Югославский автопром явление любопытное, сейчас почти исчезнувшее. Чем-то югославский автопром напоминал нынешний китайский автопром. Тоже покупка лицензий на Западе, с последующей локализацией, дальше разработка оригинальных образцов. Одним из успехов югославов стало создание семейства армейских автомобилей TAM - 110/ 150.
Автомобильный завод в Мариборе, он же ТАМ(Tovarna Avtomobilov in Motorjev, ТАМ). Автозавод был построен в 1947 году. Производство начиналось с освоение выпуска лицензионной версии чехословацкого грузовика Praga RN. Потом был период сотрудничества с Magirus-Deutz.
К началу семидесятых инженеры и конструкторы завода доросли до создания собственных конструкции, тем более, что продукция завода потихоньку устаревала. Пошедшее в серийное в 1975 году производство семейство армейских грузовиков TAM - 110/150 смотрелось вполне современно. TAM - 110 представлял из себя бескапотный грузовик грузоподъёмностью 1,5 тонны, колесная формула 4x4. ТАМ - 150 имел большую грузоподъемность в 3 тонны и колесную формулу 6x6. Мосты и дизельные двигатели перекочевали с прежних моделей грузовиков ТАМ и являлись лицензионными копиями изделии фирмы Magirus-Deutz. ТАМ - 110 оснащался дизельным двигателем воздушного охлаждения F4L413R. Рабочий объем - 5,7 л, мощность - 115 л.с. На ТАМ - 150 устанавливался дизель F6L413V. Рабочий объем - 8,5 л, мощность - 150 л.с. Коробка передач пятиступенчатая, синхронизированная. Автомобиль развивал скорость 85-90 км/ч, преодолевал подъемы крутизной 70% и брод глубиной до 1 м.
Так как автомобиль югославский, то он прошел все войны на территории бывшей Югославии. Использовался всеми противоборствующими сторонами. Плоские панели кабины очень хорошо подходят для бронирования, поэтому все кому не лень превращали ТАМы в броневики. Завод же в Мариборе не исчез, а перешел во владение MAN. Производство ТАМ-110 было не свернуто, а продолжается и посей день. Только вместо дизеля Deutz устанавливают MAN.
Предвижу сравнение ТАМ-110 с ГАЗ-66. Сравнение не совсем корректное, югославский грузовик ближе Land Rover 101 Forward control. Да и сравнивать ТАМ-110 надо бы с третьей версией ГАЗ-62, оба грузовика имеют одинаковую грузоподъемность, у Шишиги грузоподъемность больше. Югославский грузовик появился позже, поэтому имел некоторые преимущества. Кабина ТАМ-110 была проще, не имела архитектурных излишеств, чуждых армейскому грузовику. Версия ГАЗ-66 с укрощенной кабиной имела место быть, но осталась экспериментальной. Зато 66-й имел полноценную кабину. Кабина ТАМ-110 была открытой, и имела только брезентовую, либо пластиковую крышу.
Одно из неоспоримых преимуществ ТАМ-110 над советским грузовиком - наличие дизельного двигателя. Затянул наш автопром с переходом на дизель.
Еще один козырь ТАМ-110 это наличие двух вариантов колесной формулы, 4x4 и 6x6. Опять же у ГАЗ-66 имелась трехосная версия, но в серию она не пошла.