Oct 30, 2018 00:55
В том случае, когда объектом оценивания является физическое тело человека, его интеллект или личностные качества, мы всегда имеем дело с психологической пристройкой сверху. Форма оценивания при этом может колебаться в диапазоне от критики с использованием обсценной лексики до витиеватого комплимента в духе 18 века: суть происходящего не меняется. Потому комплименты со стороны мужчин в адрес женщин во многих традициях воспринимаются как нормативное и даже желаемое поведение, тогда как комплимент в обратном направлении проходит по разряду редких, странных или с трудом допустимых случаев. Женщине, чтобы сказать комплимент мужчине и остаться в рамках социально одобряемого поведенческого дискурса, всегда требуются особые обстоятельства: например, хозяйка, нанявшая сантехника для ремонта и довольная его быстрой работой, получает право сказать ему "Вы молодец", точнее, она платит в том числе и за право сказать эту фразу. Однако оценка внешности мужчины табуирована практически во всех случаях, ее озвучание служит маркером маргинальности говорящей.(Например, в "Отверженных" оценка мужской внешности звучит исключительно из уст "падших женщин" - Эпонины и безымянной уличной проститутки, назвавшей красавчиком одного из бандитов. С того времени мало что изменилось). В то же время мужчине никакие особые обстоятельства не требуются, более того, способность вставлять оценивающие реплики в каждый разговор, даже в деловой, трактуется как позитивная характеристика - "галантность".
Непонимание сути комплиментов приводит к неверной интепретации их значения. В массовой культуре и в массовом сознании они предстают как одно из вербальных проявлений симпатии, увлечения, как нечто "хорошее", и это сильно ограничивает диапазон нормативных реакций на них стороны женщин. Так, женщине предписывается сказать "спасибо", то есть высказать благодарность за то, что некто оценил ее и счел необходимым сообщить ей, что она оказалась достойна его высоких стандартов. Вопрос: а судьи кто?, как обычно, остается за кадром.
Иерархическая сущность оценочных суждений проявляется не в присвоении индивидом права иметь свою эстетическую, этическую и прочую шкалу (его не надо присваивать, это право есть у каждого с рождения), а в ранжировании окружающих согласно этой шкале. Чтобы убедиться, что раздача оценок и есть ранжирование, достаточно вспомнить школьную практику. Ставя ближнему пятерку или вынося ему приговор, индивид позиционирует себя как учитель или судья, короче, как лицо, стоящее в общественной иерархии выше ученика или подсудимого.
Полная неправомерность и полнейшая необоснованность подобной позиции должна приводить к отторжению любых форм оценивания личности, поступивших без запроса, в том числе и сравнения, поощрения, подбадривания. "Молодчинка", "Жирная корова", "Можешь, когда захочешь", "У вас чудесные глаза" и прочие попытки пристроиться к собеседнику сверху не должны восприниматься позитивно. Нет ничего хорошего в том, что один человек считает другого кем-то менее значимым, чем он сам, и полагает допустимым подбадривать или критиковать его со своей высоты, а то и поглаживать по шерстке, как морскую свинку. "Хвалу и клевету приемли равнодушно" - это как раз об этом.