Артиллерийский тягач Fiat-Pavesi LT-31 один из экзотических образцов техники тридцатых годов, причем выпускавшийся в очень приличных объёмах.
Инженер Уго Павеси был гениальным конструктором внедорожной техники. Многие его идеи выглядели экзотично, вспомнить хотя бы автострадный танк, а некоторые явно обогнали время. В начале двадцатых годов прошлого века Павеси создал трактор с с шарнирно-сочлененной рамой. Такой трактор обладал уникальной проходимостью, т.к. его колеса не вывешивались, а всегда находились на грунте. Трактор был полноприводный. Но еще более экзотичный внешний вид придавали этому образцу специальные колеса состоявшие из большого количества спиц, что должно было снижить неподрессореную массу а это, в свою очередь, должно было улучшить управляемость в тяжелых условиях. Кроме того колеса оснащались специальными откидными шпорами, для улучшения сцепления с грунтом в особых условиях.
Но итальянское крестьянство не оценило трактор Павеси, продажи были не большие. Зато чудо-трактор приглянулся итальянским военным. В 1926 году прошел конкурс на разработку легкого тягача для армии, его выиграла фирма Павеси. За основу армейского тягача был взят Pavesi P4/100 mod.26. Так фирма Павеси была мелкая и не могла справится с нужным для армии объемом выпуска тягачей, то производство было передано на филиал фирмы Fiat - Spa, занимавшийся выпуском армейской техники и тракторов. Уго Павеси получил отступной в 200 тысяч лир.
Артиллерийский тягач Pavesi P4/100 имел размеры: длина - 4 метра, ширина - 1,8 метра, высота - 2,2 метра. Тягач оснащался четырехцилиндровым, рядным двигателем Fiat мощностью в 30 л.с. Он мог буксировать орудия весом до 4 тонн. Максимальная скорость 55 км/ч., но в реальности она не превышала тридцати км/ч. На каждую батарею приходилось по пять таких тягачей.
В след за постановкой на вооружение итальянской армии арт.тягачей Павеси обнаружился спрос на эту технику и за рубежом. Лицензию на выпуск тягачей купила британская фирма Armstrong - Siddeley, выпущенные этой фирмой тягачи использовались британской армией. Лицензию на производство купила Венгрия. Финны закупили двадцать штук для своей армии. После того, как на смену Pavesi P4/100 пришла более удовлетворяющая нужды военных модификация Fiat-Pavesi LT-31, тягачи старого образца были проданы Болгарии и переданы Испании, частям генерала Франко.
Во время эксплуатации в армии Pavesi P4/100 проявились некоторые недостатки, что вылилось в модернизацию тягача в 1931 году. С капота был убран бензобак, такое его размещение явно не походило для армейской техники. В соответствии с требованиями военных изменился кузов, появились электрические фары. Тягач получил обозначение Fiat-Pavesi LT-31. В таком виде он выпускался до 1937 года, когда ему на смену пришел более скоростной тягач. Однако с вооружения Fiat-Pavesi LT-31 не сняли, и он продолжал стоять на вооружении итальянских войск до конца Второй Мировой.
Звездный час тягачей Павеси пришелся на войну в Эфиопии и гражданскую войну в Испании. В ходе военных действий стало ясно, что тягач Fiat-Pavesi LT-31 хороший, но медленный. Требовался более скоростной тягач и с 1937 года в итальянскую армию стал поступать Fiat SPA LT-37.
Всего было выпущено чуть больше тысячи Pavesi P4/100 и Fiat-Pavesi LT-31.
Pavesi P4/100
Fiat-Pavesi LT-31.
Ручка управления газом находилась на руле.
Газогенераторная модификация тягоча использовалась итальянскими войсками в Эфиопии.
Болгарские Pavesi P4/100. Болгары хоть и покупали итальянские тягачи, но пушки предпочитали немецкие.