Гатчина (1). Дворцовый парк и парк Сильвия

Apr 02, 2016 20:48

Вчера мы вместе с petite_nyctale ездили в Гатчину. Мы собирались погулять по паркам, потом зайти в Приоратский дворец. Мне кажется, Гатчина совершенно незаслуженно обойдена вниманием туристов. Все стремятся в Петергоф, Царское Село, Павловск. Там, конечно, тоже хорошо. Мне же больше всего нравятся пейзажные парки, а они у нас есть в Ораниенбауме, в Выборге Монрепо. Но самый настоящий пейзажный английский парк у нас только в Гатчине. Здесь нет толп туристов, вход в парки бесплатный, то есть тут действительно гуляют и отдыхают люди: мамаши с колясками, пенсионеры с финскими палками, дамы с собачками, праздношатающаяся публика, прикармливающая местных белок и уток, а в роли туристок с фотоаппаратами - мы с Леной.
Сюда хорошо привозить детей. Ну зачем ребенку янтарная комната, это скучно. А в Гатчине есть настоящий рыцарский замок Приорат, дворец Павла - это тоже замок, рядом с ним ров. Под дворцом есть самый настоящий таинственный подземный ход, в котором детям разрешают покричать, чтобы услышать эхо. Если ехать на «Ласточке», то всего через сорок минут уже можно гулять по парку! А в парке столько чудес - за Маской прячется огромная поленница березовых дров, внутри которой роскошный интерьер (какой сюрприз!). Можно взять лодку напрокат и отправиться по водному лабиринту, аналогов которому нет. Но и это еще не всё! Есть Дворцовая Ферма, построенная еще при императоре Павле.
Мы приехали на станцию Гатчина-Балтийская без четверти двенадцать, обошли дворец, потом по Дворцовому парку до Сильвии, откуда снова Дворцовым парком вышли к Приорату.



Памятник императору Павлу I был установлен в 1851 году. Пьедестал выполнен из финляндского рапакиви. Интересно, что памятник устоял и при большевиках, которые собирались его снести в 1919 году, но легендарный хранитель Гатчины Владимир Кузьмич Макаров (1885-1970) сумел его отстоять, и при немецкой оккупации, когда памятник не был отправлен на переплавку, как все другие памятники, потому что немцы помнили, как Павел почитал их императора Фридриха Великого.


О Гатчине, дворце и парках, написано много, но мне кажется, что лучше всего написал о Гатчине в 1921 году В.К. Макаров. Его текст можно причитать здесь .
«Гатчинские парки начали устраиваться почти одновременно с дворцом, около 1770 г., когда хозяином Гатчины был Григорий Орлов. Сюда направило его холодное письмо Екатерины, когда он самовольно уехал из Фокшан, чтобы бороться с новым фаворитом - Васильчиковым. Здесь он почувствовал, что его блестящей карьере приходит конец. Он не мог любить Гатчины, слишком близкой от Петербурга, где всходила уже звезда Потемкина». После смерти Орлова Гатчина перешла в руки великого князя Павла Петровича. При нем сады и парки Гатчины приобрели свое окончательное убранство - каменные мосты, террасу, павильоны и мраморные статуи. «Лесное озеро-вот как хочется назвать середину Гатчинского парка. Разбросанные редко памятники и строения не нарушают общей картины северной глуши. Они открываются неожиданно, то с поворота дороги, то в глубине полузаросшей просеки».

Карпин мост переброшен через искусственный каскад между Карпиным прудом и Белым озером. Мост был разрушен в войну и воссоздан в 1980-годы:



Утки бросаются на всех посетителей парка, вымогают корм, преследуют гуляющих.

Северный фасад дворца выходит на Серебряный луг, получивший свое название благодаря Серебряному озеру. В озере чистейшая прозрачная вода. На фотографии ниже озеро видно, но подойти к нему нельзя, потому что тут находится станция водозабора. Лена рассказала, что здесь проходили испытания первой серийной подводной лодки в 1881 году. На берегу озера есть грот «Эхо» - дополнительный выход из подземного хода.
Еще при Г. Г. Орлове на Серебряном лугу был высажен дуб-солитер (одинокий). Сейчас это одно из самых старых деревьев парке, ему более 230 лет. В годы войны дуб пострадал, однако дерево живо и зеленеет каждую весну:



«Лесное озеро - вот как хочется назвать середину Гатчинского парка. Разбросанные редко памятники и строения не нарушают общей картины северной глуши. Они открываются неожиданно, то с поворота дороги, то в глубине полузаросшей просеки».
Вдали Чесменский обелиск. Выполнен по проекту Антонио Ринальди в честь блестящей победы российского флота над турецким в Чесменском сражении:



«Английский сад должен был, прежде всего, не походить на искусственный. Но капризные господа жизни желали иметь на небольшом пространстве, под окнами дворца, все красоты естественной природы - изгибы и заводи светлой реки, пенистые водопады с переброшенными мостиками, хижины под нависшими ветвями, полуразрушенные, обросшие мохом монументы, вызывающие меланхолическое настроение, неожиданные переходы к залитым солнцем полянам, к видам на далекие холмы и пастбища. Кое-где были разбросаны беседки с трогательными и сентиментальными посвящениями дружбе и другим прелестям простой жизни».
После зимы парк приводят в порядок, убирают мусор, жгут упавшие ветки, убирают больные деревья.






Лесная оранжерея создана в 1794-1795 годах. Использовалась для выращивания экзотических плодов и фруктов. Здание оранжереи «стоит перед круглым прудом, вокруг которого на лето расставляются лавровые и миндальные деревья в кадках и другие декоративные растении. Это один из самых сохранившихся уголков парка. Здесь тихо, как в старой усадьбе. Сама оранжерея одна из самых замечательных построек окрестностей Петербурга. Стены ее сложены из огромных кусков серого известняка- материала, придающего столько своеобразной красоты старой Гатчине»:



«Недалеко от Лесной оранжереи по дороге к Сильвийским воротам находится Амфитеатр или Карусель. Постройка относится к 1797 г. Его внешние стены, достигающие почти двух сажен высоты, сложены местами из пудожского камня»:









Амфитеатр создан по проекту Николая Александровича Львова и служил для проведения «каруселей» - театрализованных представлений, участники которых, облаченные в доспехи средневековых рыцарей, демонстрировали умение владеть оружием и управлять лошадью. Постройка осталась незавершенной. «В альбоме адмирала Кушелева есть изображение амфитеатра в том виде, как его думали окончательно устроить. Густые стриженные шпалеры повышали больше чем в два раза внешние стоны амфитеатра. В них были просветы против ныне пустых пьедесталов, занятых мраморными группами сентиментального характера. На двух таких же пьедесталах, стоящих на уровне арены, у двух фальшивых ворот стояли мраморные фигуры амуров. Верхи лестниц украшали восемь золоченных ваз и арену столько же высоких курильниц (плоские чаши на тонких ножках). Действовавшие ворота от оранжереи к Сильвии имели решетку к виде копий и вензель Павла Петровича над ней. Мы не знаем, служил ли амфитеатр хоть раз местом каруселей, какие устраивал Павел в Гатчине, увлекаясь этой старинной придворной игрой, заменившей в новое время с XVII в. прежние кровавые турниры».




Амфитеатр круглый в плане, в диаметре он достигает шестидесяти пяти метров, высота земляного вала составляет более трех с половиной.




«За амфитеатром идет возвышенная дорога к Сильвийским воротам. Не доходя до них, справа от дороги, на искусственном кургане стоит мраморная колонна, увенчанная изображением орла с опущенными крыльями». Колонна Орла является своеобразным памятником первому владельцу Гатчинской мызы:



Мы подошли к воротам в парк «Сильвия» («Лес»). Рядом с Сильвийскими воротами в 1890-х годах по проекту Л. Ф. Шперера было построено здание сторожевого дома. Таких сторожевых домов в парке несколько:



«Ворота, ведущие в Сильвию сложены из пудожского камня и имеют надпись «Силвия». Огромный замочный камень их арки украшен маской бородатого гиганта. Силуэт ворот прост и суров, что очень идет к открывающемуся за ними пейзажу Сильвии с ее узкими просеками в еловой чаще». Ворота созданы в 1792-1793 гг. по проекту В. Бренна:



Если парк «Лесной», то «бородатый гигант» - леший:



Стена отделяет Сильвию от Дворцового парка:



Сильвия создавалась с 1792 по 1800 год. Руководил работами паркостроитель Джеймс Гекет. В Россию он приехал из Ирландии еще во времена Екатерины II и Григория Орлова. Большую часть жизни мастер трудился над созданием гатчинских садов и парков. Изначально парк Сильвия, как французский, имел регулярную планировку, но в 1830-е годы она была утрачена. Сейчас Сильвия соответствует названию, то есть парк похож на лес. Ели вдоль аллей были посажены после Великой Отечественной войны:



В парке никого кроме нас не было. Мы присели отдохнуть на лавочку. Вдруг откуда-то появился леший какой-то гражданин, который спросил как пройти в ГАИ. Мы затруднились с ответом. Гражданин пожелал нам всех благ, после чего куда-то сгинул. Возможно, он снова превратился в лешего:



«В пределах Сильвии, немного ниже по течению Гатчинки, находится каскад, над которым устроен мост-руина, а на берегу валяются в беспорядке почерневшие обломки мраморных колонн над чем-то в роде маленького амфитеатра, открытого в сторону Гатчинки. Место арены занимает бассейн, питаемый ключей. Это не что иное, как миниатюрная копия о сиракузской Наумахии. Нетрудно объяснить появление в Гатчине подобной копии с античных руин. Вторая половина XVIII в. есть время увлечения раскопками. Мы видим Павла Петровича - великого князя - среди развалин римского Форума на картине Дюкро в Гатчинском дворце. Руины - один из любимых декоративных мотивов в живописи и в садовой архитектуре того времени».

Практически ничего не осталось от каскада, мостик покрыт досками, понять где была Наумахия невозможно. Всё это было построено по проекту Николая Александровича Львова.




Обольянинов присвоил авторство себе. Вот как об это рассказывает дочь Николая Александровича, Елизавета Николаевна Львова («Русская Старина», 1880, № 5-8):




В Приорате экспонируется фотокопия эскиза проекта садовой руины Н. А. Львова. Может быть руина в Сильвии была похожа на эту:



Еще об одной злой проделке Обольянинова рассказывает Елизавета Николаевна Львова:



Птичник построен по проекту А. Д. Захарова, предназначался для содержания фазанов, индеек, павлинов, гусей и даже канареек:










Гатчина, Львов, Старина, Ленинградская область

Previous post Next post
Up