Тибетская Тханка

May 18, 2012 22:38



Что такое тханка?

Так называют тибетские религиозные изображения нарисованные минеральными красками на тонком холсте.

Тибетское слово тхангка (thang ka/ga), согласно словарю Nitartha, может иметь такие значения:

- тибетская живопись на подвешиваемом свитке, изображение божества

- поле, равнина, поле в низине, портрет, живопись

- санкр. Пата, рисунок на ткани

На тханках принято изображать буддийских учителей, божеств и защитников, а также символы, приносящие счастье. Тханки могут иллюстрировать астрологические или медицинские тексты. Кроме того, тханки могут быть посвящены светским темам и отображать быт простого народа.

Размеры тханки бывают разными: от миниатюрных изображений для посвящения - цакли - до гигантских изображений для особых праздников и церемоний.

В общем, в тханка-живописи принято выделят три основных стиля: Менри, самый первый стиль, Карма Гадри и Менсар, поздний стиль.



Реликвия созданная мастером, по-тибетски называется: "тханка". В этом тибетском слове есть указания на то, что "тханка" - нечто небольшое по объему, не отягощающее странствующих искателей просветления. Это изображение Будды. На этом изображении концентрируется тот кто использует тханку для медитаций. Тханки-миниатюры пишутся на дереве, но если они рельефны - это уже "Ца-ца". Тханки больше чем ладонь, пишутся на холсте обшиваются тканью и хранятся в свитке.



Трудно судить о времени создания первой тханки. В Кангьюре - собрании буддийских поучений, рассказывается такая история. Когда во Вселенной отрезок жизни человека только отклонился от своей изначальной продолжительности - тысячи лет, в Индии правил король по имени Жиктул. Однажды в его окружении умер мальчик-брамин, к которому Жактул был очень привязан. Тогда король направился к Яме - господину мертвых с просьбой возвратить ребенка. "Это не мое деяние, - ответил господин смерти - а исчерпание его собственной кармы!". Но король снова и снова просил, приводя разные убедительные доводы. Яма и Жиктул долго ссорились и спорили, пока не появился Брахма, который сказал королю: "Когда чья-либо карма исчерпана, Господину Смерти не может быть предъявлено никаких обвинений. Тем не менее, нарисуй мне подобие этого юноши!". Король нарисовал точный портрет умершего мальчика. Брахма благословил изображение и дал ему причину прихода к жизни. Воскрешенного мальчика Брахма отослал домой к родителям, а Король и Господин Смерти онемели от удивления.



Совершенствуя свое мастерство, король посетил сферу Богов. Получив там наставления, он разработал правильные пропорции и написал тексты о пользе их соблюдения. Из этого развилась наука ремесел и искусств. Таким образом традиция создания тханок, как передачи мистического опыта, уже существовала до прихода в мир Будды Шакьямуни.



Одна из первых буддийских тханок - это портрет Будды. Так как Будда излучал ослепительное сияние совершенства, художник попросил его позировать на берегу реки. Глядя на прекрасное отражение в воде он создавал портрет первого просветленного. Художник видимо пытался передать духовные совершенства Будды, пользуясь приемами передачи мыслей, идей, посредством символики, хорошо разработанной в Индии тогда. Поэтому Будда на тханках наделен многими необычными для человека качествами. Удлиненные уши Будды говорят о его царственном положении среди всех существ во вселенной. Полтора тысячелетия традиция создания тханок развивалась и совершенствовалась параллельно с тем, как расширялось, дополнялось и обрабатывалось учение Будды.



Пережив эпоху своего расцвета в Индии, тханка вместе с учением Будды перешла в Тибетскую культуру, где это искусство достигло своих утонченных вершин. Развитие живописи в Тибете приняло две формы - Гадри и Менри. Направление Гадри происходит от китайской школы, Менри - от непальской.



Сангсен Гампо, религиозный король Страны Снегов в начале VII века был совершенным новатором во многих областях. Так, у него было две супруги.

Первая - китайская принцесса Конгйо, что во многом способствовало принятию буддизма и введению его в Тибет. Принцесса прибыв в Страну Снегов, привезла с собой первую статую Будды Шакьямуни святые тексты и изображения - как род введения в буддийскую доктрину. Вместе с принцессой из Китая в Тибет прибыли умелые китайские художники. И это было засвидетельствовано выдолбленным на камне текстом молитвы Праджня-Парамита Сутры в 100000 строф, и статуей бодхисатвы Мойтреи высотой в 80 метров, построенной в ее честь, китайскими мастерами.



Другой женой Сангсен Гампо была непальская принцесса Цаи Падмо. В древних текстах упоминается о том, что Цаи Падмо была одной из самых образованных девушек своего времени. Она играла на многих музыкальных инструментах и любила живопись. С ней в Тибет пришла живописная традиция Менри. Если сравнивать оба стиля, то можно сказать, что для Менри характерна большая материальность - яркие насыщенные цвета, подчеркнутая определенность форм. В тханках Гадри много пространства, они наполнены воздухом. Тханки в этом стиле отличает живая линия, создающая впечатление объекта возникающего из пространства и уходящего обратно в сияющую пустоту.

Создается тханка тщательно и неспешно. Грунтованный раствором костного клея и мела холст шлифуется, желательно драгоценным камнем, до тех пор, пока поверхность не станет гладкой, как кожа младенца. Чистая и ровная поверхности холста отражает чистоту мотивации и ровное, спокойное состояние ума, того, кто работает с изображением Будды. При создании тханки очень важна последовательность. Вначале короткими мазками прописывается ландшафт. Этот метод потом стали использовать пуантилисты и импрессионисты. Когда создан светящийся мир "чистой страны", в нем появляется Будда. Традиционно он в центре композиции тханки. ТО КАК, т.е. в какой форме изображен Будда - в женском или мужском облике, гневный или умиротворяющий, зависит от сюжета и функции тханки - обучающей, вдохновляющей или защитной.



Часто Будда изображается как учитель, иногда его даже наделяют портретным сходством с тем или иным историческим лицом, желая тем самым выразить почтение определенному человеку.

Дворцы, священные деревья Бодхи (под одним из них Шакьямуни достиг просветления), различные виды цветов и подношений, дизайн символов счастья, орнаментов, драгоценностей - все это тоже имеет свои особые формы, определенные традицией.



Процесс создания тханок трудоемок и предполагает в художнике моральную чистоту и духовную силу. Древние мастера считали, что чем больше труда вложено в работу и чем больше затрачено времени и средств (используются золото, драгоценные камни, реликвии), тем ощутимее влияние тханки, её сила. Разумеется, такой труд всегда высоко ценился.

http://www.chaigorod.com/news/?id=144

http://www.bharatiya.ru/tibet/remeslo.html

http://rossasia.sibro.ru/voshod/article/28607

http://newwaytravel.ru/tibet/sights/potala.html

тибетская живопись

Previous post Next post
Up