Перший українець (памяти Герасима Смука посвещается)

Apr 16, 2016 04:53

Хочется спросить Вас всех: а что Вы знаете о Герасиме Смуке? Кто был этот достойный человек? Чем он дышал? К чему стремился? Но, увы, уверен, никому из Вас это имя неизвестно. Печально, но песок времени стер его имя этого героя из памяти народной, незаслуженно стер. Печально и стыдно! А ведь он достоин гораздо большего, чем людского забвения. Но все по порядку…




Блуждая по страницам Талергофского Альманаха, то и дело натыкаюсь на многочисленные истории подобные этим:

По доносу мазепинца Хомяка, будто-бы крестьяне сами пригласили русскихъ въ деревню, австрійцы повЪсили 16 человЪкъ, въ томъ числЪ одну женщину. Крестьянина Цыгана взяли съ собой, мучили четыре дня, а когда подошли русскія войска, звЪрски убили.

Знакомый фельдфебель, придЪленный къ канцеляріи штаба командира корпуса, сообщилъ мнЪ, что мазепинцы прямо заваливаютъ канцелярію письмЪнными доносами. Знакомый почтовый чиновникъ разсказывалъ, что черезъ его руки ежедневно проходили сотни открытыхъ мазепинскихъ писемъ, приблизительно слЪдующаго содержанія: "Считаю своимъ гражданскимъ долгомъ сообщить, что слЪдующія лица... являются рьяными руссофилами".
Мазепинскія и польско-еврейскія газеты (особенно „Wiek Nowy" и „Gazeta Wieczorna") почувствовали, что наступило время расправы съ той частью русскихъ галичанъ, которые, несмотря на всякаго рода преслЪдованія, остались вЪрными своей русской нацiональности.
Вся эта печать сразу подняла неистовый крикъ: "ВсЪхъ "руссофиловъ" слЪдуетъ предать суду! ВсЪхъ ихъ слЪдуетъ перевЪшать!"
ВсЪхъ узниковъ привлекли къ военному суду станиславовской дивизіи, пребывавшему въ то время въ МискольчЪ. Конкретной вины не доказали никому. Все сводилось къ вопросу: „что такое „руссофилы" и „украинцы" и почему первые не желаютъ называть себя „украинцами"?

Во время обыска тотъ-же жандармъ Чехъ избилъ арестованныхъ женщинъ и конфисковалъ домашнюю библіотеку, а помогалъ ему при этомъ позорномъ дЪлЪ сынъ мЪстнаго священника, „украинскій" студентъ...

Сотни и тысячи таких вот свидетельств прошли перед моими глазами. Эти скупые строки показывают нам, потомкам, великий момент - момент становления української нації. Читая, прямо таки видишь, как рождается на свет тысячелетний великий народ призванный сокрушить русский мир. Какая тонкая тщательная работа с населением! Какие трогательные традиции стукачества!



Но не это меня потрясло! Нет! При всей своей значимости, истории, подобные этим, всего лишь  рутина, все лишь кропотливый каждодневный труд. С кровью, потом и стукачеством рождается украинец. Но следующая история меня потрясла… Я рыдал, поливая клавиатуру горючими слезами! Вот она, читайте внимательнее в эти строки:

Когда же въ 1914 г. началась война и пошли повсемЪстные аресты виднЪйшихъ русскихъ людей, этимъ случаемъ опять воспользовались украинофилы для устраненiя ненавистныхъ имъ "руссофиловъ". Въ этихъ видахъ они услужливо доносили и указывали австрійскимъ властямъ - кого нужно арестовать, какъ опаснаго „москвофила".

Такимъ образомъ были арестованы и вывезены въ Талергофъ слЪдующіе мЪстные русскіе крестьяне:
1. Андрей Алекс. Кобылецкій, предсЪд. читальни,
2. Герасимъ Веселовскій,
3. Семенъ Ник. Малецъ,
4. Петръ Ив. Вусъ,
5. Григорій Мих. Смукъ,
6. Антонъ Веселовскій,
7. Янголевый,
8. Гавріилъ Мих. Соймовскій,
9. Иванъ Пантел. Малецъ,
10. Иванъ Тимоф. Каспришинъ и
11. Герасимъ Мих. Смукъ - причемъ большинство ихъ умерло въ ссылкЪ.

ПослЪдній изъ нихъ, Герасимъ Смукъ, палъ жертвою собственнаго доносительства. Какъ темное орудіе украинофильскихъ агитаторовъ, отправился онъ уже послЪ ареста перечисленныхъ лицъ въ Мостиска, чтобы сдЪлать въ староствЪ доносъ еще на нЪкоторыхъ своихъ односельчанъ. По пути встрЪтился онъ, однако, съ жандармомъ, который арестовалъ его тоже, а тамъ постигла его общая участь другихъ арестованныхъ: онъ былъ сосланъ въ Талергофъ, гдЪ и умеръ отъ тифа.

Я хоть и не первый раз перечитываю это свидетельство, но каждый раз испытываю необыкновенное волнение и трепет. Вот он первый украинский герой и первый мученик за великое украинское дело! Герасим Михайлович Смук! Скромный, но, тем не менее, великий украинец! Как смело он доносил, как гордо он взирал на поверженных с помощью его доносов кацапов! Но истинный масштаб его подвига можно оценить прочитав фамилию под номером пять в этом позорном списке арестованных кацапов и ватников. Григорий Михайлович Смук. Вот он, позорный брат-москаль нашего великого небрата-украинца Герасима Смука! Слава Богу, что наш герой-патриот грудью встал у него на пути. Донес! Застучал! Герасим… Гера…. (плачу)

Как велик его подвиг и как трагична его судьба! Сколько еще свершений ждало Герасима, сколько еще своих единоутробных братьев и сестер он мог предать направить на путь истинный… в Талергоф! Но увы! Підтяли соколу крила на злеті. Пал он в борьбе с клятыми москалями. Проклятые ватные жандармы, несомненно подкупленные клятыми москалями, сгубили украинского героя. Плачу и не стыжусь этого… гірко мені. (большая тяжелая гирько)

Но не только гордость и печаль я чувствую, вспоминая о Герасиме Смуке. Стыд! Стыд скребет мне душу и царапает сердце! Забыли украинцы своего героя, какнул в лету его великий подвиг! Где, скажите мне, хоть один памятник Герасиму-му? Где хоть одна вулица его имени? Где Настя Дмитрук со своими стихами? А может быть, его включили в небесную сотню, а ведь он имеет право быть там под номером 1? Но, нет! Нет памятников, нет стихов Насти и  гарні дівчіні не п'ють про нього пісні. Стыд и позор украинцам. СТЫД и ПОЗОР! СОРОМ і ГАНЬБА!



Спи спокойно, Гера. Дело твое живет!



ГЕРА СМОК ЗАЛОЖИЛ СВОЕГО БРАТА И УМЕР В КОНЦЛАГЕРЕ! А ЧЕГО ДОБИЛСЯ ТЫ, УКРАИНЕЦ!

национализм = нацизм, русофобия, Украина, рабство, 20 век, Русь

Previous post Next post
Up