Статья из журнала "Gloria"

Sep 24, 2010 20:03

"Это очень неполиткорректная статья. Слабонервным, а также феминисткам и борцам за права секс-меньшинств, животных и негров просьба увести детей (а также животных и негров) подальше от экрана Главная опасность политкорректности в том, что она заставляет людей ломать собственный язык и подменять одно слово другим, искажая смысл. Любой филолог знает: чем чаще слово употребляется неверно, тем быстрее оно становится нормой - и автоматически утрачивает прежнее значение. А вместе с ним исчезает и стоявшее за ним понятие. В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО Политкорректность не что иное, как мутация таких понятий, как "учтивость", "вежливость", "такт". Мутация довольно уродливая, потому что она требует лишь соблюдения внешних приличий и ей нет ни малейшего дела до того, тактичен ли человек на самом деле. И в таком виде она существует давно. Достаточно вспомнить викторианскую Англию с ее ханжеской моралью - прошу прощения за это набившее оскомину,
но все-таки очень точное выражение.
Почему же принципы политкорректности получили наиболее мощное развитие в XX веке? Отчасти это связано с глобализацией. В процессе смешивания культур понадобился нейтральный язык - слова, которые обозначали бы понятия, ставшие общими для разных народов. (Вот-вот. И в Древнем Вавилоне тоже все так прекрасно начиналось…) Нетрудно догадаться, из какой культуры пришли к нам эти "новые" понятия.
Однако, пока дело касалось исключительно слов, беспокоились только филологи. Когда же стало ясно, что соображения политкорректности серьезно откорректировали наше поведение, тревогу забили и остальные. И то, что раньше было отлично известно филологам, стало очевидно всем: изменения в языке приводят к изменению мышления, а вслед за ним и поведения. Политкорректность повлияла на нашу жизнь, перекроив ее по образу и подобию той культуры, которая дала нам эти новые слова и понятия.

Против всех!
Активное противодействие выхолащивающим принципам политкорректности появилось, как ни странно, в США - в тот момент, когда стало ясно, что в процессе борьбы с дискриминацией начали нарушаться и права "доминантных" групп. То есть белым приходится идти на все большее количество уступок - иногда совершенно необоснованных. При этом, по словам живущих в США, воз и ныне там: расовое расслоение в этой стране существует до сих пор. НА РАВНЫХ Оголтелое требование равных прав - женщинам и мужчинам, цветным и белым, гомосексуалистам и гетеросексуалам - выглядит смешно и нелепо, как всякая чрезмерность. Многих ажиотаж вокруг данной проблемы смущает и в "гнезде политкорректности" - США. В комедии Абрахамса и братьев Цукеров "Сборная солянка по-кентуккийски" изображено Общество по борьбе за права усопших, требующее равноправия между покойниками и живыми. И вот уже полуразложившийся Билли сидит за обеденным столом вместе со всеми или плавает в бассейне, где играют дети.
Но "уравниловка" в действии часто совсем не так забавна, поскольку за стремлением приравнять и унифицировать (читай, лишить индивидуальности) скрываются тщательно запрятанные ненависть и страх ко всему иному. Вдруг эти "иные", чего доброго, лучше меня? Конкуренты?! Хотят заполучить мое добро?! Ну уж нет! Враг не пройдет! Но ведь мы цивилизованные люди, а потому драться не будем (это же так неполиткорректно!). Политкорректность пригласит варварство к столу (переговоров, а еще лучше - просто к столу) и во время обеда удивит его своими манерами, а затем непринужденно завербует в свои ряды, объяснив, что дубины нынче ни к чему.

Есть не менее действенные, но при этом не столь кровавые способы борьбы с «иными». Политкорректность не оставляет следов.
В этом и заключается разница между учтивостью и политкорректностью: у последней, как правило, есть скрытая цель. Даже на Западе слово "политкорректность" все чаще употребляется как синоним лицемерия. А в результате начинают размываться границы между добром и злом. Временами доходит до маразма.
Например, во время киносеанса все будут молча терпеть одного нахала, болтающего по телефону. Ведь неудобно одернуть человека: может, ему очень надо. (А ему удобно мешать остальным?!)
Но это еще пустяк по сравнению, например, с предложением ввести квоты на количество белых преподавателей в университетах Америки. Предполагается, что вузы будут обязаны взять на работу энное количество преподавателей другой расы. Получается, что конкурсная система отбора перестанет существовать и в университетах смогут преподавать хоть ослы - лишь бы цвет кожи подходил. ДАЙТЕ ЖАЛОБНУЮ КНИГУ!

Политкорректность и толерантность могут быть очень удобными масками для безразличия. В некоторых случаях - убийственного. Впрочем, здесь, к счастью, все несколько проще: отличить терпимость от индифферентности достаточно легко. Безразличие начинается там, где творится явная несправедливость или жестокость, а окружающие молчат, оправдывая себя тем, что "это не наше дело, некрасиво лезть в чужую жизнь".

Я ТРЕБУЮ ОБЪЯСНЕНИЙ! Лично я против активно проповедуемой в наше время ханжеско-лицемерной политкорректности из серии "только врожденная учтивость не позволяет мне съездить по морде такому козлу, как вы".
В конце концов, можно быть вежливым, но при этом придерживаться твердых убеждений, не смешивать добро и зло и уметь отстоять свои взгляды, даже если они противоречат мнению окружающих. Анастасия Фадеева

А попутно хорошая, политкорректная картинка:

интересное

Previous post Next post
Up