Завтра уже сегодня.

Apr 06, 2014 19:27





Один из бестселлеров кооперативных видеосалонов конца восьмидесятых был фантастический боевик Робокоп. По моему мнению это самый лучший фильм Пола Верховена. Робокопа я пересматривал не один раз. Перед выходом ремейка решил освежить в памяти впечатления от оригинала и поймал себя на мысли, что фильм оказался на удивление пророческим и показанное в нем будущее можно наблюдать уже сегодня.

Естественно по улицам городов не бродят робокопы. Но вот славный город Детройт таки докатился до банкротства. И теперь этот «Париж Запада», так когда-то называли Детройт, очень подходит для съемок постапокалиптического кино. Разруха, бедность, преступность - все как в фильме Пола Верховена. Но без роботов-полицейских.





Горемычная судьба Города моторов весьма поучительна и вроде бы должна остудить многие горячие головы с мечтой - сделать все как в США. Но по причине упоротости эти типы видеть очевидного не хотят.

Детройт сегодня это зона финансового Чернобыля. Зона поражения имеет в окружности примерно миль десять - двадцать. Если уехать дальше этой зоны, то в Детройской городской агломерации, которая насчитывает 16 округов и городов, дела идут хорошо. Доходы у населения высокие, жизнь прекрасная. Только сам Детройт-сити портит всю картину. Каким образом Город моторов докатился до жизни такой?

Самая простая и любимая многими версия - американский автопром не выдержал конкуренции с японским. Автозаводы в Детройте закрылись и город погрузился в разруху. Это версию могут схавать люди слабо знакомые с историей американского автопрома. Очень эту версию любят наши либералы, их детское сознание не способно к критическому мышлению.

Да, действительно автозаводы в Детройте закрылись. Из почти 12 заводов в Детройте остался один. Но заводы не исчезли совсем. Они лишь переехали в города не по далеко от Детройт-сити - Уореен, Флинт и тд. Но мало того - на протяжение семидесятых и восьмидесятых Большая тройка строила новые заводы, но уже не в Детройте а в других штатах США и Мексике. Почему же американские автоконцерны так невзлюбили Детройт?

На этот счет есть другая версия. О ней в США говорить не любят, ибо она сильно неполиткорректная. Просто Детройт перестал обеспечивать автозаводы рабочей силой нужного качества. Долгое время главной рабочей силой американского автпрома были белые протестанты, часто немцы. Работники высокой квалификации, хорошо мотивированные на высокое качество работы. Иерархия на любом американском заводе выглядела так. Высококвалифицированные рабочие - это белые американцы. Чуть ниже рабочие эмигранты из Европы и в качестве подсобных рабочих негры. Так случилось, что в Детройт с давних времен стекались черные братья с Юга США в поисках лучшей доли. На автозаводы им путь был заказан по причине слабой квалификации. Обычно они трудились на стройках.

Ситуация начала изменятся в пятидесятые. Эти времена тучные, рабочие получали хорошо. Многие ушли с заводов в мелкий бизнес, другие дали своим детям хорошее образование и понятно детишки на завод работать не пошли. Слой высококвалифицированных белых стал вымываться с производства. Что хуже вымывался он и из города. Цены на недвижимость в Детройте упали и в дешевое жилье стали заселяться черные братья. Если где-то убыло, то где-то прибыло. Вакансии, оставленные белыми, стали заполнятся неграми. Квалификация у этих работников оставляла желать лучшего. В силу определенных социальных причин негры были хуже образованны, но что еще хуже до работы черные братья не большие охотники. Как результат качество американских автомобилей падало все шестидесятые и семидесятые. Но может быть ситуацию и можно было вырулить, но тут грянуло Детройтское восстание 1967 года. И после беспорядков бизнес рванул из города, как из чумного барака. Все кто имел возможность тоже постарались перебраться из Детройта в другие места. Остались те, кто такой возможности не имел. Публика это была специфическая и как результат в Детройте выросла преступность. Что еще сильней стало осложнять функционирование автозаводов. Сложилась парадоксальная ситуация. Миллионный город не может обеспечить заводы рабочей силой нужного качества. Соответственно качество продукции падает. Какая уж тут конкуренция с японским или европейским автпромом. Концерны начали переносить производство туда, где имелась рабочая сила приличной квалификации или туда где работник не требователен в плане зарплаты. Кроме проблем с рабочей силой власти Детройта тоже вносили свою лепту в сворачивание производства в городе поднимая ставку земельного налога.

Власти Детройта, особенно мэры этого города, это отдельная песня. Любимая песня наших либералов - давайте избирать мэров городов, губернаторов. Мол это сильно повысит эффективность. И как пример обычно приводится Цитадель демократии, где люди выбирают лучших из лучших в органы самоуправления и плохой управленец долго не задержится. Но история Детройта показывает другой пример.

В 1974 году мэром Детройта выбирают Коулмэна Янга. Это первый черный мэр Города моторов. Янг просидит на своем посту 20 лет, до 1994 года. За это время Детроит войдет в десятку самых опасных городов США в плане криминала, начнется закрытие автозаводов, существенно сократится налогооблагаемая база. Дыры в бюджете латались с помощью заемных средств. Коррупция при Янге цвела пышным цветом и это не мешало ему переизбираться многократно. Черным избирателям очень нравился мэр с правильным цветом кожи. Ну а что долги города растут, коррупция - это мало кого волновало. Дела города смог поправить следующий мэр Деннис Арчер. Арчер занимал должность мэра восемь лет. Время его правления пришлось на тучные годы, экономика США была на подъеме и появилась надежда что Детройт выберется из трясины долгов. Надежда закончилась после того как в кресло мэра уселся Кваме Килпатрик. При Килпатрике не целевое расходование средств стало нормой. Кваме любил оплачивать услуги стриптизерш из городского бюджета. Естественно любил Килпатрик и взятки. В общем черный брат к успеху шел, но менты обломали. Первый срок Кваме получил за дачу ложны показаний. Свою честную трешку он не отсидел и вышел по УДО. Но почти сразу получил второй срок за нарушение условий УДО. Пока Килпатрик парился на нарах американские правоохранители собрали железные доказательства бурной деятельности бывшего мэра. Тут и рэкет, мошенничество и пр. Получил черный брат на всю катушку - 28 лет.

Пример Детройта - наглядная иллюстрация, что выборы не всегда дают нужный эффект. Народ часто ошибается. Но это еще пример того, чтобы демократия работала как надо нужен средний класс. Люди со стабильным, приличным доходом, думающие о своем будущем. А не маргиналы, выбирающие какого попала.

Ну что нам, жителям России, дефолт Детройта? Отдельные граждане скажут - в России есть места более проблемные чем Детройт-сити. И будут правы. Но США учат весь мир как жить, но сами американцы по сорок лет не могут решить проблемы отдельно взятого города. А Детройт лишь один из примеров. Есть еще Кэмден, Нью-Джерси. Тоже чудесное место. Может уже хватит брать уроки у американцев?

Неорганизованный поток сознания.

Previous post Next post
Up