Уверен, что нет такой сферы жизнедеятельности человека, которая бы избежала на Украине деформирования местным свидомым мифотворчеством. Основное направление деформации очевидно: у москалей всё плохое, неправильное, сворованное, отсталое, агрессивное, ордынское... Короче, можете вставлять сюда любой эпитет с негативной окраской. А у украинцев, напротив, всё хорошее, правильное, прогрессивное, европейское... и т.д., и т.д. Любое хоть сколько позитивное явление у москалей, разумеется, является сворованным у прогрессивных европейцев и отсталых азиатов, а любое отрицательное явление на Украине, несомненно, является насильно навязанным плохими москалями. Исключений из этих правил, думаю, просто нет. Всё хорошее - это украинцы, всё плохое - это москали.
И конечно, глупо было бы надеяться, что такая сфера, как народная мифология останется нетронутой свидомыми патриотами и избежит подобной же русофобской деформации. Идеологи украинства вполне успешно мифологизируют мифы, внедряя очередные свидомые сказки в мозг украинцев. В УкрСМИ и в сети мы можем наблюдать распространение свидомых мифов о мифах и украинских сказок о сказках. Забавное сочетание, но украинство само по себе довольно смешная штука. (Извиняюсь за много текста и иллюстраций) Направление свидомой мифологизации народной мифологии абсолютно предсказуемое: у москалей сказки не те, что у правильных славян, персонажи неправильные и, вообще, всё это в очередной раз призвано доказать, что москали - не славяне, а извечные небратья украинцев.
Вот там небольшой образец подобной свидомой мысли.
Забавно наблюдать, как человек истово верующий в сказку про злых москалей и кражу имени, укоряет других за веру в домовых и кикимор. А в чём разница то?
Ну и само собой никакие разумные доводы не способны разрушить его святую веру в свидомую сказку. «Вы всё врёте!» (с)
Ну, вы поняли. Свидомые усердно продвигают свой миф: персонажи русских сказок, включая Бабу-Ягу, это изобретение финно-угров, скорее всего, саамов. Полагаю, что сами саамы в шоке от подобных заявлений. В их фольклоре, конечно же, ведьмы наблюдаются, но вот Баба-Яга не зафиксирована. Но как говорится, любой здравый смысл пасует перед сумеречным украинским гением.
В общем, куда там незатейливым отсталым персонажам русско-саамских сказок перед стройными рядами прогрессивных украинских героев, сошедших в украинскую сказку прямиком с глянцевых журналов Marwel Comics. Ведь вполне очевидно, что ближайшим родственником украинского вурдалака является вовсе не дремучий русский упырь в лохмотьях, а попсовый европейский вампир из «Сумеречной саги», весь стильный вид которого прямо намекает, что «никогда мы не будем братьями». А уж украинская расово правильная ведьма точно летала на эпичном творении европейской магической компании «Скоростные мётлы Нимбуса» в эксклюзивном варианте для квиддича «Блiсковка-UA Limited Edition».
Но вернемся к саамской Бабе-Яге. И тут, как всегда, случается зрада в виде суровой реальности вламывающейся в хрупкий хрустальный домик украинских грез. Ибо, если присмотреться к бессмертному творению Котляревского «Энеида», которое числится под номером один в списке произведений на украинском языке, то обнаруживается, что Яга упоминается там не один раз.
Троянці волокли з собою Стару бабу, як ягу, Лукаву відьму, злу Берою, Іскорчившуюся в дугу. … Як ось до його підступила Яга ся і заговорила, … «Огнем, як бачу, ти іграєш,- Йому дала яга одвіт,- Ти пекла, бачу, ще не знаєш, Не мил тобі уже десь світ, … Яга тут чортзна-де дівалась, Еней остався тілько сам, Йому все яблуня здавалась, Покою не було очам
Т.е. если следовать вслед за причудливыми извивами свидомой логики, то украинская литература началась именно с саамского фольклора. Печально.
Не стал исключением для саамской сказочной экспансии и польский фольклор. С большим сожалением приходится вычеркнуть его из числа правильных славянских и причислить к диким финно-угорским. Да-да, Яга и для польской народной мифологии не является чужим персонажем.
Jędza, jęza, jęga, zła baba, jędza baba, jędzyna - demon starosłowiański, pierwotnie zła bogini, wyobrażająca chorobę i gniew, po chrystianizacji zdegradowana do miana gniewliwej, wychudzonej czarownicy, o charakterze strzygi, porywająca i pożerająca dzieci. Jest starą, wysoką, chudą, bardzo złą kobietą, zamieszkującą pustkowia, która wykrada matkom dzieci, zasadza do klatek, wykarmia, a następnie upieczone lub surowe pożera.
Старославянский демон, изначально злая богиня, изображающая болезнь и гнев, после христианизации деградировавшая до образа сердитой, изможденной ведьмы, пугающей и пожирающих детей. Она старая, высокая, худая, злая женщина, живущая в пустыне, которая крадет у матерей их детей, запирает в клетку, а затем запекает или поедает их сырыми.
(Barbara i Adam Podgórscy: Wielka Księga Demonów Polskich. Leksykon i antologia demonologii ludowej. Katowice: Wydawnictwo KOS, 2005, s. 219.) Словенцы... Может правильнее будет саамо-словенцы? Саамо-словенский народный стишок об изгнании Яги в день Весны.
Зелёного Юрия водим, Масло и яйца просим, Бабу Ягу прогоняем, Весну рассыпаем!
Австрийский, южно-немецкий, чешский мифический персонаж с костяной утиной ногой Перехта, Берхта, Frau Perchta, Pechtrababajagen. Ранее считалось, что к ним она попала именно от славян. Спасибо украинским патриотом за вскрытие истинных, саамских, корней этой якобы европейской нечисти.
Но вернемся к саамо-украинскому фольклору. Знаменитый Лексикон «украинца» Памво Беринды. Наблюдаем Язу-Чаровницу...
И ведь не скажешь, что злые москали заставили Беринду вписать саамскую бабушку-колдунью в словарь «украинской мовы».
Сказка с Бабой-Ягой была записана на Украине Петром Кулишом, пословицы с ней же имеются на Волыни... Ничего не скажешь, крепко породнилась украинская земля с саамской.
Хотя среди ученых бытует другое мнение. Вот, что написано о Бабе-Яге в труде доктора филологических наук Елены Таланчук «100 самых известных образов украинской мифологии».
Но кого волнует мнение ученых? Украинский ученый должен быть в первую очередь патриотом неньки-Украины, а ученым он может не быть вообще. Так что свидомым патриотам, конечно же, виднее из-под какой финской коряги вылезла саамская бабушка Яга. Но факт наличия украино-саамского фольклора можно считать успешно доказанным самими хохло-саамскими патриотами. С чем их и поздравляю.
Обычно, когда свидомого припирают к стенке фактами из реальной жизни, он начинает юлить и пытается вылезти уже на второстепенных деталях. В истории с саамской Ягой такой деталью выступает Изба на Курьих Ножках. Мол, правильная европейская Яга жила, если не в пряничном домике, то уж в хатынке из чистого львовского шоколада, в то время как ее саамская тезка в финской избушке на столбе. Ага. Ибо где ещё...?
Действительно, где ещё можно найти постройки на столбах, как не в саамской глуши? Ответ: везде, где в этом была необходимость в культовых или хозяйственных целях. И за примерами нет нужды тащиться далеко на север, достаточно покопаться у себя под ногами.
Шести тысячелетняя украинская традиция домиков на ножках. Это круто! А вот на финских лыжах, это ещё круче!
Можно и поближе к нашим временам. Из труда Рыбакова Б.А. «Язычество древних славян».
На праславянских поселениях тшинецкого времени встречаются очень интересные культовые постройки. На берегу Днепра, западнее Чернигова, С. С. Березанской раскопано селище близ хутора Пустынна. Там обнаружено 19 довольно больших полуземляночных жилищ (6 X 12; 7 X 14 м) с очагами и иногда с внутренними перегородками. Опору домов составляли массивные столбы в середине длинных сторон дома. В деревне, кроме того, было 14 наземных хозяйственных построек, характеризующихся большим количеством вертикальных столбов как по периметру постройки, так и в середине ее, по большой оси. Предполагается, что эти амбары были приподняты над землей, как "избушки на курьих ножках". Так что саамские домики на ножках издревле стояли на украинской землице. Но ученые привязывают избушку на курьих ножках вовсе не к обыденным хозпостройкам, амбарам или сараям, которые не несли ничего мистического и ужасного для людей живущих рядом. Избушка Яги выступает в сказках воротами из мира живых в мир мертвых. И считается, что реальным историческим прототипом для нее были, так называемые, домики мертвых - голбцы, голубцы, бдыны, домовины.
И это именно славянский, даже праславянский, способ захоронения мертвых. Домовины располагали на углублении в земле, прямо на земле или над землей. Традиция же захоронения останков на столбах восходит к ещё более древней традиции захоронения на деревьях.
Погребальные обряды праславян были разнообразны. Наряду с захоронением (ингумацией) покойников в скорченном положении под плоскими курганными насыпями существовал идущий еще из позднего триполья обряд сожжения покойников. Кремация мертвых дожила до летописца Нестора и описана им так, что это можно было бы отнести и к тшинецким трупосожжениям: кости сожженного ссыпались в глиняную урну ("сосуд мал") и ставились, по Нестору, "на столпе", т. е. в небольшой деревянной домовине.
Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян» И еще:
У восточных славян трупосожжение в X и XI веках подтверждается рядом восточных писателей, Львом Диаконом при описании битвы у Доростола в 971 году и, наконец, автором древнейшей части Киевской летописи, который прямо говорит, что раньше и даже в его время, то есть в конце XI века, отдельные русские племена сжигали своих покойников на кострах, пепел собирали в сосуд, который ставили затем на столбах при дорогах. У соседних пруссов сожжение умерших засвидетельствовано даже в XIII веке, а в Литве, Латвии и Эстонии еще и в XIV-XVI веках. Если мы сопоставим результаты археологических исследований с этими известиями, то будет очевидно, что славяне практиковали сожжение умерших даже в то время, когда в соседней Германии под влиянием христианства и в результате запрещения Карла Великого оно давно прекратилось. В Чехии умерших сжигали еще в X веке, а местами, вероятно, и в XI веке; в Лужицах - также; у полабян - в VIII-IX веках; на юге - примерно в ΙΧ-Χ веках; у поляков - в XI веке; на Руси некоторые племена сжигали умерших еще в XII, а местами даже в XIII веке.
Любор Нидерле. Славянские древности Глава III. Древнеславянские погребения Причем подобные же обычаи наблюдались у славян, которые не имели контактов с финно-угорскими народами. Например, у балтийских славян.
Показателен в этом случае пример из могильника в Узаделе. Южнее большого, прямоугольного, стоящего на столбах «дома мёртвых» (Totenhäuser) с могилами 33, 35 и 36 было расположено камерное погребение 38, окружённое круглой посадкой столбов, очевидно оставшейся от округлого строения.
V. Schmidt - Lieps. Die slawischen Gräberfelder und Kultbauten am Südende des Tollensesees, Lübstorf, 1992, S. 13-18 Со временем, подобные домики мертвых, содержащих останки умерших, преобразились в небольшие домики-памятники в местах захоронения, куда складывались дары для умерших. А еще позднее в кресты под крышей, которые мы можем наблюдать на кладбищах и поныне.
Но даже сейчас ещё в России и Белоруссии можно найти погребения по-старинному в надземных домовинах.
Так что, вот они, прообразы «саамской» избушки Бабы-Яги и они вполне славянского происхождения.
Ну и в конце, немного веселья. Саамы оккупируют Киев!
Речь идет о таких вот произведениях зодчества саамских мастеров Киевщины.
При написании этого поста использовались следующие материалы: V. Schmidt - Lieps. Die slawischen Gräberfelder und Kultbauten am Südende des Tollensesees (перевод nap1000) Любор Нидерле. Славянские древности Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян» Елена Таланчук «100 самых известных образов украинской мифологии» Отдельное спасибо Cancellarius. Сколько раз замечал, что начинаешь разбирать очередной свидомый миф, и натыкаешься на то, что он уже давно его разобрал и свидомых мордой в луже повозюкал.
Не устаю удивляться способности украинских патриотов, стремящихся нагадить москалям, в результате гадить себе же на голову.