Кумола (Лумиваара)

Oct 02, 2017 14:31

16 августа 2014

Поселок Кумола получил название Лумиваара в 1945 по названию волости, центром которой он является. Название Кумола имеет саамско-православное происхождение и обозначает крестопоклонная деревня («Jaakkiman Sanomat» № 6, 1996).




Впервые Кумола упоминается в писцовой книге 1500 г. в составе Кирьяжского погоста Соральской перевары «великого князя волости за наместником за корельским». Присоединение новгородских земель к московскому княжеству в 1478 году на жизни в Кирьяжского погоста никак не отразилась.
Около 60% земель принадлежали непосредственно великому князю. Крестьяне, жившие на этой земле, были свободными. Около четверти земель погоста принадлежала чернокунцам, которые являлись потомками карельской знати. Они также были свободными и платили налоги только великому князю. Остальные земли принадлежали монастырям.

В писцовой книге о жителях деревни Комола Новая весь и деревни Комола на Лахте сказано: «Ивашко Карпов, Ермолка Фомин, Микитка Кузьмин, Васюк да Михал Тойвуевы, Онуфрейко Левков; шесть луков. Бориско Палкин, Онисимко Степанов, сын его Захарко, Смешко Кондратов, Фомка Михалев, Давыдко да Демидко Карповы, Одндрейко Карпов, Савка Левков; девять луков».
В начале XVI столетия в Кирьяжском погосте строилось много церквей. Весь погост был разделен на девять приходов. По переписи 1571 года известно, что в Сороле была церковь Георгия Победоносца, священник Ермолай. Кроме этих храмов было множество церквей и часовен, не имевших постоянного священника.




В XVI веке шведы постоянно пытались захватить Карелию. Невероятно жестокие, они придерживались тактики выжженной земли. Герман Флеминг, назначенный главнокомандующим в 1572 году, писал шведскому королю: «В центральной слободе Кирьяжского погоста мы обнаружили две красивых церкви и монастырь. Сожгли все … устроили русским кровавое Рождество…». На захваченных землях шведы уничтожали православные церкви и монастыри или переделывали их в лютеранские кирки. Местное население разбегалось. Уже с 1581 года землю начали раздавать шведским дворянам. Чтобы земля приносила доход, шведы стали переселять сюда финских крестьян из своих поместий в Финляндии. Переселенцы занимали пустые дома и на три года освобождались от налогов. При этом де-юре земля все еще принадлежала Московскому государству. А после Столбовского мира земли уже официально принадлежали Якову Делагарди с 1618 по 1630 год. В Сороле был образован лютеранский приход. Православных вытеснили отсюда окончательно.

В XIX веке первый исследователь древней Карелии Теодор Швиндт (1851-1917) собирал у здешних финских крестьян местные предания. В Сороле сохранились такие истории: «Сорольская церковь была уничтожена во время большой войны. Русские ушли, утопив колокола в устье пролива и завалив их камнями. Это была самая большая война со времени Нового Завета», «здесь тогда жили совсем другие люди, - люди русской веры», «пришло время большой войны со шведами, которые все грабили и жгли. Жители ушли, закопав в землю свои сокровища. Конечно, они надеялись вернуться, да так и не смогли. Когда шведы уходили отсюда [ при Петре Великом], они грабили все подряд, чтобы не досталось русским» .




До захвата Карелии шведами жители Кумолы были богаты. В XIX веке в Кумоле находили клады. В пещере на склоне горы Валватсу, пастушок, который прятался там от дождя, нашел берестяной сверток, полный серебряных монет. Сверток рассыпался в руках мальчика, часть денег упала на камни, закатившись в расщелины, остальные он собрал. Девушка из Кумолы косила траву на лугу и наткнулась на клад. Это была военная манерка, наполненная серебряными монетами, наверное, рублями. Девушка взяла немного монет, остальные спрятала в лесу, а сама пошла домой, чтобы получше рассмотреть деньги. Кто-то из домашних выследил ее и, отправившись в лес вслед за ней, забрал эти деньги.

Сто лет здесь хозяйничали шведы, затем по Ништадскому миру 1721 года, были возвращены России. В 1743 году Елизавета Петровна даровала в наследуемую собственность графу Михаилу Илларионовичу Воронцову волости Яккима, Кроноборг и Париккала, последняя сейчас принадлежит Финляндии. Его дочь, Анна Михайловна, вышла за Александра Сергеевича Строганова. В последующие годы земля принадлежала наследникам по линии Воронцовых-Скавронских.




В 1912 году в Кумоле была открыта русская школа. Попечителем был местный купец Лисин. До середины ХХ века в Кумоле действовало православное кладбище, на котором стояла часовня во имя Николая чудотворца.




Финская начальная школа в Кумоле была открыта в 1910 году. Она располагалась в центральной части Кумолы, которое назвалась Tereskä. Название «Терескя» имеет свои истоки от рода Терентьевых, которые владели всей землёй участка Терескя («Jaakkiman Sanomat» № 6, 1996).
С левой стороны дороги, которая проходит через школу и через всю Терескя, на самой высокой точке холма с названием Роккапата, в 1935 году по проекту Илмари Лауниса была построена кирка (похожа на кирку в Вуокселе) и приходской дом.
















Рядом с киркой в братской могиле похоронены финские солдаты. Территория кладбища охраняется по договору 1992 года между Россией и Финляндией о сотрудничестве по защите памяти финских солдат и погибших в Финляндии во время Второй Мировой войны русских солдат.





Выборгская губерния, Корела, Карелия

Previous post Next post
Up