На фотографии 1865 года, ничем снаружи не примечательный, дом-особняк А. А. Половцова:
В особняке сохранились великолепные парадные интерьеры.
Участок, на котором находится дом-особняк А.А. Половцова, имеет два адреса: Большая Морская 52 и Мойка 97. Сначала участок был не застроен, переходил из рук в руки. При Головкине (внуке канцлера) главный фасад находился со стороны Мойки. Дом был одноэтажным с двенадцатью покоями. В 1785 году участок приобрел Василий Иванович Левашов (1740-1804), который надстроил этаж и расширил дом до 42 покоев. Генерал Левашов практически всё время был на фронтах, в частности ему была поручена оборона Фридрихсгама во время Шведской войны 1788-1790 годов. Граф Левашов был холостяком, имел трех дочерей и трех сыновей, которых узаконил.
Особняк использовался как отель. Среди постояльцев были известные личности. Три месяца здесь жил Франциско Миранда (1750-1816), борец за независимость испанских колоний в Америке, герой Венесуэлы, жертва французской революции. Он добился от Екатерины II финансовой поддержки. В 2012 году покойный Уго Чавес подарил нашему городу памятник Миранде.
В 1793 году здесь пять дней жил граф д'Артуа, эмигрант, роялист, брат казненного Людовика XVI и будущий король Франции Карл Х.
Президент Академии наук Екатерина Дашкова также квартировала в 1794 году в этом особняке.
По смерти Левашова особняк снова переходил из рук в руки. В 1835 году особняк приобрел князь Сергей Сергеевич Гагарин. Позже Гагарины жили почти напротив этого дома, на Большой Морской 45 (писала про этот дом и Гагариных
здесь ). Могу только добавить, что Сергею Сергеевичу Гагарину мы должны быть благодарны еще и за то, что он открыл Александринский театр.
Фасад стороны Мойки:
По заказу князя Гагарина архитектором А. Х. Пелем был построен лицевой флигель по Большой Морской улице (№52). Так же Пель построил два дворовых флигеля, парадный вход перенес на Большую Морскую.
Парадная лестница сохранилась без изменений:
В 1864 году у сына князя Гагарина особняк, в качестве приданого, приобрел барон Штиглиц для своей приемной дочери Надежды Михайловны. Таким образом, владельцем особняка стал ее муж Александр Александрович Половцов. По свидетельству Половцова приданое составляло сумму в 16-17 миллионов рублей.
По смерти А. А. Половцов в «Зодчем» в 1910 году была опубликована небольшая заметка, посвященная особняку.
В заметке упомянуты украшавшие парадную лестницу «чудные гобелены», подаренные Александру I Наполеоном: «они снова вернулись во Францию». На экскурсии нам сказали, что четыре шпалеры, украшавшие лестницу, сейчас в Эрмитаже в Темном коридоре. Те самые исчезнувшие гобелены были в Банкетном бронзовом зале.
Шпалеры из серии «История императора Константина» были исполнены по картонам П. П. Рубенса в Париже на мануфактуре Рафаэля де ла Планша в 1633-1668 годах.
«Трофеи Константина»:
Эрмитажный Темный коридор действительно темный, а также достаточно узкий, поэтому фотографировать там непросто. Фотографии трех гобеленов любезно предоставлены
petite_nyctale «Основание Константинополя»:
«Свадьба Константина»:
«Въезд Константина в Рим»:
Зеркало в вестибюле:
Дверь орехового дерева в восточном стиле в кабинет хозяина. Кабинет также оформлен в восточном стиле, так как там размещалась коллекция китайского фарфора:
Зеленый каминный зал:
Парадный будуар с фонарем на Б. Морскую:
Здесь Надежда Михайловна Половцова (1843-1908) принимала гостей, визит которых длился не более 15 минут. Говорят, что всегда, даже зимой, в будуаре цвели розы.
Надежда Михайловна была воспитанницей барона А. Л. Штиглица. Рассказывают, что однажды вечером чета Штиглицев, прогуливаясь по саду у себя на даче, нашла под сиреневым кустом девочку, которая лежала в корзинке. В приколотой записке было написано, что родилась она 10 декабря 1843 года и крещена Надеждой, отчество ее Михайловна. Так как девочку нашли в июне в 1844 года, то фамилию ей дали Июнева. Считалось, что она внебрачная дочь великого князя Михаила Павловича, младшего брата Александра I и Николая I. Николай I интересовался судьбой подкинутой девочки. Поэтому бездетные Штиглицы удочерили Надежду Михайловну.
Штиглиц был невероятно богат, ему принадлежада 1/3 всех приисков Урала, он был банкиром двора. Надежда Михайловна была самой богатой невестой. В 17 лет она вышла замуж за молодого подающего надежды чиновника при сенате, Александра Александровича Половцова (1832-1909). Дом-особняк был получен в приданое.
Гостиная была отдела от будуара аркой:
Нотная библиотека (библиотека Оппенора):
Балы проходили в соседнем Белом зале. Площадь зала небольшая, всего 112 кв. м, поэтому оркестр находился в нотной библиотеке. Для того чтобы звук лучше проникал в танцевальный зал под потолком была сделана специальная акустическая ниша.
Помещение нотной библиотеки (библиотека Оппенора) было оформлено Людвигом Христофоровичем Маршнером. Кстати, работы Жиль-Мари Оппенора (1672-1742), одного из создателей рококо, есть в Эрмитаже (можно смотреть
на сайте ), куда они поступили из собрания А.Л. Штиглица.
Белый зал в стиле Людовика XV:
Белый зал использовался для балов, для танцев. Работы в зале были завершены 1888 года. Первый бал состоялся в 1889. На балу присутствовала императрица Мария Федоровна.
24 апреля 1890 здесь была свадьба самой богатой невесты, графини Софьи Владимировны Паниной (1871-1956), и самого богатого жениха, Александра Александровича Половцова (1867-1944). Посаженным отцом был Александр III. Отсюда молодожены уехали в Царское Село, потом заграницу, а через год вернулись в дом напротив (Б. Морская, 47), который был специально для них куплен у правнука А. В. Суворова.
Вскоре их брак закончился разводом. С. В. Половцова снова стала Паниной и даже вернула себе титул графини. Не принесла ей счастья свадьба в этом прекрасном зале. И не только ей одной.
Сейчас этот зал можно арендовать для банкетов, в том числе и свадебных.
В Белом зале акустическую нишу из нотной библиотеки прикрывает балкончик:
Штоф подлинный XIX столетия:
Зичи М. А., Заседание Государственного совета в 1884 году. Изображены члены Государственного совета, сидящие за столами в Зале заседаний Старого Эрмитажа; в центре, под портретом Александра II, - председатель великий князь Михаил Николаевич, перед ним докладывает стоя государственный секретарь А. А. Половцов. На стенах портреты Николая I и Александра II:
Александр Александрович Половцов был государственным деятелем. Окончив курс в Императорском училище правоведения, начал службу в 1-м департаменте сената, был обер-секретарем, обер-прокурором, с 1873 года - сенатором, с 1883 года - государственным секретарем с пожалованием в статс-секретари; с 1892 состоял членом государственного совета.
Наряду с государственной деятельностью Половцов занимался и промышленно-финансовой. В 1883 году он приобрел на имя жены Богословский горный округ в Верхотурском уезде Пермской губернии. Там в 1894 году был построен крупнейший на Урале металлургический завод, названный Надеждинским в честь Н.М. Половцовой. Этот завод положил основание городу Надеждинску (сейчас Серов). В 1895 году создается Богословское акционерное общество, основная часть паев в котором принадлежала Половцовым. Половцовы были наиболее крупными акционерами Невской бумагопрядильной мануфактуры, Невской ниточной мануфактуры в Петербурге и Кренгольмской мануфактуры бумажных изделий в Нарве. Половцовым принадлежал ряд винокуренных и мукомольных производств в Тамбовской и Воронежской губерниях.
Большая библиотека:
Действующий и по сей день камин флорентийской работы XVI века (в два раза старше Петербурга!) был привезен из Италии:
Скульптуры появились позже, уже в XIX веке:
В библиотеке был специальный подъемник для книг.
А.А. Половцов был незаурядной личностью, его заслуги перед отечественной историей трудно переоценить. В 1865 году по его инициативе было создано Русское историческое общество, к работе в котором ему удалось привлечь крупных историков - С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, Н.И.Костомарова и других. Под руководством Половцова с 1866 по 1909 год было издано 128 томов «Сборников Русского исторического общества». В Сборниках опубликованы важнейшие документы по истории России. Изданы дипломатические документы, относящиеся к нашей истории и хранящиеся в заграничных архивах. Сейчас без этих Сборников не может обойтись ни один историк.
Кроме того на свои собственные средства издавал энциклопедию выдающихся русских деятелей - «Русский биографический словарь». До революции было издано 25 томов, Словарь содержит почти 15 000 биографий. Сегодня многие биографические статьи в Википедии ссылаются на биографический словарь под редакцией А. А. Половцова, при этом сам он известен только специалистам. Также по инициативе Половцова при Государственном совете был создан архив.
Заседания Исторического общества проходили в этой самой библиотеке:
Банкетный бронзовый зал сделан Максимилианом Егоровичем Месмахером:
Этот зал был одним из первых в Петербурге имевшим электрическое освещение. Кроме того зал имел естественное освещение через световой фонарь-плафон. В советское время здесь был кинозал, поэтому световой фонарь был закрыт. Сейчас всё восстановлено как было:
В Бронзовом зале Александр Александрович планировал проводить приемы, обеды, театрализованные представления. Каждый угол помещения украшен вертикальным бронзовым панно с символами аллегорий искусств - живопись, скульптура, архитектура, музыка.
Четыре двустворчатые двери уникальны для нашего города. Украшены в технике маркетри (инкрустация по дереву, вид мозаики), которую обычно использовали для мебели.
Наборный паркет:
По инициативе Половцова, бывшего страстным коллекционером, вместе с А. Л. Штиглицем, С. С. Гагариным и М. Е. Месмахером было создано легендарное училище Штиглица и знаменитый музей прикладного искусства. По смерти Штиглица в 1884 году, исполняя его завещание, Половцов на свои средства заканчивал строительство училища и пополнял коллекцию музея. Он говорил: «Россия будет счастливой, когда купцы будут жертвовать деньги на ученье и учебные цели без надежды получить медаль на шею».
Банкетный бронзовый зал украшали гобелены, о которых в «Зодчем» сказано: «теперь они вернулись во Францию». Александр Александрович умер в сентябре 1909 года, а в декабре того же года во французском аукционном каталоге указаны гобелены 1781 года из серий «Времена года» и «Любовь богов» по картонам Ф. Буше, а также собрания китайского, саксонского, севрского фарфора, редкостные эмали и ювелирные изделия из золота и серебра, старинная мебель и др. Где сейчас находятся те самые гобелены пока никто сказать не может.
Наследники всё это продали, потому что как писал С. Ю. Витте: «Половцов... умудрился сделать так, что в конце концов, когда он... умер, то наследникам его осталось самое ограниченное состояние, т. е. состояние в несколько миллионов рублей... а все остальное было уничтожено. Говорю "уничтожено", а не проедено, потому что хотя он жил широко, но все-таки совсем не настолько широко, чтобы можно было прожить такое громадное состояние. Все время он занимался различными аферами: продавал, покупал, спекулировал и доспекулировался до того, что почти все состояние своей жены проспекулировал».
Семейная столовая Половцовых была сделана по проекту М. Е. Месмахера. Со временем семья разрасталась, у детей А. А. Половцова появились собственные семьи. Здесь раз в две недели дети и внуки собирались все вместе:
Для украшения столовой были приобретены 17 кордуанской кожи панно с геральдическими композициями. Тисненная испанская кордуанская (сейчас её называют «кордовская») была прекрасно выделана, славилась высоким качеством дубления, термостойкостью. Эта кожа не гниет и не деформируется. Рисунок на коже наносился тонированным серебром. Панно были реставрированы в 1985-1990 годах ленинградскими реставраторами по испанской технологии.
Промежутки между панно заполнены картинами, выполненными в Германии в XIX веке маслом на тисненой коже. Половцов в течение пятидесяти лет вел дневник, в котором имеются бесконечные описания охот. Столовую украшают 12 картин, из них - четыре охотничьи сцены, четыре - времена года и еще четыре - континенты.
Сейчас в столовой ресторан, поэтому сюда можно совершенно свободно зайти. Рядом со столовой была курительная комната, позже переделанная в буфетную:
В доме есть портретная комната, в которой были портреты жены А. А. Половцова, Надежды Михайловны, а также их четырех детей: Анны (1862-1917), Надежды (1865-1920), Александра (1867-1944) и Петра (1874-1964). Портреты были написаны французским художником Каролюс-Дюраном (1838-1917). Сейчас этот портретист известен только специалистам. Его работ нет ни в одной картинной галерее Европы, потому что он был самым дорогим и востребованным портретистом XIX столетия, писал портреты только самых богатых и известных людей своего времени. Поэтому практически все его работы есть только в частных собраниях. Сейчас в Эрмитаже на третьем этаже, там где раньше были импрессионисты, можно видеть портреты Надежды Михайловны Половцовой и Анны Александровны Оболенской (Половцовой):
Куда делись остальные три портрета неизвестно.
В 1910 году хозяйкой дома стала Анна Александровна Оболенская. Она продала дом в 1915 году. С 1934 года в особняке Половцова размещается отделение Союза архитекторов России. С тех пор особняк называют также Домом Архитектора. Здесь проводятся творческие конкурсы, выставки, концерты, экскурсии по особняку.
У Штиглица была деревянная дача на Каменном острове, сильно пострадавшая от наводнений. В 1910-1913 годах по заказу Александра Александровича Половцова (младшего) на месте старого дома архитекторами И. А. Фоминым и К. К. Шмидтом был построен новый в стиле неоклассицизм. После революции здесь был санаторий легочных больных. В 1990-е годы в здании располагалась какая-то фирма. В те годы сюда можно было попасть с экскурсией. К сожалению, у меня тогда еще не было фотоаппарата. К счастью, сейчас кое-что есть в интернете.
Вот собственно те самые гобелены, которые сейчас в Темном коридоре:
В 2010 году в «СПб ведомостях» была довольно любопытная и подробная заметка о даче Половцова, из которой стало ясно, что теперь она принадлежит управделами президента России.
Овальная столовая, зимний сад, кабинет, библиотека, отделанная красным деревом... Теперь здесь будет гостевая резиденция федерального значения. Шикарно оформлены апартаменты, где будут размещаться высокие гости. Несколько одноместных, два - предназначены для семейных, где предусмотрены женская и мужская половины: с отдельной спальней, ванными комнатами, рабочим кабинетом. Из всех помещений открывается прекрасный вид на Среднюю Невку, на живописные уголки Каменного острова .
«Нас уверяют, что реставраторы, специалисты декоративно-прикладного искусства, воссоздали архитектурный комплекс в точном соответствии с проектом Ивана Фомина» - это всё замечательно, но будут ли сюда экскурсии как в Константиновский дворец, также принадлежащий управделами президента?
Три года назад я несколько раз ездила гулять на острова. Подошла к даче и стала фотографировать:
Буквально через минуту из сторожки вылез вежливый человечек в форме. Просто приторно-вежливый, он елейным голоском в изысканных выражениях попросил не фотографировать. Связываться с ним не хотелось. Спросила только насчет экскурсий. Ответил, что не знает. На том мы распрощались.
Дача обнесена мерзким поликарбонатом. Впрочем, сейчас почти всё на Каменном острове обнесено такими заборами:
Вид на дачу с Елагина острова:
Штиглиц похоронен, по завещанию, в Ивангороде в церкви Святой Троицы, сооружённой им над могилой жены, а также для духовных нужд местного фабричного населения. Также в этой церкви похоронены Н.М. Половцова и А.А. Половцов: