остров, Воронич, Красный, Вышгород; в защиту от старшего брата своего, Великого Новгорода, с севера поставил он: Дубки, Врев, Котельный, Выбор, Володимерец.

Изборск (Избореск, Сбореск, Сборск и Сборц) находится в 30 км на запад от Пскова. По преданию основан Словеном, сыном Гостомысла, давшим ему имя Словенска, переделанное, потом в Изборск: в честь Избора, сына Словена. Судьба у князя Избора выдалась незавидная: «змием изъяден умре».
В 862 г. И. достался Трувору, который был первым его князем, хотя и недолго.
Изборск в стародавние времена играл видную роль, являясь форпостом Пскова, вместе с которым с 1233 года не раз выдерживал набеги литвы, немцев. В 1510 г. вместе с Псковом Изборск присоединен к Москве. Во время осады Пскова (1581 г.) Изборск был занят поляками и возвращен по миру 1582 г.

Старая изборская крепость в VII-VIII столетиях была на высоком мысу в полукилометре к северу от крепости, построенной в XIV веке. Треугольная площадка старого городища ограничена с двух сторон обрывами, а с третьей насыпным валом и рвом, глубиной около 3 м.
Раскопки городища были начаты в 1971 году и продолжались до 1991 года. на городище были обнаружены остатки каменной крепости начала XI века и мощная каменная башня, имевшая форму шестиугольника, каждая сторона которого равнялась 6 м, толщина стен 2,5-3,5 м. также была выявлена планировка города, открыта вечевая площадь. В настоящее время все это, а также фрагменты крепостной стены, законсервированы.




Не забыто имя Трувора в Изборске. Старое городище называют Труворовым, рядом указывают могилу князя:



Конечно, плита, испещренная квадратными насечками, вряд ли лежит над прахом варяга. Рядом с плитой стоит огромный каменный крест (высота наземной части 2,36 м). крест датируется XIV-XV в. Крест не имеет отношения к князю Трувору, хотя бы по тому, что тот не был христианином. Вероятно, он поставлен в честь какого-либо более позднего события, со временем изгладившегося из памяти местных жителей.




Надпись на кресте - "ЧРЬ СЛА ИСЪ ХЪ НИКА" (т.е. Царь славы Иисус Христос Ника) - традиционна для каменных крестов Русского Северо-Запада. В средокрестии высечен восьмиконечный крест на подножии.



С городища открывается дивный привольный вид.






На востоке виднеется Городищенское озеро:



Одиннадцать с половиной столетий назад в Городищенское озеро пришли ладьи, князь вышел на берег к подножию холма, позднее нареченного его именем.



А за речкой, глубоко внизу - равнина, плавно поднимающаяся к востоку и югу, покрытая дремучим лесом:






Из трех церквей, виденных в Изборске, две сохранили первоначальный облик. М.В. Красовский (1874-1939) был в Изборске в 1905 году, произвел обмеры церквей и опубликовал подробное описание в журнале «Зодчий» № 49, 1905.
Особое внимание Красовский уделил Никольской церкви на погосте Труворова городища:
«Что касается времени сооружения кладбищенского храма, то определить его точно не могу, за отсутствием каких-либо существенных данных; если же судить по общим приметам, то постройку его можно отнести к XIV-XV веку. Вероятно, на этом месте со времени появления в Изборске христианства всегда стоял храм во имя того же святого, бывший, как и заменившая его нынешняя кладбищенская церковь собором старого города».




«Особенность храма Св. Николая представляют четыре креста и круг, вделанные в северную его стену; три четырехконечных креста вытянутой формы размещены с боков и под верхним окном главной части церкви, а равносторонний крест и круг находятся в стене притвора (нартекса), справа от северной наружной двери. Эти кресты и круг представляют собою, вероятно, надгробные памятники изборчан, похороненных либо в самом храме, либо вблизи него; сделаны они из камня и выкрашены в темно-коричневый цвет. Подобные надгробия можно найти почти в каждой псковской церкви, но там им придавали форму прямоугольника и они прикреплены к стенам на незначительной высоте, тогда как в данном случае только круг и равноконечный крест вделаны в стену на высоте груди человека».




«… характерной чертой кладбищенского храма являются прямоугольные впадины различной высоты, из которых три находятся на северной, а одна на южной стене главной части церкви; ширина всех впадин также различна, причем лопатка, которая разделяет две левые впадины северной стены, перерезана окном, очевидно более позднего происхождения. … впадины на северной стене являются вполне обдуманной декорацией, вылившейся в псковских церквах в окончательную трехлопастную форму. Северная дверь нартекса и дверь, ведущая в подвал, также помещены в прямоугольных впадинах, которые таким образом являются доминирующим декоративным мотивом кладбищенской церкви».




Выше, на рисунке Шульца, и ниже, на фотографии Красовского, звонница (на моей фотографии она видна только «в профиль»), «несколько отличающаяся от обычного псковского типа, в котором все пролеты размещались большею частью в один ряд: здесь же один пролет поставлен над двумя другими, что, в связи со сдвинутым положением всей звонцы составляет характерную местную особенность».




О церкви Преподобного Сергия и Никандра Красовский сообщает следующее: «По словам местного духовенства, построение церкви относится к 7167-у году от сотворения мира, т.е. ко второй половине XVII века нашей эры; за точность этой хронологической справки не ручаюсь, тем более, что лично на меня храм производит впечатление гораздо более древнего сооружения. Скорее дату эту следует отнести ко времени пристройки нартекса и паперти».




«Типичным для Изборска впадинам на внешних поверхностях стен придан в церкви св. Сергия несколько другой характер, нежели в церкви на погосте; здесь они занимают почти всю поверхность южной и северной стен, благодаря чему последние кажутся как бы обрамленными узкими рамками».




Интересна также церковная брама - небольшая, с одним арочным проемом - с трапецевидной нишей для иконы.




В советское время церковь действовала до 1961 года. Сейчас в церкви музей петроглифов.

Никольский собор
Первое упоминание о соборе относится к 1341 году: "... немцы приидоша к Изборскому с пороки и со грады и со многим замышлением и оступиша град, хотяше пленити дом святого Николая".
К сожалению собор значительно пострадал от позднейших пристроек, свидетельствующих об излишнем усердии изборчан. Колокольня пристроена в 1849 году и по характеру архитектуры не имеет вообще ничего общего с древним храмом, чем производит очень неприятное впечатление.




Зимняя церковь была пристроена гораздо раньше колокольни, но тоже портит вид.
Замечательна толщина стен и столбов Никольского собора: она настолько велика, что свободная площадь пола церкви составляет всего лишь 0,57 всей площади, занимаемой храмом, почему внутри церковь кажется небольшой и очень уютной.




Около храма, с правой стороны от входа, сохранилось старинное било (агиосидирон); размеры его сравнительно невелики - около двух метров (по дуге):



«Русская церковь всегда ревниво оберегала предания и обычаи восточной церкви и стремилась избегнуть малейшего подражания обычаям «латинцев». До завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 году, греки гораздо охотнее пользовались билами, а колокола составляли скорее исключение и, несмотря на то, что появились они в Греции уже в первых веках христианства, на них смотрели несколько косо: «Латинянам же, нечестиво отделившимся от нас, предан другой обычай: для собирания народа в храм они пользуются одним орудием этого рода, именно колоколом»; «а колокол не держат во Святой Софии, но бильце мало в руке держа, клеплют на заутрени … а в колоколы латины звонят».
Несмотря на стремление во всем подражать Греции, некоторые русские монастыри и церкви все таки обзавелись колоколами. Такая роскошь была доступна лишь богатым монастырям и большим соборам, а бедные церкви должны были довольствоваться одними билами или клепалами.
Била были трех родов: малое, большое и, наконец, в форме узкой полосы, выгнутой по дуге.
Било последнего типа и сохранилось у Никольского собора. Такой тип била носил название άγιον σίδερον (священного железа) или χαλκόν (меди). Материалом для них, как следует из названия, служило железо или медь.
Била перешли к нам одновременно с христианством из Византии и продержались очень долго. Во всяком случае до конца XIV столетия, как это видно из летописей (при нашествии Тохтамыша на Москву «не бе звонения в колоколы, ни в била»), а может быть и позднее била кое где еще уцелели, но висят без употребления и сохраняются только как образцы старинного церковного обихода» (Красовский, «Псковские звонницы», Зодчий, № 23 1906).

Со временем старая крепость на Труворовом городище во время осады уже не могла вместить всех жителей. В 1330 году на Жеравьей горе, недалеко от старой крепости, посадником Шелогой была возведена новая мощная крепость: «В лето 6838 Селога посадник с псковичи и с изборяны поставиша город Изборск на горе Жеравии того же лета и стену камену с плитою учиниша и ровы изрыша под городом ...»










Крепость сложена из местного, довольно плотного доломитового известняка, сравнительно мало выветрившегося. Известь, служившая вяжущим раствором, крепка и настолько же мало выветрилась, что ее с трудом можно отличить от камней кладки. Стены и башни Изборска были оштукатурены, о чем свидетельствуют уцелевшие местами куски известкового намета.
Площадь территории крепости составляет 2,4 га, протяженность стен 623 метра, их высота от 7,5 м - 10 м, средняя толщина - 4 м. Диаметр башен в плане −10-12 м, высота 12-19 м, средняя толщина стен башен - 3 м




Большой интерес представляют разбросанные в разных местах стен украшения, выложенные из такого же известняка, вероятно, одновременно с остальной кладкой. Так, между башнями Вышка и Рябиновка прекрасно сохранились три креста, все различного рисунка.










Конечно, когда стены были оштукатурены, кресты выделялись рельефнее. Расположение крестов, именно в северной стороне, не имеет случайного характера: сюда, в самый опасный во время осады пункт крепости, их поместила вера изоборчан во всемогущую силу символа христианства.







В 1341 году немецкие рыцари предприняли попытку захватить Изборск, но крепость выдержала десятидневную осаду - ливонцы вынуждены были отойти, уничтожив свои пороки (осадные орудия) и военное снаряжение. В 1349 году Изборск снова был осажден ливонским войском и опять безуспешно. В 1369 году немцы стояли под Изборском 18 дней, но взять не смогли. В 1406 году большой отряд ливонцев подошел к Изборску и две недели ходил по окрестностям, все сжигая. Крепость осталась неприступно, поход окончился полным поражением ливонцев. В 1480 году Магистр Ордена «со всею землею» «в велице силе с многим замышлением» подошел к Изборску. Простояв двое суток, ливонцы отошли и пошли к Пскову.
В 1510 году Изборск вместе с Псковом присоединен к Москве.
В 1569 году в ходе Ливонской войны крепость обманом взята Полубенским. Через две недели была освобождена. В 1570 году Грозный посетил Изборск. Он не подверг город разграблению, но казнил нескольких людей, показавшихся ему неблагонадежными. Об упокоении их душ он велел поминать во всех церквах.
В 1581 году Изборск захватил Стефан Баторий. По миру 1582 года поляки возвратили город.
По Ништадтскому миру 1721 года граница отошла к Балтийскому морю, Изборск потерял стратегическое значение. С 1777 года - заштатный безуездный город Псковской губернии.



















В Городищенское озеро несут воды Словенские ключи.



Словенским ключам не менее нескольких тысяч лет. Первое письменное упоминание о них относится к XVII веку: «От Псковаж 30 верст к западу, город Избореск, стоит на Славянских ключах. От Изборска 12 верст город Печеры». ( Книга большему чертежу или древняя карта Российского государства, поновленная в розряде и списанная в книгу 1627 года. Издание 1832 года. Глава XIV. «Поморские» стр. 180)
Подземные воды выходят в виде отдельных струй числом от 12 до 15, образуя каскад водопадов. Вода в Словенских ключах довольно жёсткая и содержит много растворённых солей, минерализация составляет 200 - 340 мг/л.
Несколько лет назад появилась традиция в день иконы Божьей Матери «Живоносный источник» освящать воды Словенских ключей, которые объявили православной святыней.




Двенадцать ключей - двенадцать апостолов. Моментально источники обросли сказками, легендами, которых еще лет пятнадцать назад и в помине не было. Святым источникам приписываются целебные свойства. Один помогает от болезней глаз, другой дает мудрость, третий - силу, четвертый - богатство, и т.д. Скептики из Роспотребнадзора не раз уже запрещали пить воду из источников , потому что по микробиологии вода не соответствует санитарным нормам. Но мракобесы нам не указ! К источникам идут старые и малые, на своих ногах и на инвалидных колясках, батюшки и матушки:






Я к источникам не спускалась. Зачем мне эта молодость и красота? Пусть другим больше достанется.





Псков, Нива, Зодчий

Previous post Next post
Up