Говоря о свободе и о одиночестве,вспомнила Томаса Мертона.
Нужда в истинном уединении - вещь сложная и опасная, но это настоящая нужда. Особенно сильно она ощутима сегодня, когда коллективное начало стремиться поглотить человека, растворить его в бесформенной и безликой толпе. Соблазн наших дней - это стремление уровнять «любовь» и «конформизм», раболепство перед массовым сознанием или организацией. И напрасно бунтуют против этого чудаки, любой ценой пытающиеся быть непохожими на других. Она лишь порождает новую скуку - скучное сумасбродство вместо скучной рутины.
Истинное одиночество - жилище личности, ложное - прибежище индивидуальности. Личность соткана из любви, из заложенной в человека заботы обо всем, что сотворил и возлюбил Бог. Сейчас об этом мало кто помнит, но, чтобы сохранить жалость, нужно хоть какое-то одиночество. Нужда ближнего не трогает тех, кто стал винтиком общественного механизма. Как легко скрыться от ближних, растворившись в толпе!
Идите в пустыню для того, чтобы найти людей в Боге, а не для того, чтобы убежать от них.
(Томас Мертон - «Семена Созерцания» Уединение - не отъединённость)
_____________________
Сама по себе одинокая жизнь не разъединяет людей, а совместная - не сближает. Сообщество может сделать человека личностью, а может и развратить. Всё зависит от того, куда он попал, - в настоящую общину или толпу. Чтобы сохранить человеческий облик, нам необходимо общение, диалог. Но если нас связывают только шум и развлечения, мы безнадежно теряем друг друга, незаметно отпадая от реальности и от самих себя. Грех не в том, что мы уверены, будто мы не такие как все, а в том, что думаем, будто, став как все, мы оправдываем любой грех. И как ни скверно надменное превозношение, еще сквернее самодовольство тех, кто совершенно не ценит себя и лишен даже поверхностного «я». Такой человек - не личность и даже не индивид. Он - просто атом, как бы его ни восхваляли за смирение, самопожертвование или преданность идее. Атомизированное существование дает какое-то подобие мира, хотя на самом деле оно только уводит от неотступной боли. Оно действует как наркоз. В нем нет покоя любви, самораскрытия, служения, а есть только, а есть только бегство в безответственность.
Истинное одиночество всегда внутреннее. Однако не заняв правильного места среди людей, мы никогда его не найдем. Мы не узнаем настоящего мира, пока хотим выделиться талантом, хорошими манерами, праведностью или чем-то еще, - пока мы так или иначе считаем себя выше других. Уединение - не отъединенность.
Таланты и добродетели Бог дает нам не только для нас самих. Мы - члены друг друга, поэтому то, что дано одному, дано и для всего тела. Ноги ведь моют не для того, чтобы они выглядели красивее лица.
(Томас Мертон - «Семена Созерцания» Уединение - не отъединённость)
_______________________________________
Осознание же, что во всякой жизненной ситуации Бог ищет нас и нашего блага. Его непостижимая любовь ищет нашего пробуждения. А поскольку в этом пробуждении умирает наше внешнее «я», то и присутствие Божие пугает нас ровно в той мере, в которой мы неотделимы от своего «я», зависимы от него. Правильно приняв диалектику жизни и смерти, мы научимся рисковать по вере и выбирать то, что освобождает нас от нашего «эго»и открывает дверь к новыму бытию, новой реальности.
Разум, полный расхожих идей, и воля, опутанная страстями, никогда не примут семян неведомой истины и высшего желания. Пока я люблю рабство, во мне не взойдут семена свободы. Пока я полон суетных желаний, я не могу желать Бога. Бог не взрастит во мне Своей свободы, потому что я узник, который не хочет на волю. Я люблю свой плен и сам заключаю себя в тюрьму, желая то, что сам ненавижу. Я ожесточил своё сердце против истинной любви. Значит, я должен учиться отметать знакомое, привычное и принимать новое, неизведанное; я должен «потерять себя», чтобы потом найти себя, доверившись Божьей любви. Если бы я искал Бога, то каждый миг, каждое событие сеяли бы в моей воле семена Его жизни. Со временем они проросли бы, дав невиданные всходы. (Томас Мертон. "Семена Созерцания.")