Почему украинская история красивее. Кошка и Мошкин.
Apr 09, 2017 23:58
Все-таки украинская история очень яркая и красочная. Этого у нее не отнимешь. Все-то в украинской истории сочно, да выпукло. Если победа, так великая, если плач, так вселенский. Блокбастер, а не история. Начав смотреть первую серию, не оторвешься до последней. Попкорна не хватит. Постоянно удивляюсь, насколько же наша, русская история, отличается от их, свидомо-украинской. Побледнее она, что-ли... Почему так? А ответ прост. Просто у нас разное понимание истории, разные методы исторического исследования и разные подходы к фактам и интерпретациям. Попробую объяснить на наглядном примере. Пример - Самуил Кошка - украинский гетман и герой.
"Самойло Кошка навсегда вошел в историю Украины, как образец несокрушимости украинского духа, как символ преданности воина своем рыцарском Ордена". Богдан Сушинский Жизнь Самойло Кошки подобна яркому метеориту, осветившему берега Черного Украинского моря. Первый адмирал украинского флота, дважды удостоенный звания Гетмана Войска Запорожского. Ему приписывают изобретение казацких чаек и знаменитого пiдводного човна, чертежами которого до сих пор пользуются отсталые мордорские кораблестроители в тщетной попытке превзойти. Человек-легенда, человек-пароход!
Даты его рождения и смерти, правда, под большим вопросом. Родился он то ли в районе 1500 года, то ли где-то в 1530-м. Есть предположение, что Самойло Кошка, это вообще да разных человека, но кто ж будет обращать внимание на явные происки завистников, сами знаете каких и откуда.
В 1564 году Кошка первый раз избирается Гетманом по Запорожскому избирательному округу, а с 1567 года он начинает свои знаменитые черноморские походы. Руководит он, естественно, казацкими эскадрами и громит многочисленные турецкие арматы армады. Турки его очень боятся и уважают, но это не мешает им в 1573 году разгромить его и взять в плен. В плену на галерах он проводит аж целых 25-29 лет, сбегает, строит церковь, вновь принимает бразды правления Войском Запорожским, добивается безвиза признания казачества, героически участвует в полько-шведской войне и погибает в 1602 году в Ливонии (причем от рук самих казачков), ну или в 1620-м году в Молдавии. Яркая насыщенная достойная жизнь длиной в 70-120 лет. Можно только позавидовать народу, имеющему таких героев.
Не буду подробно описывать флотоводческие туркодробительные подвиги Самойло Кошки. Это все ярко и красочно описано в украинских учебниках по истории (правда, наиболее скромные историки все же упоминают, что достоверной информации нет). Да и его геройство во время польско-шведской войны пропущу. Об этом кратко сказано в Баркулабовской летописи и этого достаточно:
Року 1601. Великая война была у Вифлянтех с кролем шведским за Жикгимонта Третего. Того ж року запорозкие козаки у Швецыи были, да ничого не, толко великую шкоду господарю вчинили, бо место славное, место богатое Витебск звоевали, мещан побили, панны поплюгавили, скарбы побрали, многое множество людей порубали, незличоные скарбы побрали. Мы же остановимся на знаменитых Думах Самойло Кошки. Вернее, на наиболее известной думе, описывающей побег Кошки из турецкого плена. Впервые она была записана Лукашевичем Платоном Акимовичем, русским этнографом, и напечатана в его сборнике «Малороссийских и Червонно-русских песен» в 1836 году. Кстати, Лукашевич прославился еще и тем, что выдвинул теорию, что славянский язык самый древний на Земле и все остальные языки произошли именно от него, а англичан он объявил потомками «смешения славян с монгольскими народами». Ничего не напоминает?
Как видите, сам Лукашевич, несмотря на свою эксцентричность, не стесняется упомянуть, что сведений о Самойло Кошке нет, хотя и пытается привязать датировку истории к маргинальной Истории Русов.
Всю Думу прячу под спойлер. Думаю, она будут интересна исключительно любителям старины и народной словесности. Заранее предупреждаю, там много текста, 13 полновесных скринов из сборника Лукашевича. Увеличение, по клику. [Дума о Кошке...]
А вкратце, вот уже 25 лет Самуил Кошка тянет лямку на турецкой галере злого Алкан-Паши, но его рыцарский дух и тяга к свободе не угасли. Его испытывают на верность христианской вере, но он не сломился. В один день, Самойло, подпоив изменника-тюремщика Ляха Бутурлака, крадет у него ключи, отпирает своих побратимов и нападает на спящих турков. Турков режут. Турецкого Алкан-Пашу Самойло убивает самолично и выбрасывает в море.
Захватив галеру, казаки отправляются на Родину, попутно искусно обманув подошедшие турецкие шебеки с помощью ляха, заговорившего с ними по-турецки. По прибытию на Днепр казацкая галера была обстреляна с запорожского поста, начала тонуть. И тогда Самойло распускает красное знамя, которое он бережно хранил на теле все эти годы. Запорожцы их узнают, слезы, веселье, занавес.
Немного смущает 54-летнее хранение флага на теле и 100-летний Самойло с дрожащими руками… Мощный, наверное, был гребец, раз держали такого на галере. В общем, красивая и почти правдивая история. Еще раз повторю, красивая выпуклая сочная история. Украинская история. Обзавидоваться можно.
*********
Теперь о скучной русской истории на примере простого калужского стрельца Ивана Семеновича Мошкина. В ней нет стихов и боя барабанов, нет реющих знамен и поклонов днепровской водице. Простая история простого русского человека. О том, как он, попав в плен к крымским татарам, был продан на турецкие галеры, где и отпахал 7 лет гребцом. Однажды ночью он с товарищами подымает восстание. Получив ключи, отмыкает товарищей из цепей. Турков режут. Главного турка Апту-Пашу Марьева (Анти-паша Мариоли) Иван Мошкин убивает самолично, после чего скидывает в море. Захваченная галера с русскими и пленными турками под предводительством капитана Симоновича (Ивана Семеновича Мошкина) отправилась в итальянскую Мессину, попутно искусно обманув и захватив еще одну турецкую шебеку (заговорив с экипажем шебеки по-турецки). Ничего не напоминает?
В «Мемуарах относящихся к истории Южной Руси» 1898 года имеется объяснение этого интересного сходства двух историй, Самойло Кошки и Ивана Мошкина.
Вот и выходит, что украинская история Самойло Кошки, этого "образца несокрушимости украинского духа", украдена у русского Ивана Мошкина. Забавно, да? На скелет неподтвержденного факта побега Кошки из плена нарастили мясо русской истории Мошкина и все это щедро нарядили в цветастые украинские шаровары. Получилась украинская история. Яркая, сочная, привлекательная. Причем, вполне понятны пути превращения русской истории в казацкую байку. Итальянец Сильвестр - поляк Яблонский - казаки. Хотя есть и вариант, что кто-то из малороссов, бывших на галере с Мошкиным, пустил эту историю в народ. Но первоисточник истории освобождения невольников сомнений не вызывает.
Историю итальянца Сильвестра и челобитную Ивана Мошкина также прячу под спойлер. Много текста, полновесные скрины. Увеличение, по клику. Тем, кто еще не знаком с историей Ивана Мошкина, все-таки рекомендую ее прочитать. [история Ивана Мошкина...]
Титульный лист итальянской Реляции о героическом побеге невольников из турецкого плена
Отрывок из реляции с описанием рукопашной Ивана Мошкина с турком Анти-Пашой
Вот и подумайте, можно ли поставить в один ряд красивую, но выдуманную и украденную, историю про казака Самойло Кошку, и простую и достаточно грустную историю Ивана Мошкина, но подтвержденную отечественными и зарубежными источниками? Историю украинскую и историю русскую? Как, вообще, сравнить красивую сочную историю с развевающимися флагами и сияющими шароварами, прыгнувшую в учебники прямиком из народных песен и свидомых фантазий, с русской историей, временами скучной и монотонной, но основанной на летописях отечественных и зарубежных, на скучных фактах, на многолетних исследованиях?
Каждый выбирает сам, чему ему верить. Кто-то хочет верить в бесстрашных героев УПА, освобождавших украинские города от немецких оккупантов, в казаков Выговского, которые при небольшой поддержке татар, разгромили клятых москалей, в Мазепу, в Украину-Русь, в московитов, в финноугров, в 400-летнюю оккупацию, в 24 русско-украинские войны, в… Самойло Кошку. Пусть верят, с их верой ничего не поделаешь. Главное нам самим не забывать нашу историю, наших Иванов Мошкиных. Пусть в нашей истории нет сияющих шаровар, зато она реальна.