Как вы собираетесь в путь и готовитесь ли к поездке? Читаете ли литературу о том или ином месте, которое собираетесь посетить? На что более всего обращаете внимание в городах: на людей, на чистоту и ухоженность города, на исторические памятники, на питейные заведения или на все сразу ? ))
Готовясь к каждой поездке, прочитав большое количество литературы, у меня всегда есть план, куда и что мы пойдем посмотреть и в каком порядке. Часто случается так, что плана этого на месте не хочется придерживаться и мы идем, куда глядят глаза и что наиболее привлекает взгляд, а ноги все-равно приводят именно туда, куда было намечено. Как это происходит необъяснимо.
Кострома. Часть первая.
Сначала все шло по строгому плану и первым пунктом назначения был удивительной красоты Храм Воскресения Христова на Дебре. Почему на Дебре и на какой слог поставили бы ударение вы? На дЕбре или на дебрЕ? ”На Дебре” указывает на то, что в древности здесь рос дремучий лес. А в Костроме существовало две Дебри - Верхняя, на горе на крутом берегу Волги и Нижняя - под горой. На Нижней Дебре и был построен Воскресенский храм.
Заинтересовала меня именно эта церковь в Костроме не только из-за славной её истории и хранящихся здесь святынь, но и по причине того, что в храме удивительной красоты и как оказалось уже на месте, необычные по своему исполнению росписи. Ехала я к Гурию Никитину, чьей кисти приписывают роспись Трёхсвятского придела, а открыли для себя совершенно не типичные и невероятной красоты масляные росписи, которые по колористике и манере письма мне очень напомнили позднее итальянское возрождение. Единственный минус масляной живописи в том, что когда в храм попадает солнечный свет, она начинает очень сильно бликовать.
Храм был построен в 1645 году, а спустя семь лет расписан дружиной костромских живописцев. Откуда тогда в нем масляная живопись спросите вы?! В интерьерах церкви сохранилась древняя стенопись XVII века, которая является большой художественной ценностью. Стены и своды галереи, окружающей четверик церкви, были расписаны масляной живописью в 1870-х годах и скрывали первоначальную фресковую роспись 1652 года. Первоначально лишь внешние стены четверика, выходившие на галереи были украшены фресками. Часть этих древних росписей галереи была раскрыта из-под поздних записей в 1958-1961 годах художниками реставраторами.
Рассказывать о храме можно долго и много, столь интересна его история и столь невероятно богато его внутреннее убранство. И разглядывать детали, и внимательно изучать стенопись можно часами. Храм действующий и нам очень повезло попасть внутрь, вне времени службы и в абсолютном одиночестве внимательно рассмотреть его. Увы, понимаешь, что часа на посещение этого удивительного исторического места ничтожно мало и хочется непременно вернуться сюда еще не один раз.
Для всех интересующихся, мне хочется обратить внимание на восхитительное издание, посвященное исключительно этому храму, в котором в мельчайших подробностях, с великим множеством прекрасных фотографий, среди который и исторические снимки Прокудина-Горского, рассказана история храма и всех его святынь. Приятно удивил тот факт, что это издание-путеводитель можно купить и в церковной лавке в самом храме. Обычно в храмах не бывает подобной литературы.