Оригинал взят у
sokolov9686 в
"От нас отреклись самым циничным образом…"Откровенное письмо о положении русских, оказавшихся за рубежом в результате уничтожения Советского Союза
В эти дни, когда отмечается 20-летие преступного беловежского сговора, развалившего великое содружество советских народов, снова и снова встает вопрос: а кому стало от этого лучше? Мы видим массу нищих мигрантов разных национальностей, хлынувших из бывших республик СССР в российские города и веси в поисках заработка. Мы знаем о 25 миллионах русских, в одночасье оказавшихся на чужбине, переживающих тяжелейшие драмы и трагедии. А как заботится о них нынешняя власть России? Как помогает тем, кто хочет вернуться на свою историческую Родину?
Именно этой теме посвящено в основном публикуемое письмо. Оно написано не для газеты - пришло в адрес выдающегося русского писателя Валентина Распутина, к которому автор, учительница по профессии, в первых же строках обращается с такими словами: "Спасибо вам за ваши замечательные книги, за ваше неравнодушие к судьбам простых людей. Поверьте, книги ваши очень востребованы. Мы ждем их с большим нетерпением. И очень ждем ваших публицистических выступлений. Боль, горечь, стыд, страх - все, что испытывает простой человек, есть в ваших книгах. Для нас это огромная моральная поддержка! Под каждым словом, так умно и метко сказанным вами, может подписаться любой честный человек. Вы нам очень нужны. Дай вам Бог здоровья!.."
А далее - исповедь о своей судьбе, которая после развала Союза, как и у миллионов других людей, сложилась весьма драматично.
Меня познакомил с этой волнующей исповедью Валентин Григорьевич Распутин. Оба мы решили, что стоило бы напечатать письмо в "Правде". И автор, с которой связались по телефону, согласие дала, попросив, однако, изменить имя и фамилию. А объяснила это так: "Когда я уезжала из Узбекистана, то заполняла анкету (такое у них правило), где была графа: кто из родственников остался в Ташкенте. И я по наивности написала. Только потом догадалась, для чего такую графу придумали. Если кто-то из уехавших посмеет что-то нелицеприятное сказать об Узбекистане, то будет на ком отыграться".
Что ж, пришлось это осложняющее обстоятельство учесть. В остальном публикуем письмо почти полностью, лишь с небольшими сокращениями.
Виктор КОЖЕМЯКО.
Обозреватель "Правды".
…ПОВТОРЮ, дорогой Валентин Григорьевич: жизнь вы видите и чувствуете очень глубоко. И главное - можете о ней сказать так, как не скажет никто другой. Читаю "Пожар", и не про Ивана Петровича это, а про меня. Это у меня "край открылся, край - дальше некуда". И та же безысходность и боль, что и у Пашуты, только по другому поводу. И самое страшное, что все эти "поводы" устраивает для неимущего человека государство! Оно и сделало сегодня простого труженика неимущим и незащищенным. Государство отдано на распыл незнамо кому. У меня создается ощущение, что первые лица государства - люди зависимые, не самостоятельные, что страной управляют совсем другие люди. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы видеть: Российское государство и коренную нацию привели к деградации и, похоже, ведут к уничтожению. Теперь даже новости по ТВ смотреть не хочется.
Валентин Григорьевич, проблема сохранения нашей самобытности очень близка вам. Много вами сказано по этому поводу, но почему-то вы никогда не затрагиваете (даже вскользь) тему оставления русских после развала Союза за пределами России и нежелания Российского государства принять тех, кого в свое время отправляли в союзные республики на подъем промышленности и культуры. А ведь это настоящая трагедия для тех, кто остался, например, в республиках Средней Азии! Россия, или точнее - нынешняя российская власть, отреклась от них самым циничным образом, оставив не только без малейшей поддержки, но и выкачивая из них те малые деньги, привезенные с собой, которые могли бы пойти на приобретение жилья здесь, в России. Хочется, чтобы вы обратили внимание на то, что такая проблема есть и касается она огромного числа русских людей.
Особенно острая проблема - русские, оставшиеся или уже переехавшие в Россию из четырех среднеазиатских республик. Ко всем один подход: измытарить людей так, чтобы они не помышляли о переезде. Как будто Россия что-то выиграет, если кучка русских останется в этих республиках. Ведь понятно, что их не допустят ни до каких серьезных должностей, а значит, влиять на что-то они не могут. Кроме того, должны будут полностью ассимилироваться с местным населением.
Что-то непонятное, странное в действиях российских политиков! Получается, что российская территория нужна для кого-то другого? Почему политики так упорно не хотят дать толкового, обстоятельного ответа на вопрос: почему России не нужны русские? Почему нет серьезной, последовательной, до конца доведенной программы репатриации коренных жителей России на родину своих предков? Периодически разговор вроде возникает и даже что-то начинают делать, но все шаги не только половинчатые, а будто понарошку.
Слово "репатриация" даже и не звучало никогда. А ведь люди, оставленные за пределами России, вынуждены были получать местные паспорта. Осознанного принятия гражданства не было. Просто надо было выживать: учиться, лечиться. Ехать без денег некуда. Неужели российские политики думают, что русские с превеликой радостью меняли советские паспорта на туркменские, таджикские и т.д.? Но за это зацепились: мол, вы теперь не наши. Удобно, чтобы отфутболить и не заморачивать себе голову. А если бы они думали о благе России, то уговаривали бы русские семьи переехать на свою этническую родину, помогали, чем только можно.
Нет, не помогают! Наоборот, в угол, в безысходность загоняют людей. Я - одна из таких обездоленных и загнанных в угол. Переехала из Ташкента в Россию восемь лет назад. Мои дети - чуть позже. Ни статуса вынужденных переселенцев, ни моральной, ни материальной поддержки со стороны государства - ничего. И самыми обездоленными оказались, конечно, учителя, медики, библиотекари. Без всякой перспективы когда-нибудь обрести свой угол. Я, видимо, наивный человек, раз думала перед отъездом, что на такой огромной территории, как Россия, уж своим-то всегда найдется место. И вообще, "без меня народ неполный", думала я, как и платоновский герой. Такой масштаб осознанного разорения страны и предположить было невозможно! Вижу, как исчезает целая нация, как добивают ее.
И в то же время оставаться в Узбекистане невозможно. Республики Средней Азии становятся все более и более мусульманскими. Свой язык они перевели с кириллицы на латиницу. Русская языковая среда исчезает. Правители этих республик демонстративно показывают свое пренебрежение ко всему русскому: даже улицу Пушкина переименовали. При этом улицу Шота Руставели оставили.
Не буду перегружать письмо подробностями. И так все ясно: нашим внукам там делать нечего. Моего отца по распределению направили в Узбекистан после окончания учебного заведения. Почему же теперь государство освободило себя от всякой ответственности за русские семьи? Хотя ведь это вполне качественный генофонд: народ там непьющий, трудолюбивый, привыкший жить в ладу с теми, кто рядом, уважая обычаи и традиции других народов. Как не вспомнить слова вашей Пашуты: "…Что за мир такой, если решил обойтись без добрых людей?"
Еще я постоянно думаю вот о чем: почему же исчезло у русских чувство братской солидарности и взаимоподдержки? И как дальше жить нашим внукам в стране, где никто никому не брат?
Я всю жизнь проработала в школе, а сейчас работаю заведующей библиотекой. Мне 64 года, но живу на старости лет в студенческом общежитии. И не представляю, куда пойду через два-три года, когда уже не смогу работать. Понимаю, что все наши вопросы: "почему так, а не иначе" - наивны. На эти миллионы наших "почему" никто во власти не собирается давать внятного и толкового ответа. Почему в нашей стране не хотят строить если уж не квартиры для малоимущих (ведь учитель, хоть на три ставки будет работать, на жилье не накопит), то хотя бы семейные общежития и пансионаты для престарелых? Нас лишили даже такой малости. Здесь ведь явное нарушение статьи Конституции о праве на жилье.
А уж о детях и внуках душа совсем изболелась. Они купили домишко в поселке, где нет ни школы, ни асфальтированной дороги. Месит грязь моя четырнадцатилетняя внучка, когда идет к станции, чтобы уехать в школу. После уроков должна часа три где-то околачиваться в ожидании электрички. Мать (моя сноха) встречает ее на станции, и идут они в кромешной тьме до дома мимо кладбища. Другой дороги нет от электрички. Сноха говорит, что очень боятся (естественно, не покойников, а каких-нибудь отморозков). Об этом без слез не расскажешь. И у них тоже ощущение загнанности…
Валентин Григорьевич, ваше писательское сообщество все-таки, наверное, встречается иногда с первыми лицами государства. Задавали ли вы им вопросы и говорили ли о том, что государство наше антисоциальное, что какой стороны жизни ни коснись - сплошной маразм, что люди устали от этой беспросветности? Суть многих разговоров, которые доводится слышать, можно свести к одной фразе: "Угробили Россию". Интересно, первые лица государства знают о том, что таково мнение всех людей со здравым умом?
Я часто вглядываюсь в лица прохожих. По выражению лица хочется определить, что у человека внутри. Лица большинства неприветливые, в них или равнодушие, или опустошенность и тоска. Даже у молодых. Есть, конечно, среди молодых людей и очень хорошие, приятные лица, в которых интеллект светится. Но таких намного меньше. И, к сожалению, такие сейчас стремятся уехать из страны. С кем мы останемся? И что дальше будет со страной, если уже Прохоровы лезут во власть, а президент на полном серьезе с ними беседует? Это они-то будут строить государство с социальной защищенностью? Вы верите, Валентин Григорьевич, в то, что богатые и гламурные господа к лучшему преобразуют нашу страну, сделают ее такой, каким должно быть великое государство и какого заслуживает наш более чем многострадальный народ? На что нам надеяться, дорогой Валентин Григорьевич, при таком жутком обесценивании жизни? Ну не может же человек десятилетиями находиться в состоянии загнанности, без всякой перспективы из этого тупика выбраться!
Очень много хотелось бы сказать вам и спросить о многом. Например, о преподавании русского языка и литературы. И о молодежи, и так далее. Но письмо и так получается длинное. Еще раз огромное спасибо, Валентин Григорьевич, за вашу честность, искреннюю любовь к стране и простому народу, за ваши попытки восстановить нравственные начала, сохранить самобытность и духовность русского народа, за ваши книги и за то, что вы есть. Низкий поклон вам! Крепкого здоровья! Держитесь! Мы все вас очень любим!
С уважением
08.12.2011
Татьяна Ивановна НИКОЛАЕВА. г. Самара.
Источник