Шведы народ рачительный, деньги зря тратить не любят и когда в пятидесятые годы прошлого века для армии потребовался БТР, то в дело пошло хорошо проверенное шасси легкого танка Strv m/41, в девичестве это чехословацкий TNH, разработанный в тридцатые годы. У шведов имелся большой задел запчастей на этот танк, да только он к пятидесятым годам окончательно морально устарел.
Первый бронетранспортер шведы приняли на вооружение в 1942 году. Terrängbil m/42 KP был создан на шасси коммерческого грузовика Volvo. Грузовику подкатили переднею ведущею ось, одели в броню - вот и готов БТР. Понятно что у такого аппарата возможности были невелики. Максимум на что был способен Terrängbil m/42 KP подвести солдат к линии фронта без потерь. Опыт войны, в которой шведы не участвовали, но военные этой страны активно анализировали результаты боевых действий, диктовал другие требования к классу бронетранспортеров. Теперь такая техника должна была сопровождать танки в любых дорожных условиях. Для такого использования Terrängbil m/42 KP вообще не походил.
Как не хотели шведские военные заполучить новый БТР поскорей, но бюджет Швеции не резиновый, поэтому этот вопрос долго откладывали на потом. Много средств уходило на развитие реактивной авиации. К середине пятидесятых стало ясно что откладывать больше нельзя и теме разработки нового бронетранспортера был дан зеленый свет. Ну а так как с разработкой сильно затянули, для сокращения сроков проектирования нового образца, а так же сокращения издержек, ходовую и КПП было решено взять с танка Strv m/41. Корпус и двигатель предполагалось разработать заново.
Работы по созданию нового БТР были поручены фирме Hägglund & Söner. За двигатель для БТРа отвечала Scania. К лету 1957 года был готов деревянный макет. Первые прототипы в металле построили к маю 1958 года. На следующий год выпустили пробную партию из семи машин и начали войсковые испытания.
Первые прототипы Pbv 301 имели вооружение из одного пулемета винтовочного калибра. Этого показалось не достаточно. БТР вооружили 20-мм автоматической пушкой m/42B от истребителя Saab J 21A.Пушка устанавливалась в специальном модуле.
Первые Pbv 301 стали поступать в войска летом 1961 года. БТР весил 11 тон. Бронирование корпуса - лоб 50 мм., борта 20 мм. Двигатель Scania-Vabis, дизельный, оппозитный, воздушного охлаждения, мощность 150 л.с. Максимальная скорость 45 км/ч. Запас хода 300 км. Экипаж 2 человека и 8 бойцов десанта.
Контракт по поставке Pbv 301 был выполнен в 1963 году. Всего шведская армия получила 185 машин, плюс 20 командирских, оборудованных дополнительными средствами связи.
Pbv 301 было укомплектовано 6 танковых бригад шведской армии. Правда на все батальоны бригад БТРов не хватило. Поэтому шведы вышли из положения следующим образом. Один батальон бригады был полностью укомплектовал бронетранспортерами, два других обходились грузовиками и автобусами.
На вооружении Pbv 301 стоял с 63 по 71 год. В целом машина оказалась удачной, направление шведские конструкторы выбрали правильное. И все же был у Pbv 301 один серьезный недостаток. Слаб оказался БТР в ногах. Ходовая родом из тридцатых для реалий шестидесятых подходила слабо. Танки стали ходить быстрей, скорость передвижения танковых колонн возросла. Двигаться с большой скоростью Pbv 301 мог, но вот ходовая быстрый темп движения, особенно на пересеченной местности, долго не выдерживала. Лопались рессоры, разваливались катки. Негативный опыт шведы учли. Преемник Pbv 301, Pbv 302, имел более совершенную ходовую.