Какие существует проблемы в кадровом руководстве страной? Как попасть на государственную службу и стать хорошим чиновником? Будут ли чиновники при поступлении на госслужбу сдавать экзамены и целесообразно ли это?
- Здравствуйте, господа. В преддверии неизбежного в мае формирования нового правительства вновь обострился интерес к кадровым проблемам в руководстве страной и вообще в административных органах. Проблема эта застарелая - не помню, чтобы кто-нибудь хвалил кадровую политику, сложившуюся в Российской Федерации, в основном ругают, но ругают давно и примерно одними и теми же словами. Тем не менее, тут, по-видимому, начинаются какие-то новшества. Вот недавно было большое и хорошо освещавшееся в прессе собрание людей, которые занимаются кадровыми проблемами, проведенное Дмитрием Анатольевичем Медведевым. О том, что там было, чего ожидать в кадровой сфере нового в ближайшие месяцы, может быть, годы, мы сегодня говорим с безусловным специалистом - сопредседателем подгруппы «Развитие кадрового потенциала в Большом правительстве», президентом автономной некоммерческой организации «Кадровый резерв - Профессиональная команда страны», наверное, есть еще титулы, Юрием Котлером. Здравствуйте, Юрий Юрьевич.
- Здравствуйте, Александр Николаевич.
- Скажите, пожалуйста, вы что-нибудь знаете о будущем составе правительства?
- Нет. Нет.
- Хорошо, это хороший честный ответ, мне приятно его услышать.
- Абсолютно честный ответ.
- Я так понимаю, в ваши обязанности вот в тех структурах, в которых вы работаете, является не столько поставка кадров для министерских постов, сколько нечто чуть более скромное. Какой спектр ваших задач?
- Ну, скажем так, тот проект, которым я занимаюсь три с половиной года уже, у нас изначально задача была поставлена достаточно простая. Там, проект был инициирован Владимиром Владимировичем, и нас как бы попросили поискать новые лица. Просто поискать. Ну, вот, да, потому что руководство в какой-то момент пришло к пониманию, что…
- Ну, чисто интересно, да, чисто… где тут новые лица?
- Не думаю, что так уж прямо из любопытства, но тем не менее вообще понять, где эти люди, кто они, как их искать, а дальше уже, что с ними делать. И по поводу скромности. Ну, безусловно, у нас, поскольку проект общероссийский, конечно, у нас основной упор идет, скажем так, мы работаем не с министрами федерального правительства, потому что эти люди считанные, и, в общем, они известны. И даже те люди, которые могут претендовать на должность министров, тоже их не так много, чтобы их невозможно было отобрать руками. А мы работаем с губерниями, мы работаем собственно с партией, которая является основным заказчиком. Это не совсем или, скажем так, не политический проект, потому что у нас… ну, вот, мы там делали какие-то подсчеты, более 50% людей, которые прошли все этапы отбора, в нем участвуют, они беспартийные, есть представители других партий…
- Я сейчас даже не об этом. Партийные - беспартийные, других партий… кадровый голод таков, что не до грибов как-то, подробностями не интересуемся.
- Согласились. Согласились. Ну, тем не менее… на самом деле, как бы возвращаясь к предыстории с вашим хорошим знакомым Сергеем Воробьевым, мы на эту тему начали думать лет десять назад, если не больше… Больше - двенадцать, в 2000 году. И, ну, собственно, это показатель скорости, с которой этот процесс движется.
- Ну, вот, вы говорите, этим последним проектом вы занимаетесь три года. Чем вы можете похвастаться - сколько народу пристроили, на какие уровни?
- Ну, в процентном отношении… у нас сейчас база данных порядка 40 тысяч человек, из которых все этапы отбора они сложные, синтетические и достаточно такие каверзные, прошло около 4 тысяч, из них…
- Это много. 4 тысячи - это много.
- Это достаточно, да. То есть это люди селектированные, специально отобранные люди, из них за последние два года… ну, просто мы проект строили, мы не сразу их начали отбирать - мы построили систему, создали общероссийскую сетку, у нас там в каждом регионе есть координаторы - маленькие хедхантеры, - которые нам помогают…
- Маленькие хедхантеры за маленькими хедами. Ладно, без вашей кухни - результаты.
- … порядка 25%. То есть, ну, тысяча человек, которая благодаря проекту, продвинулась.
- На уровне региональных правительств, например.
- Уровни, скажем так, от трех губернаторов… мы понимаем, что назначение губернатора во многом не благодаря проекту, тем не менее три человека, которые приняли участие в проекте, стали руководителями субъекта федерации, вице-губернаторы - ну, в регионе это очень большая позиция, министры, заместители министров…
- На федеральном уровне никого.
- На федеральном уровне… ну, если губернаторов не считать федеральный уровень…
- Не считать, все-таки глава региона.
- Нет, нет, наверное, на федеральном уровне пока никого.
- Понятно. Очень такие наступательные речи вы вели на недавнем заседании - не только вы лично, а вы и ваши коллеги - на недавнем заседании по кадровой проблеме с Медведевым. И там вы просто рассказывали о том, что вы готовы все перевернуть, устроить единую систему экзаменования чиновников (никто вам даже не сказал, как в классическом Китае, ну, Господь с ним), экзамен чиновников, монетизация чиновничьих привилегий, зарплата на рыночном уровне, бу-бу, ля-ля - все то, что я слышу примерно лет пятнадцать, ну, двенадцать, вот сейчас часто говорится открыто при главе государства…
- Да.
- … глава государства кивает головой. Вам все это нравится?
- Мне все это нравится… То есть мне, наверное, не нравится, как и вам, то, что система меняется медленно, но я, вот, поработав в этой системе, я стал к ней терпимее относиться. Она все-таки… в ней есть своя логика…
- Это бесспорно, бесспорно.
- Ее, ну, во-первых, ее невозможно сломать через коленку, во-вторых, она такая ловкая система. То есть в бюрократию даже самые светлые мысли… вот, они заходят, а с другой стороны выходят, их можно и не узнать, да? А при этом система как-то вот она так…
- Вы знаете, если кто-нибудь из вас иногда читал кроме учебников по менеджменту…
- Салтыкова-Щедрина.
- … Священное Писание…
- И Священное Писание.
- … вы бы знали, что новое вино в старые мехи… вот… все известно.
- Но, тем не менее, мне кажется, что… почему мне это нравится, отвечаю на ваш вопрос, у нас без воли первых лиц, ну, как-то все происходит очень плохо, и сейчас мы видим… ну, я просто как… мы же внутри сидели, я уж не знаю, как картинка выглядела, но я думаю, что у Медведева есть четкое желание эту систему начать менять.
- Скажите, пожалуйста, а вам нравится тезис, что люди в правительственных, в административных структурах должны получать на рыночном уровне? Это же неправда просто. Во всем мире это не так.
- Ну, почему? Нет, ну, смотрите еще раз. Мы говорили, что оплата должна быть по рынку, где-то минус 15%, потому что все-таки труд чиновника социально гарантирован и так далее, то есть есть определенные… нигде в мире никто, ну, за исключением Сингапура, может быть, не получает столько же министр, сколько руководитель крупного бизнеса, но он получает соразмерно. Ну, почему нет? Америка, Франция.
- Он получает в разы меньше. Он получает больше университетского профессора, но в разы меньше топ-менеджера большой компании.
- Не в разы, но то есть это…
- Ну, Бог с ним - неважно. А при том, что управляемые им подчиненные получают в десятки раз меньше, чем соответствующие counterpart. Значит, как вы себе представляете? Я видел ваши прикидки - опять не ваши личные, а вот…
- Прикидки были как раз Сергея Воробьева.
- Сергея Воробьева. Замечательно.
- Я был против их озвучивания.
- И вы были правы, потому что они шокируют. Значит, вы посадите, там, не знаю, регионального министра образования, который там будет получать пол-лимона, притом что учителя получают по 7-10 тысяч. Это катастрофично, этого быть не может даже теоретически. К этому не то что призывать нельзя, от этого бежать надо.
- Я согласен, что и учителя должны получать больше, но…
- Это бесспорно, но поскольку это пока… нет предела досягаемости…
- Да, мы все-таки пока сосредоточились на госслужбе. Там какая ситуация? Во-первых, с регионами-то вообще все просто. На самом деле законодательство сейчас позволяет платить по рынку губернаторам. И кто хочет, тот делает. Кто не хочет, не делает. То есть там даже нет такой беды, но вот мы смотрели. Мы вот сейчас там и с московской мэрией поработали и, там, не знаю, там, с Башкирией мы поработали, еще с какими-то регионами. Что происходит? У нас чиновник получает мало, но при этом сверху он получает столько… Ну, вот, если это посчитать и забрать у него… почему мы про монетизацию-то… и забрать у него машины, какие-то непонятным образом получаемые квартиры…
- Юрий Юрьевич, может, мы откроем друг на друга глазки и поговорим более откровенно?
- А мы, по-моему, говорим.
- Значит, мы оба знаем, что идет совершенно дикий вал желающих работать в госструктурах. Молодые люди, которые недавно закончили высшие учебные заведения, светлоглазые, сознательно идут на 15-20 тысяч, понимая, что идут воровать.
- Ну…
- Ну, как нет? Ну, вот так же.
- Александр Николаевич, на самом деле опять же я вот вижу… мы просто… через нас за последнее время прошло довольно много молодых людей, которые работают в регионах, которые работают в мэрии Москвы, которые работают в министерствах, и они не воруют. Им не надо. То есть не потому, что у них много денег, а потому что часть людей идет, потому что они понимают, что, с точки зрения карьерного роста, начать, например, в мэрии, можно потом уходить в бизнес существенно на более высокие позиции.
- Вот это абсолютно идеальная… Это идеальная мотивация. Если такая распространена, я только в ладошки хлопать буду.
- Второе, ну, приходят люди, которым… я не знаю, готов называть и фамилии (вы просили, хотя они не очень известные), вот, там, мы в мэрию устроили Михаила Прядильникова. Это один из десяти русских Ph.D Гарварда, который остался в России, все остальные уехали. Миша работал во Всемирном банке, сейчас он возглавляет экспертное… я не помню, как точно называется, при Шаронове экспертное управление. То есть ему это интересно, ему интересно то, что он делает…
- То, что там интересно, безусловно.
- Да.
- Если человек высокого класса и имеющий уже неплохое резюме за спиной, пришел на несколько лет, у меня к нему вопросов мало. Люди идут, но, насколько можно судить по опросам молодежи, люди идут строить жисть на чиновничьем стуле.
- Ну, смотрите, во-первых, все-таки… профессиональные бюрократы нам тоже нужны, да? Другое дело, что их надо…
- Да, но какие они должны быть - это же тоже вопрос.
- Конечно.
- Мне всегда казалось, что людей творческих в чиновничьих структурах быть не должно даже теоретически. Чиновник должен быть туп и исполнителен.
- Исполнителей должно быть гораздо больше, я согласен. Но это должны быть профессиональные и очень эффективные исполнители.
- Да. Велели написать в столбик - написал в столбик, велели в строчку - написал в строчку.
- Ну…
- Не рассуждая, пожалуйста.
- Да, но на уровне начальников неплохо бы и думать все-таки, ну, потому что…
- А их совсем немного нужно начальников-то.
- Ну-у, достаточно. Достаточно. Смотря кого мы считаем начальниками, потому что, ну, надо, тем более… ну, не знаю, там, начальник департамента в министерстве - это начальник, он решает вопросы, которые, там, ну, большие… поэтому, кстати, я на своем примере могу сказать, почему часть людей задерживается на госслужбе. Ну, масштаб другой. Я поработал в нескольких крупных компаниях, ну, масштаб совсем другой, и это, в общем-то, если это интересно, это затягивает. Правильный вопрос, конечно, если люди идут с кривой мотивацией, ну, это вопрос…
- А кто-нибудь пытался оценить удельные веса разных мотиваций? Что наибольшее желание у молодежи работать в госструктурах или госкомпаниях - это общеизвестно, а как распределятся они по белым-черным мотивациям, никто не знает?
- Ну, не думаю. А как посчитать… ну, сложно. То есть надо…
- Социология. Это наука.
- … отдельные проводить социологии… Я согласен, в принципе, наверное, это полезно сделать, чтобы там взвесить, как это… отделить баранов от кого там, я уже не помню… ну, то есть посмотреть на правильных и на неправильных. Но плюс вопрос критической массы, то есть если у вас появляется достаточное количество тех людей с правильной мотивацией, то, может быть, это идеализм, но в какой-то момент станет даже неловко при них что-то делать.
- Это не идеализм, Юрий Юрьевич, это называется статический взгляд на вещи. Значит, предполагается, что человек равен сам себе, вот он какой есть (белый, или серый, или черный), вот он такой есть в любой среде. Это же неправда. Когда самый белый, самый светлый, самый гарвардский выпускник попадает в обыкновенную чиновничью мурью…
- Согласен.
- … его либо выкидывает, либо он перекрашивается.
- Согласен. Я поэтому и говорю про критическую массу. Чтобы он не перекрасился, он должен быть не один. Их должно быть сколько-то. Кстати, то, что происходит в московской мэрии…
- Что же происходит в московской мэрии?
- Они, ну, вот, усилиями воли и желания нового мэра, скажем так, начали брать людей с рынка. Они начали менять команды, и туда приходят хорошие люди, и хорошие люди приводят за собой хороших людей. Вот опять же Алексей Комиссаров тоже наш резервист, ну, просто звезда, он возглавил департамент науки (как-то он сложно называется), технологий и еще чего-то. Он молодой, он из бизнеса, он отличный, так он себе берет таких же людей, и потихонечку этот департамент превращается… просто не нарадоваться, да? И на них смотришь, там никаких подозрений даже не возникает по поводу мотивации. Там, пришла… ну, вот, пришлось пожертвовать святым, моя заместительница Александра Александрова, мы ее отдали Сергею Семеновичу, она возглавила управление кадров. Ну, так она привезла туда другие технологии, и люди меняются. И вот это вот мне кажется… их должно быть много. Есть ли их много? Похоже, есть. Но вот сколько, мы пока тоже не очень знаем, хватит ли на всех, тоже не очень понятно.
- Понятно. Правильно ли я понимаю, что в основном вы занимаетесь в ваших структурах людьми экономическо-финансового направления?
- Да нет, мы-то как раз…
- Шире.
- … шире, шире. Все-таки… То есть экономическо-финансовое направление все-таки туда легче людей найти. А вот если мы говорим про социалку или если мы говорим про муниципалитеты вообще…
- А правоохранители? Это не ваше, да?
- Это не наше пока. Мы…
- Мне очень нравится это оптимистическое пока. Хорошо. Юрий Юрьевич, я так понимаю, что вы все время (опять же не лично вы, а ваша сторона в этом процессе), все время норовит предложить что-нибудь такое всеобъемлющее. Какие-нибудь всеобъемлющие критерии продвижения чиновников, всеобъемлющие критерии отбора. Реально ли это, и каковы успехи в этих делах?
- Мы как раз наоборот. Мне кажется, что любой проект, который обо всем, он обречен…
- Ну, как же, пятнадцать… Новая табель о рангах, новая система экзаменов, новая система критериев - это же обо всем?
- Это некая, это унификация, но она нужна, потому что вот мы… она нужна, потому что без этого…
- Так я же не спорю, я просто спрашиваю, реально ли и что делается?
- Ну, мне кажется, что реально предлагать всеобъемлюще, а дальше надо это дело выводить, ну, все-таки на пилоты на какие-то. Как мне кажется.
- А какого уровня тут может быть пилот, чтобы это было не смешно?
- Министерство, регион.
- Вот, секундочку, а так бывает, что по улице Тверской левостороннее движение, а по Арбату правостороннее?
- Бывает. Бывает.
- Вот так можно, да?
- Не знаю, на мой взгляд, мэрия Москвы может быть примером пилотного проекта. И мне кажется, это можно делать. Или там…
- И вы готовы вместе с теми людьми, которые туда пришли, и вместе с теми, которых вы готовы туда подсунуть, вы готовы поменять там стиль продвижения, например?
- Да. Да. Потому что. Смотрите, что происходит. Там, я про мэрию сказал, или, например, Калужская область. Калужская область ничем не отличается (не хочу обидеть никакую другую соседнюю), но почему-то там как-то все цветет, а где-то не очень. Притом что разницы нет, то есть из дотационного региона сделали недотационный - просто пришел правильный человек, раздал свой мобильный телефон инвесторам…
- Я не так давно с этим человеком, который правильный, на вашем же месте разговаривал, он меня очень порадовал тем, что напирал на то, что ничего особенного он не делает.
- В том-то и дело. Оно просто делает что-то. И в этом смысле, мне кажется, да, плюс все равно то, что мы видим… вот, кстати, по работе с нашим проектом… ну, вот, я называю это… как это… синдром черного «Мерседеса». Как это? У соседа есть, а у меня нет - как-то неловко.
- Вот. Вот, я про то и говорю.
- То есть если они видят, ну, смотрите, там губернатор начал молодых брать, а чего я не возьму? Давай-ка я попробую. Может, ничего и не получится, вроде он берет, но как-то неловко, да. И вот, мне кажется, это тоже работает. Может быть, это тоже не очень правильно, может быть, там должна быть другая мотивация, но пока это работает. Если людям показать правильно работающие пилоты несколько и сказать: ребята, это не страшно, это хорошо, ну, попробуйте…
- Для того чтобы какое-то учреждение, какая-то структура стала пилотом, там должна быть массовая замена, мы же с вами только что говорили.
- Да. Да.
- И каковы шансы на то, что такие варианты появятся, начиная с мая?
- Большие. Я не могу их оценить в процентах, я думаю, что очень большие шансы.
- Но, видите ли, это же не случается overnight. Значит, кто-то к этому готовится, вы должны знать просто. У вас там ниточки на пальцах же есть, вот, расскажите.
- То, что вы видели 14-го, это…
- Это очень общо, это очень общо и не внушает никаких особенных доверенностей. Если вам рассказывают (хорошо, в присутствии главы государства, все замечательно), что вот с послезавтрашнего дня у нас, как древние китайцы, будут писать стихотворения, чтобы поступить на службу, ну, кто поверит-то?
- Нет, там, еще раз… То, что мы представляли 14-го, - это по сути дела не результат работы, а мы просто сказали: вот, смотрите, мы в процессе, вот, до чего мы доработались. Результат работы будет представлен 15 апреля (но это всеми группами) по Открытому правительству. После этого результатом этой работы станут конкретные распоряжения, постановления, указы, которые придется исполнять.
- Ну, не всегда. Исполняются, как мы знаем, не все распоряжения и указы.
- Но тем не менее, мы исходим из того, что все-таки
- Ну, вы же понимаете лучше меня, что как раз распоряжения и указы такого рода будут встречать наибольшее сопротивление.
- И да, и нет, потому что…
- Почему нет?
- Ну, там есть, мне кажется, такой хитрый момент, что часть распоряжений будет даваться, ну, например, там, правительству Российской Федерации. По сути человек будет давать распоряжения сам себе, а их тяжело не исполнять, когда ты вот так делаешь. Но мне кажется, что…
- История знает такие случаи. Собственно, и у Герцена такой случай есть, когда человек сам себе писал письма, сам отвечал отказом.
- Но мне кажется… отвечая на ваш вопрос, шанс большой, и, там, грех им сейчас не воспользоваться.
- Да, разумеется, надо пытаться. Просто мне не очень кажется, что вы в правильную дуду дудите. То, о чем, действительно, стоит говорить, что да, надо выбирать штучно, надо их специально образовывать, надо их готовить, надо их брать из бизнеса, перекупать почти за любые деньги - это считанные единицы. Чиновничья масса, которая, как всегда, велика, должна быть абсолютно серая. Она не должна отличаться никакими ни зарплатами, ни другими благами от массы других людей в стране. Иначе мы делаем сословное государство в самом худшем смысле слова. Собственно, оно и так создается.
- Ну нет, у нас задача-то другая и конечно…
- Да, я надеюсь, что у вас задача другая.
- Конечно. И я согласен, но тем не менее… нет, ну, чиновник, это все равно должна быть достойная профессиональная работа, так же как…
- Да. Да. Слесарь, чиновник, учитель, да.
- Милиционер, полицейский - неважно.
- Да. Да.
- Согласен. Согласен. Но мы же не только об этом. Мне кажется, что люди-то у нас хорошие.
- Люди всегда хорошие, особенно когда сразу из роддома - первый сорт.
- Вот. Да. Но мы пытаемся. Этим занимается, кстати, другая подгруппа (от трех до восьми лет), это не наше, да.
- Слава Богу.
- Но мы пытаемся систему все-таки поменять. И потом опять, мне кажется…
- Не очень понимаю. Если вы занимаетесь конкретно кадровыми проблемами, что вы подразумеваете под изменениями системы?
- Нет-нет, система работы с людьми, с кадрами. Ну, то есть оценка, мотивация, обучение - все это про людей, это надо менять. А по поводу вашего пессимизма, я согласен, хотя мы… я просто параллельно, у меня еще есть любимое занятие, я возглавляю оргкомитет Молодежного экономического форума, который там в первый день Петербургского экономического форума. Два или три… два года назад тоже один из наших резервистов Мурад Софизаде, он там Гарвардский выпускник, вышел с идеей по поводу глобального образования. Все сказали: Мурат, ну, невозможно, дорого, ну, то есть просто…
- А-а! Это вот эта и есть та самая затея, когда…
- Это та самая затея, которой теперь занимается АСИ, Дмитрий Песков, они получили финансирование. Никто в это вообще не верил. Государство финансирует…
- Я колоссальный враг этого дела. Это безобразие.
- Почему?
- Одной рукой губить собственную высшую школу, другой - финансировать чужую, на мой взгляд, это предел падения. Даже не знаю, как оправдать это вредительство.
- Ну, собственную высшую школу тоже не губят все-таки, ей занимаются.
- Секундочку. Я читал статьи господина Пескова в собственном журнале, где он в сущности прямо пишет: да, что это за образование в России? Дрянь, а не образование. Ну, так же нельзя.
- Нет, мне кажется, надо делать параллельные вещи. То есть пока выстраивается наше образование, которое все-таки не в очень хорошем состоянии, надо, чтобы не было пробела, ну, пусть едут, учатся-то, главное, чтобы вернулись.
- Ладно, поскольку ваша фамилия не Песков, мы эту дискуссию отложим.
- Нет, нет, за Пескова отвечать не буду.
- Хорошо. Тем не менее, есть ли какие-то конкретные задания вам уже или ждем, как вы 15 апреля отчитаетесь?
- Нет, конкретное задание у нас: к 15 апреля дать продукт…
- Ну, это написать бумажку. Конкретного задания по набору рекрутов, чего-то такого нет пока? Никаких перемен вам не заказывали?
- До 15-го не будет. Но 15-го, я думаю, мы уже получим какие-то конкретные…
- А теперь поднимемся на ступеньку выше, чем мы до сих пор говорили, все-таки в политическую сферу. Значит, страна привыкла за эти двенадцать лет к неимоверно консервативной кадровой политике, немыслимой, я даже не знаю, с чем сравнить.
- Согласен.
- Я вот буквально до позавчерашнего месяца был уверен, что мои внуки будут помирать при Викторе Борисовиче Христенко в роли министра промышленности, нет, он больше не министр промышленности, но совсем рядом, он никуда не делся. Это очень типично. Будет в этом смысле что-то меняться? Как вы… вы же сами говорите, вы внутри сидите, как вам кажется?
- Я думаю, что да. Думаю, что да. Тут мне кажется, что есть, в консерватизме тоже есть логика…
- Да. И Путин никогда не скрывал.
- Грубо говоря, пока у вас не выстроена система ротации, вот, там, менять министров: на основании чего? То есть опять так же посмотрел на потолок: этот нравится, этот не нравится? Все равно должна быть выстроенная система, и тогда можно начинать работать. Пока… в этом есть логика, но мне кажется, что перемены будут, и от качества и количества этих перемен во многом будет зависеть и успех нашей работы, скажем так.
- Но я бы сказал, получается ровно наоборот. Если вы предполагаете, что перемены начнутся тогда, когда будет выстроена система, а вы эту систему и выстраиваете, то от вашей работы будет зависеть количество и качество перемен, а не обратно.
- Ну, я думаю, и так, и так. Все-таки вот то, что с министрами, мы же это предложили, это не мы изобрели - деление политических и неполитических должностей, у нас в стране министр - это политическая должность, и это выбор руководителя. Просто у руководителя должны быть все инструменты. Кроме записной книжки и друзей, он должен понимать… Не-е, может быть, у него в записной книжке такие люди, что ему больше никто не нужен, но он должен иметь возможность брать…
- Я понимаю.
- Да. Брать людей с рынка. Он должен понимать… ну, если есть кто-то лучший, кто не у тебя в записной книжке, его надо брать, просто у тебя должна быть открыта вся, так сказать, линейка возможностей, но…
- Вот, видите, как все мажорно получается в рассмотрении кадровых проблем. Я смотрю на Юрия Юрьевича и восхищаюсь, как все оптимистично. Может быть, часть его оптимизма мы будем наблюдать в ближайшие месяцы в реальности. Всего доброго.