Вчера в Эрмитаже

Mar 19, 2015 16:34

На площади всё как обычно - екатерины и петры пристают к прохожим, предлагают сфотографироваться. Интересно, что ко мне никогда не пристают, хотя я вроде бы похожа на туристку - как все фотографирую всё подряд. Но они только бросят на меня мимолетный оценивающий взгляд и сразу отворачиваются. Как они понимают, что на меня тратить время бесполезно?




На площади появился новый персонаж, которого раньше не видела. Одинокий «граф Орлов» буквально вешался всем на шею, но меня тоже не заметил. Что я не человек что ли? Или меня просто никто «не видит»?




Сначала был обязательный маршрут до Рыцарского зала. Вид из Павильонного зала сквозь немытые окна:




Несколько жарких дней, и на Неве льда уже нет:




Теперь младших школьников на занятиях почему-то всегда сажают на пол:










Потом Просветами и Темным коридором пошла к Деревянной лестнице, чтобы на третий этаж подняться. По пути сфотографировала знаменитый «Тмутараканский камень». Изначально этот блок отполированного мрамора был частью постройки в греческой колонии Гермонассы, основанной на берегу Азовского моря в VI веке до н.э. Город неоднократно менял имя: Таматарха, Самкерц, Тмутаракань, Матрега, Хункала, Тамань. В Х-XII веках город входил в состав русского Тмутараканского княжества. Потом принадлежал Орде, генуэзцам, османам. В 1068 году по приказу князя Глеба Святославича по льду была измерена ширина Керченского пролива. Тогда же на камне была сделана древнерусским уставом надпись: «в лето 6576 индикта Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сяжен». В 1783 году Тамань стала русской крепостью. В 1792 году камень был обнаружен при строительстве новых укреплений. В следующем году рисунки камня были представлены Екатерине II. До 1835 года камень находился в Тамани, потом, до 1851 года, в Керченском музее, а затем - в Эрмитаже.




Темный коридор:



Некоторое время назад на третьем этаже произошли изменения, Гайваронского Матисса выселили в Главный штаб:



Теперь вместо импрессионистов на третьем этаже французские художники XIX века. Поэтому теперь всякий имеет счастье лицезреть, например, портрет княгини А.А. Оболенской (урожд. Половцова) кисти Эмиля Огюста Шарля Карлюс-Дюрана, исполненный в 1887г. Можно сказать: фи, да кто он вообще такой этот самый Карлюс-Дюран (1837-1917) , кто про него знает, да его работ ни в одном приличном европейском музее нет. А это был самый модный, самый известный и самый дорогой портретист в Европе. Заказывать ему портреты могли только очень богатые люди. Поэтому его работы до сих пор хранятся только в частных коллекциях, к которым широкая публика доступа не имеет. У нас же была национализация, коллективизация, приватизация, одним словом сплошное разграбление, поэтому всё что не удалось продать, поместили в музеи. К счастью, на Карлюс-Дюрана покупателей не нашлось, поэтому портрет А.А. Оболенской, а также её матери Н.М. Половцовой сейчас всякий может видеть на третьем этаже.




Высунулась в форточку и сфотографировала площадь:



По поводу колонны вдруг вспомнилось. В прошлом году в порядке подготовки к нашей поездке в Пютерлаксскую ломку , где добывали монолит для колонны, я написала о том, как была изготовлена колонна и как её устанавливали . Тогда эту запись, как обычно, посмотрели человек двадцать, ну может тридцать. Блог мой тишайший, пишу для себя, ни в какие сообщества не лезу. Кроме того, по неизвестным мне причинам Яндекс меня «не видит», вроде тех артистов на площади, которые меня тоже не хотят индексировать как туриста. То есть я не представляю, каким образом люди находят мои записи. Тем не менее, кому-то удалось, и запись эта куда-то попала. За год запись посмотрели более пяти тысяч человек, к счастью это были люди тихие, никаких следов в моем блоге они не оставили. Вместе с тем несколько человек оказались буйными. За этот год много нового узнала. Оказывается, колонну в нашем городе поставили инопланетяне, а ангел вовсе и не ангел, а антенна для связи. Когда инопланетяне колонну ставили, то они что-то сделали с головами людей, отчего вся информация об установке была стерта. Поэтому дуры вроде меня думают, что колонну ставил Монферран. Может про инопланетянскую версию уже все давно слышали, а я вот только недавно об этом узнала. Вчера, когда вечером вернулась из Эрмитажа, опять два новых комментария из этой серии было.

Ну ладно, спустилась на второй этаж, чтобы заглянуть ещё раз в Николаевский зал на выставку «Эрмитаж Ея Императорскаго Величества» .

Редкий случай, в Гербовом зале пусто. Обычно тут всегда какая-нибудь выставка или зал закрыт, потому что готовят выставку:




Отреставрированный Малый тронный (Петровский) опять во всей красе:




























В зале стоит табличка, лаконично сообщающая, что зал делал Монферран в 1833 году, а после пожара по рисункам последнего восстанавливал Стасов. Почему же Николай велел эту работу выполнить Стасову?




В 1837 году Зимний дворец сгорел дотла. Пожар начался как раз рядом с Петровским залом по вине Монферрана, который четыре года назад этот зал оформлял. Расследование показало, что пожар начался с возгорания деревянной перегородки, которую установил Монферран в Петровском зале. Перегородка стояла очень близко к каменной стене, в которой был подававший горячий воздух отдушник, от находящейся на первом этаже печи. Отдушник был не заделан, в день пожара из него вылетело пламя, деревянные перегородки Петровского зала загорелись. Потребовали, что Монферран написал объяснительную. Он написал несколько страниц, но главное там: «Знайте, что я предлагал несколько смет и что дешевизна и малое количество времени, которое было дано, заставили выбрать легкие постройки и предпочесть их другим…» . Другими словами он обвинил Николая в том, что это именно он выбрал самый дешевый и пожароопасный вариант. Если бы Монферран был архитектором, то он бы никогда и не предложил такого варианта. Но он не был архитектором. В любом случае, даже если бы он был прав, а начальство виновато, то никогда не следует обвинять начальство. Вот почему после 1837 года Николай близко не подпускал Монферрана к Зимнему. Правда никак и не наказал его, хотя я не могу себе представить, что чувствовал Николай после пожара. Монферран продолжал строительство Исаакия, а восстанавливать Зимний Николай поручил Стасову, который и восстановил в точности Фельдмаршальский и Петровский залы по оригинальным рисункам.

А я пошла дальше в Николаевский зал на Екатерининскую выставку.

Макет Фернейского замка Вольтера, по образу и подобию которого Екатерина хотела построить Александровский дворец:



Про это чудесное цилиндрическое бюро, созданное в Петербурге в конце 1780-х мастером М.Я. Веретенниковым, крепостным графа А.В. Салтыкова, уже недавно писала. Центральная композиция изображает высадку Екатерины со свитой на берег, навстречу процессии, направляющейся к ней с ключами (в символическом смысле - от Царьграда).




Сейчас с разных сторон приходится слышать, что НамКрыш. Не знаю, не уверена. Но если бы Екатерина тогда не поехала осматривать Новороссию и Крым, то разве могли бы мы теперь любоваться этим чудесным бюро. А Таврический сад, Таврическая улица, Таврический дворец - всё это было бы пустым звуком.

Рядом с бюро поместили акварели с видами Крыма, на одной из которых «Новый порт Севастополь»:



С другой стороны акварель с изображением дворца, в котором в Крыму жила Екатерина, а также акварели с видами татарских жилищ:




К 250-летию Эрмитажа на первом этаже Малого Эрмитажа (под висячим садом) в бывшем манеже открыли новое выставочное пространство:




Сейчас здесь выставка История Эрмитажа в зеркале витрин. Выставка была осмотрена в прямом и переносном смысле поверхностно, потому что уже устала. Выставка открыта до 24 мая, так что ещё успею.




Вид из окна манежа:



Было уже шесть часов. По средам Эрмитаж открыт до девяти вечера. Когда уходила, посетители шли в музей. Всё-таки как хорошо, что один день в неделю музей работает до вечера, и люди после работы могут зайти.







Кстати, никаких «екатерин, петров и орловых» на площади уже не было. Их место заняли другие артисты.

Таланты и поклонники:












И хорошая новость - уродского великана убрали! Хотя как всегда вопрос - а кто разрешил это безобразие? А также кто эти люди, которым в голову пришло установить такое в таком месте. Здесь я позволю себе процитировать полностью фразу одного моего знакомого, который ещё тридцать лет назад сказал: «культуры нет нихуя». Это характеристика тех, кто устроил здесь весь этот балаган, а также чиновников, которые это согласовали. Центр превратили черт знает во что. Какие-то бесконечные музейчики восковых фигур. В этом дивном здании бывшего Азовско-Донского банка тоже какие-то пошлые увеселения типа музея Иллюзий. Всё это хорошо в другом месте, где-нибудь на окраине рядом с метро, но не в историческом центре.




Пока здесь по-прежнему ходит зазывала в костюме какого-то хвостатого животного, а также осталась отвратительная вывеска над входом.





Эрмитаж, ворчание, Любимый город

Previous post Next post
Up