Под конец жизни
Николай Иванович Пирогов (1810-1881) был занят своим дневником, который после его смерти был опубликован в «Русской старине» за 1884-1885 и 1887 годы под заглавием «Вопросы жизни; дневник старого врача, писаный исключительно для самого себя, но не без задней мысли, что может быть когда-нибудь прочтет и кто другой». Спасибо Птице
ptitza, убедительно порекомендовавшей мне прочитать этот
дневник . В дневнике предстает образ высокоразвитого и образованного человека, считающего малодушным обходить так называемые трудные и неприятные вопросы. Дневник этот - не философский трактат, а ряд заметок. Когда читаешь, трудно поверить, что это писал тяжело больной человек, осознающий своё положение. Дневник написан правдиво, просто и ясно.
В начале своего дневника Пирогов пишет о том как он научился самостоятельно читать по азбуке, о своих первых книгах, о том как это повлияло на его характер.
И вот на днях книжка, в которой опубликована та самая азбука, буквально свалилась мне на голову. Действительно, начинаю верить, что всё что происходит - не случайно.
Из дневника Н.И. Пирогова:
Карикатуры на французов, выходившие в 1815-1817 годах, расходившиеся тогда по всем домам, я как теперь вижу.
Я знаю от моих родителей - я научился русской грамоте почти самоучкою, когда мне было 6 лет, и я хорошо помню, что учился именно по карикатурам, изданным в виде карт в алфавитном порядке. Первая буква «А» представляла глухого мужика и бегущих от него в крайнем беспорядке французских солдат с подписью:
Ась, право глух, Мусье, что мучит старика,
Коль надобно чего, спросите казака.
Буква «Б». Наполеон, скачущий в санях с Даву и Понятовским на запятках, с надписью:
Беда, гони скорей с грабителем московским,
Чтоб в сети не попасть с Даву и Понятовским.
«В». Французские солдаты раздирают на части пойманную ворону, и один из них, изнуренный голодом, держит лапку, а другой, валяясь на земле, лижет из пустого котла. Надпись:
Ворона как вкусна, нельзя ли ножку дать.
А мне из котлика хоть жижи полизать.
Может быть, я живо помню эти карты и потому, что их видел потом, когда мне было более 6-ти лет; но то, что помню почти исключительно три первые «А», «Б», «В», показывает, что на память мою они подействовали всего сильнее, когда я учился грамоте, то есть когда мне было 6 лет. Правда, я помню и еще одну из этих карт с буквою «Щ» и подписью:
Щастье за Галлом, устав бресть пешком,
Решилось в стан русский скакать с казаком.
Но это потому, что долго, долго задумывался на ней, не умея себе объяснить, почему какой-то француз в мундире, увозимый в карете казаком и притом желающий выпрыгнуть из кареты, именуется «щастьем»? Какое же это счастье для нас? - думалось мне.
Это ученье грамоте по карикатурным картинкам вряд ли одобрится педагогами. И в самом деле, эти первые карикатурные впечатления развили во мне склонность к насмешке и свойство подмечать в людях скорее смешную и худую сторону, чем хорошую. Зато эти карикатуры над кичливым, грозным и побежденным Наполеоном вместе с другими изображениями его бегства и наших побед развили во мне рано любовь к славе моего отечества. В детях, как я вижу, это первый и самый удобный путь к развитию настоящей любви к отечеству.
Так было, по крайней мере, у меня, и я от 17-ти до 30-ти лет, окруженный чуждою мне народностью, среди которой жил, учился и учил, не потерял, однако же, нисколько привязанности и любви к отчизне, а потерять в ту пору было легко: жилось в отчизне не очень весело и не так привольно, как хотелось жить в 20 лет. Не родись я в эпоху русской славы и искреннего народного патриотизма, какою были годы моего детства, едва ли бы из меня не вышел космополит; я так думаю потому, что у меня очень рано развилась вместе с глубоким сочувствием к родине какая-то непреодолимая брезгливость к национальному хвастовству, ухарству и шовинизму.
Во время Отечественной войны 1812 года художниками Иваном Ивановичем Теребенёвым (1780-1815), Алексеем Гавриловичем Венециановым (1780-1847) и Иваном Алексеевичем Ивановым (1780-1848) было исполнено много карикатур. Темы карикатур сводились к трем главным категориям: карикатурам на Наполеона, прославлению национального геройства с одновременным глумлением над французами и осмеянию несчастно их положения при отступлении.
Наиболее интересные карикатуры были перегравированы в маленьком виде на больших медных досках. Каждый листочек сопровождался двустишием, имеющим непосредственную связь с отпечатанными на них буквами.
Азбука продавалась в футляре. На передней стороне футляра была надпись: «Подарок детям в память 1812 года». В футляре было 34 картинки, заимствованных из карикатур 1812 года, с двустишиями на каждую букву. Некоторые наборы были предназначены для раскраски. Иногда к ним прибавлялся 35-й лист, изображающий голову Наполеона, составленную из трупов. На задней стороне футляра была надпись: «Печатать позволено С.-Петербург 1814 года Декабря 30-го дня, цензор стат. сов. и кавалер И. Тимковский. В типографии Плавильщикова». Внутри футляра были две виньетки работы Теребенёва и Иванова.
А. Твердость русского крестьянина. Теребенёв.
Поляк и два французских солдата окружают крестьянина, и его расспрашивают; он претворяется глухим. Это происшествие описано в «Сыне Отечества» 1813г., №9, стр. 133.
Б. Благоразумная ретирада доставит мне спокойствие. Теребенёв.
Наполеон скачет на дровнях в одиночку, на запятках два маршала, вдали поле с бегущим войском, направо скачущие казаки.
Беда - гони скорей с грабителем Московским
Чтоб в сети не попасть с Даву и Понятовским
В. Французский вороний суп. Теребенёв.
Четыре голодных француза, из которых один, стоя, разрывает ворону, другой на коленях, третий посылает вороне поцелуй и четвертый, лежа, вылизывает котёл, в котором жарилась ворона. “Soupe aux corbeaux” была, действительно, за недостатком пищи, исключительной едой французов в Москве.
Ворона как вкусна! нельзя ли ложку дать?
А мне из котлика хоть жижи полизать.
Д. Обратный проход наполеоновой гвардии через Вильну.
Офицер и восемь солдат, одетых в разное отребье, выходят через ворота из Вильны.
Е. Наполеонова гвардия под конвоем старостихи Василисы. Венецианов.
З. Карантин для Наполеона по возвращении его из России. Теребенев.
Завоевал бы Россию; да мор на мои войска. Чуть было и меня не сразил. Принужден окуриваться.
Наполеон сидит подле дерева. Два доктора его окуривают, третий стаскивает с него клещами мундир, направо трое людей тащут его веревкой его сапог.
Заразу от штыков и ядр российских знайте,
Окуривайте всё, скорее помогайте.
И. I. Наполеонова гвардия под конвоем старостихи Василисы. Венецианов.
Французы в странных головных уборах связаны веревкой, около них два крестьянина, и старостиха верхом с косой в руках, сзади мальчик и девочка.
К. Русский Сцевола. Теребенёв.
Крестьянин замахивается топором, чтобы отрубить заклейменную французами руку, по бокам два француза корчатся от удивления. Происшествие случилось в 1812 году, крестьянин лишил себя руки, чтобы не служить Наполеону.
Как чорному Царю на Руси не царить
Так имя на руке его мне не носить.
Л. Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России. Теребенёв.
1. Маршал на коньках. 2. Трубач. 3. Кирасир, потерявший свою каску. 4. Польский улан, потерявший мундир. 5. Гусар. 6. Драгун. 7. Конный артиллерист. 8. Мамелюк, который всех теплее оделся салопом женским и всех запасливее, несет с собой домой лошадиный окорок.
Восемь воинов верхом на палочке, трубе и сабле.
Ликуй, о храбрый Галл! встречай нас с торжеством.
Спустив всё с рук, спешим на палочках верхом.
М. Русский Курций. Иванов.
Русский ратник поражает копьем, жертвуя жизнью, польского полковника, приняв его за Мюрата, направо четыре француза, налево один; все они бросаются на ратника.
Москва вить не Берлин, не Вена, не Мадрид
В ней гроб всей армии французской был открыт.
Н. Усердная и добровольная поставка рекрут от французского народа. Теребенёв.
Налево Наполеон, которому отдатчик представляет от двух департаментов двух лошадей и трех калек рекрутов, направо волонтеры, которых тащут на аркане. Темой для этой картинки послужили «насильственные способы, которыми производились новые наборы» (слова пленного французского интенданта Пюнсбюска Кутузову), носившие в бюллетенях название «добровольных и усердных пожертвований».
Не худо - славные конскрипты, Галлов честь!
А со многих ли душ! Последние что есть.
О. Хлебосольство отличная черта в характере народа русского. Иванов.
Два русских солдата из армии Виттенштейна угощают хлебом и щами трех пленных голодных французов. Налево солдаты варят пищу, направо палатки.
Один лишь Росс в врагах чтит христианску кровь,
Сколь месть страшна, столь искренна любовь.
П. Постой ко не в свои ты сани брат садишься. Иванов.
Наполеон в санях, в одиночку, замахивается н лошадь саблей, крестьянин держит ее за уздцы, вдали сани, запряженные четверкой кляч. На козлах этих саней стоит «мин. полиц.», на запятках «храп. сенат».
С. Карнавал или парижское игрище на масленице. Теребенёв.
Наполеон народу. Пожалуйте сюда, господа, здесь показывают самые лучшие комедии и китайские тени.
Наполеон одетый арлекином зазывает в балаган нескольких зевак. На балагане две картины: одна изображает Наполеона, показывающего фокусы с монетами, под ним подпись: «фигляр забавляет народ… или французские финансы». Другая картинка представляет гимнастическую группу, состоящую из Бертье, Наполеона и двух маршалов Иеронима и Иосифа вниз головой. За Наполеоном генерал с трубой. Толпа зевак чрезвычайно типична.
Сюда, сюда, прошу честные Господа!
Комеди таковой не зрели никогда!
Т. Нос привезенный Наполеоном с собой из России в Париж. Теребенёв.
Наполеон с огромным носом, покрытым бородавками, сидит в кресле. Бертье и два доктора рассматривают нос.
Наполеон: Вот какой нос приставили мне русские. Не знаю как мне с ним показаться парижской публике. Нет ли средства укоротить его? 1. Доктор: Надобно его отрезать. 2. Доктор: В таком случае я не отвечаю за жизнь Его Величества. Бертье: Незачем его укорачивать; показывайтесь с ним смело парижанам. Мы напишем, что он у Вас вырос от ранних морозов и гололедицы?
Теперь хотя я наг пришел домой и бос,
Зато уж и принес огромный самый нос.
У. Наполеон и его сообщники убаюкивают Францию. Теребенёв.
Франция в пеленках лежит в люльке, которую качает Наполеон, около него два маршала, третий Бертье загораживает ей свет ширмой, склеенных из разных бюллетеней и “Moniteur universel”, вдали сражение.
Убаюкивают разными игрушками и побасенками Францию, стараясь закрыть от нее настоящее её положение. Между тем как она держа в руке граненое разноцветное стекло, видит в оном красоту свою стократно помноженную, Наполеон прилежно занимается укачиванием люльки, заставляя Бертье держать ширму; чтобы от несносных лучей восходящей в виде солнца истины, не заболели глазочки у дитяти, и чтоб она никакими неприятными видами не тревожилась.
Ф. Есть ли французы не скакали так как крысы, то не попались бы в мышеловку к Василисы.
Василиса припирает дверь в баню, в которую забрались мародеры.
Ц. Смотр французским войскам на обратном их походе чрез Смоленск. Теребенёв.
Наполеон стоит в профиль, налево два маршала, из которых один держит руку в муфте, другой производит смотр войскам, еще левее - группа французских солдат в странных головных уборах и одеждах, направо группа генералов около лошади, стоящей на коньках.
Цыц, цыц, негодный лях! гни спину и молчи,
И также как другой, в рядах моих торчи!
Ч. Французский вояжер в 1812 году. Теребенёв.
Наполеон в огромных валенках едет в салазках на свинье, в одиночку, волосы стоят у него дыбом.
Что делать - знать пришло свиную милость чтить
Лошадок нет, пора свиньям меня возить.
Ш. Чем он победил врага своего? Нагайкою! Теребенёв.
Направо казак верхом замахивается нагайкой на французского улана тоже верхом, лошадь которого падает.
Щ. Казаки прокатывают французских офицеров. Венецианов.
Казак правит парой, впряженных в карету, лошадей, из кареты падают французские офицеры, сзади другой казак верхом.
Ы. И на нашей улице праздник, кричит прусак. Венецианов.
Прусский солдат с оголенной саблей в руке, казак и калмык вертят качели, с которых летит Наполеон, слева группа танцующих. Направо, внизу, камень с лилией, в виде герба.
Мечты и суеты, войны, чины, перуны,
Слетели с колеса капризныя фортуны.
Ь. Пастух и волк. Теребенёв.
Пастух держит волчью шкуру с головой Наполеона, три маршала в ужасе спасаются бегством.
Я прежде был герой, но что я стал теперь
В руках у мужика и скорчился как Ь
Ѣ. Крестьянин увозит у французов пушку в русский лагерь. Теребенёв.
Крестьянин увозит пушку, между тем как французы, оставивши оную на поле, бросились в деревню за контрибуциею.
Θ. Наполеон в намерении своем уничтожить Пруссию гриб съел. Теребенёв.
Наполеон, охватив огромный гриб, старается его съесть, слева прусский солдат смеется над его усилиями. Из кармана у Наполеона высунулись две бумаги: «Маршрут на Берлин» и «Мирные условия»… На камнях, из которых растет гриб - разные надписи. Картинка эта должна напоминать один из неудавшихся проектов Наполеона. Узнав о союзе Пруссии и России, он велел сказать своему послу в Вене, что если Александр не согласится вступить в переговоры, то Пруссия будет разделена на три части, - лучшую часть получит Австрия, одну - Саксония и одну Вестфалия.
Возрос как гриб и пал познав ты суету.
Что делаешь теперь? - весь сгорбился в Θ-ту.
Итак, Пирогов в шесть лет научился читать, в четырнадцать лет поступил в московский университет, потом учился в профессорском университете в Дерпте, защитил докторскую диссертацию, далее стажировался в Германии. К этому времени ему было около двадцати пяти лет. Он должен был занять кафедру в московском университете, но по дороге из Германии заболел. В это время кафедру захватил его однокашник. Пирогову пришлось вернуться в Дерпт.
В Дерпте произошел смешной случай:
Здесь
http://fotki.yandex.ru/users/amsmolich/album/302848/ выложила воспоминания о Пирогове (одесский период деятельности в качестве попечителя учебного округа), написанные Л. Добровым, который в то время был школьником.