Выставка «Московское метро - подземный памятник архитектуры» в Музее им. Щусева

Mar 31, 2016 20:16



В музее архитектуры имени Щусева идет выставка «Московское метро - подземный памятник архитектуры». Мне кажется, название не совсем отражает содержание экспозиции. И совсем не отражает то, чем является Московский метрополитен. Это не столько памятник архитектуры, сколько пример искусства на службе народу. А если и памятник, то героизму советских метростроевцев. Иностранцы до сих пор не могут осознать, как можно было построить такую красоту «без необходимости». Несколько дней назад я в составе группы по предварительному сговору побывал на экскурсии по этой выставке, которую провела искусствовед Елизавета Лихачева. Ее глубокие познания в предмете и умение поделиться ими не академически сухо, а живым и образным языком, сделали поход в музей крайне познавательным.

Проект станции «Мясницкая». Сейчас она называется «Чистые пруды». Изначальный проект реализовать не удалось. При строительстве метростроевцы наткнулись на плывун. Героическими усилиями его удалось остановить. Но центральный зал не был раскрыт. Построили платформы и два коротких аванзала для перехода между путями.


Станция «Кировская». Под этим именем открыли «Мясницкую». Центральный зал достроили только в 1971 году. Причем строительство велось без остановки движения. Помимо сложнейших инженерных задач, архитекторам пришлось решать еще и эстетическую. Из-за особенностей грунта пилоны пришлось делать сдвоенными. Если просто соединить пилоны в один мощный блок, станция будет давить, человек почувствует тонны земли над головой. Для визуального облегчения пространство между пилонами немного утопили и сделали более светлым. На «Чистых прудах» сейчас лавочек нет. Но тот же прием использован и на других станциях. И эти дополнительные опоры воспринимаются просто как стенка за лавочкой.


Проект павильона «Кропоткинской». Входные павильоны станций первой очереди часто делали в стиле садово-парковой архитектуры. Они должны были быть легкими и ничем не напоминать вход в подземелье. Дело в том, что в годы открытия метро Москва активно росла и многие жители столицы только-только приехали из деревни. И для них спуск под землю глубже двух-трех метров означал попадание прямиком к чертям. Поэтому метро ни наверху, ни внизу не должно было вызывать подземных ассоциаций. Кстати, поэтому на многих станциях первой очереди освещение сделано так, что свет льется из ниоткуда - самих светильников не видно. Чтобы не было ощущения шахты, подсвеченной лампочками.


Проект станции «Сокольники». Пассажира, курящего в метро, странно видеть даже на картинке.


Проект Большого академического кинотеатра. Построили только объединенный вестибюль станций «Площадь Революции» и «Театральной». Но можно представить, каких размеров могло быть сооружение, если вход в метро помещался в нижней темной части здания.


Проект станции «Площадь Революции». Изначально на станции планировались не статуи, а барельефы. Однако вопреки мнению архитектора станции Душкина, руководство прислушалось к мнению скульптора Манизера и станция стала такой, какой мы ее знаем. Получилось мрачновато, но мне нравится. Кстати, после экскурсии специально съездил на «Площадь Революции», чтобы рассмотреть скульптуры. Нос у собаки почти стерли. Тереть скульптуру - варварский обычай.


Проект станции «Новокузнецкая». Ходит идиотская история о том, что скамейки на станции из храма Христа Спасителя. Это дичайшая ересь. Храм взорвали в 1931 году. А станцию открыли в 1943-м. 12 лет хранить каменные лавки? Серьезно? К тому же надо понимать, что советская власть не стала бы использовать «вторсырье» для такого важного и статусного проекта, как метрополитен.


Проект станции «Маяковская». На потолке планировались мозаики по эскизам художника Дейнеки. И они там были сделаны. Но из-за особенностей конструкции станции, их разместили в глубине потолочных плафонов. Чтобы увидеть мозаику нужно встать под ней и запрокинуть голову. Некоторое время назад я эпатировал публику, гуляя по Маяковской с запрокинутой головой. Мозаики рассматривать очень интересно. Но Дейнека обиделся.


Проект станции «Павелецкая». Еще одна станция, для которой Дейнека делал мозаичные панно. И снова не повезло. Из-за войны «Павелецкую» отрыли без мозаик. А их потом смонтировали на станции «Новокузнецкая», где они смотрятся не совсем на своем месте. После этого Дейнека для метрополитена больше не работал.


Выставка идет до 17 июля. Настоятельно рекомендую к посещению. И обязательно с экскурсией.

Все фотографии из поста Александра Попова.

выставки, история

Previous post Next post
Up