Следы европейской культуры в России. Традиции наскальной живописи и рейхстаг.
May 02, 2017 04:48
«ЯСТИ МНИ САЛА» (неизвестный художник XVII века)
Начну издалека. Все же знают о такой общемировой традиции, как проведение дней-фестивалей своей культуры за границей в рамках обмена культурными ценностями между народов? Ну, там, дни русского балета в Нью-Йорке, фестивали французского кино в Москве, вечера русской поэзии в Берлине, выставки японских мастеров оригами во Владивостоке... Всего и не перечислить. Хохлома та же, куда ж без нее. Все эти мероприятия призваны помочь понять культуру других стран, тем самым сблизив народы, которые, собственно, и стоят за этой культурой.
Само собой, что Украина, как неотъемлемая часть Европы, не стоит в стороне. Дни украинской культуры широко проходят по всему миру. Ведь всем культурным людям интересно узнать про роспись писанок, гончарство, лозоплетение и игру на бандуре в честь Бандеры. Да что там говорить, только один такой творческий коллектив, как Фемен, сказал и показал миру об Украине больше, чем все украинские политики вместе взятые, хотя, следует признать, что и их шоу небесталанно. Но я не про это. Я про традиции проведения дней европейской культуры в России, а Украина, несомненно, часть этой культуры. Ведь так?
Традиция проведения Европой культурных мероприятий в России имеет давнюю, можно сказать многовековую историю. Европа, как истинная просветительница, всегда пыталась приобщить отсталую Россию к своим истинным западным ценностям. Украина, естественно, всеми силами помогала ей в этих сложных мероприятях. А их было много. Но мало, какие из них, могут сравниться размахом культурных мероприятий периода начала 17-го века. В русскую историю они вошли под названием Смутного Времени. А ведь правильнее было назвать его десятилетием европейской польско-украинской культуры в России. В течение десяти с лишком лет, начиная с 1604-го, польские, украинские и белорусские творческие коллективы гастролировали по всей стране со сложной культурно-обучающей программой. Были проведены многочисленные концерты, флеш-мобы, фейерверки и интереснейшие художественные выставки. Отсталым русским были показаны лучшие творения европейских мастеров народно-прикладного искусства, а свет западной цивилизации, наконец-то, осветил наше темное царство истинной культурой.
С севера поляко-украм помогал небольшой, но отлично слаженный, шведский вокально-инструментальный ансамбль АББА с разнонаправленным репертуаром. С юга же, в помощь европейским побратимам, подключились лучшие татарские туристические агенства, абсолютно бесплатно распространявшие среди русских людей путевки на такие всемирно известные курорты, как Крым, Турция, Египет, ну и, конечно же, в Европу. В Европу на современных комфортабельных галерах.... Ну, не мечта ли? Только благодаря им, этим скромным тур-татар-операторам, многие русские люди впервые попали за рубеж и смогли наконец-то повидать мир.
Сразу оговорюсь, не все шло гладко. Несмотря на то, что западные коллективы мастеров художественной резьбы по мясу были поддержаны широкими слоями местных совестливых интеллигентов и либералов, в целом, организация праздников на русской земле хромала. Так, к примеру, известная польско-украинская труппа «Дмитрушки Интернэшнл», была нетолерантно отсвистана, несмотря на первые успешные концерты в Москве. Требовательная московская публика выяснила, что солист Дмитрий фальшивит, поет под фонограмму и, вообще, не Дмитрий. Устроителям фестиваля пришлось срочно организовывать дополнительные турне 2-го и 3-го составов «Дмитрушек», которые, увы, тоже провалились, хотя кассовые сборы поначалу были многообещающими.
Нельзя умолчать о вопиющем случае, который произошел в Костромской губернии. Группа украинских художников-передвижников спешила на мероприятие, посвященное нулевой годовщине царствования дома Романовых, но была заведена гидом Иваном, из местных мужиков, на абсолютно посторонний ватный флеш-моб где-то на болотах, где и пропала для широкой мировой общественности. Трудно даже предположить, что подобное безобразие, могло случиться где-то еще, кроме отсталой России!
Да и вообще, высокая европейская культура оказалась не понята и не принята грубыми русскими мужиками. Осталось множество свидетельств, как нетолерантные москали хватали европейских работников культуры и всячески ранили их уязвимую творческую натуру. Конечно, художника каждый обидеть может! Фу! [нетолеранто...]
И таких, вопиющих к справедливости, свидетельств много! Уму не постижимо, через что прошлось пройти западным культурологам. Что поделать, темный русский Ванька оказался не готов с благодарностью воспринять европейскую цивилизацию.
В целом, можно констатировать, что польско-украинские творческие фестивали, проходившие в России в рамках цивилизационного проекта «Россия це Эвропа» закончились провально. Последняя польско-украинская творческая группа была вынуждена срочно свернуть гастроли и покинуть Москву, а затем и Россию, даже толком не подув в мундштук русского саксофона. Они ушли, но обещали вернуться, чтобы еще раз уйти…
Ну, так что же нам осталось материального от того десятилетия польско-украинской культуры на русской земле? Какие памятники и шедевры европейской культуры пережили время? Увы, немногие. Три четверти населения России и часть русских городов, да деревень бесследно исчезли не выдержав культурного шока. Остальные города были восстановлены, похоронив следы украинско-польской цивилизации.
Тем ценнее то, что осталось. И один из таких уникальных памятников европейской культуре, это Троицкая церковь села Большие Вязёмы недалеко от Москвы. Она расположена на Смоленской дороге, а значит, все творческие коллективы прошли через нее. Именно там остались следы польских и украинских художников, пытавшихся своими гениальными рисунками и надписями хоть как-то облагородить неинтересные никому отсталые русские фрески.
Далее выдержки из статьи Крылова А.К. - профессора института живописи, настоящего художника и исследователя древнерусской стенописи. Часть надписей и автографов, оставленных европейской цивилизацией, была известна давно. Но профессор разработал современную методику фиксации настенных граффито и применил ее при исследовании Троицкой церкви. С ее помощью ему удалось обнаружить множество, ранее не замеченных, настенных автографов Смутного времени и установить национальный состав авторов. Также Крылов изучил индивидуальные графологические особенности почерков-характеров и проанализировал причины, побудившие иноземцев оставить на стенах чужой святыни память о себе.
На стенах Троицкой церкви в Вяземах немало кириллических автографов-граффити, нацарапанных, главным образом, казаками, входившими в состав польско-воровских войск. Июнем 1607 года обозначен ранний из этих автографов (сектор Р, на розовом фоне, выше красной разгранки), оставленный малороссийским казачьим начальником.
Большей частью православные по вероисповеданию, казаки жили грабительскими набегами, олицетворяя собою в глазах московских единоверцев вероломство, смуту, предательство. Во время таких набегов и были начертаны в алтаре (!) Троицкой церкви автографы Е. Валявского, Пилипа Тимошковича (сектор X, на рефтяном фоне каймы полотенец), неких малороссов: Марко (сектор П, на рефтяном фоне каймы полотенца) и Петре (сектор Т, на красной разгранке).
Печальными были плоды долгой раздельной судьбы России и Украины. Оставляя на священных стенах алтаря кощунственные сабельные и ножевые рубцы, казаки-разбойники не испытывали, сердечных угрызений. Они заходили в храм и даже в алтарь с оружием! По свидетельству Авраамия Палицына, воры-изменники и казаки оскверняли и разоряли храмы, вместе с иноверцами держали в русских церквях скот и собак, раздирали «церковные пелены на портянки, онучи и на всякую потребу», поругали сан священнический и иноческий.
Удивительно ли, что неуемная вольница картежничала на Жертвеннике (!) церкви в Вяземах, рубцами и царапинами означая на стенах денежные ставки, выигрыши, проигрыши. Графические доказательства хранит северная апсида церкви. Ранее здесь мы нашли (сектор П, на белом фоне полотенец) и опубликовали выцарапанное иглой счетное или игровое табло, разбитое на сто клеток, имеющее по вертикали и горизонтали десятеричные цифровые градации. Перед нами известная Пифагорова множительная таблица. На этом же участке стены видны несколько таких таблиц, но клетки их, по какой-то причине, не заполнены цифрами. Полагаем, что, пользуясь наглядностью и удобством счета Пифагоровой таблицы, игравшие подсчитывали крупные суммы денег. Чуть выше и правее, в секторе П (на рефтяном фоне каймы полотенец) обнаружены две мелкие надписи на латинице, обозначающие достоинство игральных карт - туза и дамы.
Несколько левее (сектор П, на рефтяном фоне каймы полотенец) читаем крупную кириллическую надпись - просьбу (о выигрыше?): «МНИ ПОМОЗИ».
Правее отметился некий «СТАРОСТА» (сектор П, на рефтяном фоне каймы полотенец). Во время игры он вел счет, фиксируя коны, ставки и др. вертикальными ножевыми царапинами, зачеркнутыми под конец одной поперечной.
Ниже и левее (сектор П, на белом фоне полотенец) видна игровая запись: «ХОДИЛ А». Здесь же выцарапанный и исколотый в центре круг мы рассматриваем как прием фиксации игрового счета. Если круг означает монету, то уколы - количество их выигрыша или проигрыша. Подобных значков сохранилось множество.
Православное благочестие причисляло картежничество к бесовщине. Игры эти «... были любимым занятием лентяев, гуляк, негодяев, развратных людей, пристанище их было в корчмах или в кабаках, где им для игры отводили тайные кабацкие бани».
Из надписей видно, что компания игроков была интернациональной. Все они, включая разбойный сброд «охочих людей», вместе и составляли воинство ляхов и воров. Теснясь в узком пространстве между стенами и игральным столом (Жертвенником! ) игравшие двигались, нимало не заботясь о том, дабы что-либо не повредить. Они опирались и облокачивались (садились?) на Жертвенник, прислонялись к стенам, царапая и обивая их оружием, каблуками и шпорами. Как раз напротив возвышения Жертвенника, по самому низу южной стены апсиды (сектор Р), фресковый левкас исколот многочисленными ударами кавалерийских шпор. Несомненно, играли всадники, шляхта и казаки. Простодушные и вместе грубые, догадывались ли они, поправшие святыни «москалей», что через несколько лет огнем и мечом латинян будут попраны православные храмы Украины, и что, цветущая, она будет доведена ляхами до последнего разорения и изнеможения, полита кровью мучеников за веру.
Какие же мотивы побуждали питомцев войны и свободы - витязей Южной Руси - становиться разбойными ворами в державе единокровных, в церквях единоверных братьев, поднять меч против родственного племени? Унаследованное ли от киевских князей пренебрежительное отношение к вятичам, словенам и кривичам скудного Севера? А быть может, и грешная ревность к крепости и богатству преуспевающей северной державы, к независимости московитов от иноверного сюзерена, в отличие от украинцев в католической Польше. Православных подданных там всячески унижали, считали людьми «второго сорта».
Между тем казачество душегубствовало и грабило Московское царство наравне с латинствующими ляхами и разбойной литвой.
Но в разоренном краю российском бывало худо и грабителям. Вековечная думка о сале терзала душу оголодавших на москальской репе и хряпе малороссов. Не на шутку отважился казак увековечить муку сию (сектор М, на белом фоне полотенца) на стене Годуновской церкви: «ЯСТИ МНИ САЛА» (!) Нам небезинтересен образ мыслей и язык тогдашнего времени, принадлежавший, по словам А. С. Пушкина, «народу, «издревле нам родному, но отчужденному от России жребиями войны», жившему без царя во главе. Вот ножевая надпись (сектор М, на белом фоне полотенца) уставшего на войне казака, вспомнившего о родных, о матери. К сожалению, оригинальная статья оказалась битая, поэтому даю ссылку на кэш. Также печально, что нет в свободном доступе книги профессора Крылова «Смутное время в событиях и лицах», удалось скачать только отрывки. Если у кого-то есть эта книга в наличии, буду признателен за ссылку.
В заключение, хотелось бы напомнить нашим западным «партнерам» и небратьям о давней русской традиции ответных визитов вежливости, когда самые модные концертные площадки европейских столиц были предоставлены для эксклюзивных выступлений российских ансамблей песен и плясок, а песня «Эх, дубинушка, ухнем» становилась хитом на долгие времена. Тем более, что современные средства доставки песен и саундтреков разных калибров, позволяют проводить фестивали русской культуры дистанционно, по телемосту, быстро, качественно и ярко. «А нас-то за шо?», да? Так что, может не стоит показывать нам свою «культуру», даже через забор, если не хотите увидеть нашу у себя дома?
А надписи на стенах мы и сами рисовать умеем.
Всех братьев поздравляю с годовщиной взятия Рейхстага!