QRGL

Mar 26, 2013 13:37


Как, возможно, многие уже знают, в октябре я ушел из "СКБ Контура". Решение было очень не простым. Я проработал в компании более пяти лет и "Контур" никогда не был для меня "просто" работодателем. Как, впрочем, и для многих других. Но, это отдельная история и не её сейчас хочется рассказать.

В качестве нового места приложения усилий я выбрал стартап "QRGL". У него довольно интересная история старта и я присоединился как раз в момент начала процесса сбора команды. Собственно, я - первый наёмный сотрудник. У компании есть два сооснователя: Павел Медведев и Глеб Альшанский. А если хотите послушать историю её создания, изложенную с одной стороны, назовите кому-нибудь из Екатеринбургской инвесторской тусовки (Прожектор или Red Button) имя "Павел Медведев" и услышите довольно забавный и поучительный рассказ про авантюризм, носорогов и девиантное поведение. Впрочем, история эта далека от завершения, так что "stay tuned".

Идея, которую реализует компания базируется на представлении о том, как будет устроено наше ближайшее будущее.

Что, собственно, происходит

1. Интернет становится преимущественно мобильным

Сотовая связь есть практически везде, даже в Африке. А значит есть, пусть плохонький, но интернет. Продажи смартфонов еще в позапрошлом году превысили продажи всех остальных компьютеров (настольные, ноутбуки и планшеты) вместе взятых. А значит у очень многих людей скоро будет маленький компьютер (смартфон), подключенный к интернету. С собой. Прямо здесь и сейчас. Где бы ты не находился. Это всё ведет к тому, что постепенно меняется процесс взаимодействия человека и Сети. Если раньше "посмотреть в интернете" означало "прийти на работу/домой, сесть за компьютер, выйти в Сеть", то сейчас это означает "залезть в карман и посёрфить". Казалось бы мелочь, но эта мелочь, в конечном счете, радикально преобразит Сеть, вот увидите. Это касается не только развитых стран. Азия вполне себе в струе, просто они пропустили этап "настольного компьютера" и сразу же переходят к смартфонам. У колоссального количества людей там никогда не было и не будет компьютера, только смартфон. И они тоже покупают товары, ищут информацию, смотрят ролики, ходят по сайтам. Уже сейчас идет замечательный процесс, который условно можно назвать:

2. Сокращение разрыва между "миром вещей" и "миром информации" aka "интернетом"

Если внимательно посмотреть на самые свежие и не очень стартапы или новые проекты крупных компаний, то можно заметить, что существенная часть из них посвящена тому, чтобы сократить дистанцию между реальным миром и информацией, процессами, вертящимися в интернете или в информационных системах компаний. В самом деле, это и системы дополненной реальности (например, Google Glasses) и всевозможные решения для онлайнового ретейла через смартфоны и платежи в вашем смартфоне, и бонусные/скидочные программы, и получение информации об объектах реального мира через фотографирование камерой смартфона, геолокационные соцсети, голосовые запросы к поисковикам, сервисы отзывов и много-много других вещей. Всё это про то, чтобы дать пользователю товар, услугу или информацию прямо сейчас. Там, где это ему актуально и интересно, там где он в данный момент находится.

Причём здесь QRGL? Ну, тут всё просто. Мы тоже в этой струе.

Идея

Изначальная идея заключалась в борьбе с подделками за счет размещения на упаковке каждого экземпляра товара QR-кода c уникальной ссылкой, сканируя который пользователь получает следующую информацию:

1. Является ли данный товар подлинным или поддельным.

2. Описание товара, его свойства. В том числе привязанные к данному конкретному экземпляру. Например, срок годности лекарства. Там же картинки, промо-материалы и прочее.

Производитель же получает следующие возможности:

1. Узнать где продаются подделки. Чтобы адресно работать с этими подозрительными местами. Подавляющее число смартфонов имеют GPS и мы знаем где проведено сканирование кода.

2. Отслеживать в реальном времени интерес пользователей к товару. Это позволяет, например, отслеживать эффективность маркетинговых компаний.

Проблема подделок сильно актуальна для ряда отраслей. Например, очень актуальна для фармы и luxury-товаров (часы, одежда и др.). Но у этой схемы есть одно слабое место. Если злоумышленник начнет копировать наши QR-коды, то отличить подделку от подлинника мы сможем только статистическими методами, для которых нужно накопить информацию о проверках. А значит находить подделки конкретно этого товара мы сможем не сразу. Это слабое место совсем не перечеркивает идею, просто некоторое время мы будем говорить, что товар подлинный для некоторых подделок.

А дальше?

Дальше началось самое интересное. Разрабатывая эту идею, мы получили обратную связь от потенциальных клиентов, которая заметно расширила область применения технологии, а именно:

1. Для локальных производителей важно доносить до пользователя актуальную и правильно подготовленную информацию о товаре на его языке. Туристы, любящие пошопится, радуются.

2. Крупным брэндам хочется показать пользователю предложение по этому товару в своём интернет магазине, которое, как правило, дешевле. Привет офлайн-ретейлу, у которого при наступлении светлого будущего появляются проблемы.

3. Производители и ретейл хотят планировать поставки и запасы. Вообще, цепочка "заказ - производство - оптовый поставщик - магазин" очень медленная и дорогая. На логистику и хранение тратится очень много денег. Возможность оперативней отслеживать спрос поможет сократить затраты.

4. Нужно делать два QR-кода. Первый расположен на упаковке и работает так как задумано изначально. А второй QR-код расположен внутри упаковки и дополнительно защищен стираемым слоем. Этот код пользователь сканирует после покупки товара. Код "одноразовый". Если его сканируют не первый раз, значит товар уже где-то кем-то куплен и мы скажем об этом покупателю. Такая схема почти избавляет от слабости изначальную идею.

5. Второй QR-код, сканируемый при покупке, открывает новые горизонты применения технологии. Например, бонусные программы за покупку. Частичный возврат денег при покупке, скидки на следующие приобретения, активация фирменной гарантии и прочее.

6. Аутентификация пользователя позволяет собирать его портрет. Соцдем из социальных сетей, сканирование конкретных товаров в конретных местах явно показывает где этот пользователь покупает и какие товары его интересуют. А это почти бесценная маркетниговая информация. Да, дорогие друзья, капиталисты готовы продать душу дьяволу за то, чтобы знать кто вы и что вы сейчас хотите купить.

7. Детальный портрет пользователя и push-уведомления в смартфоне позволяют вывести на новый уровень рекламу и специальные предложения. Это круче чем контекстная реклама в поисковиках и реклама, базирующаяся на профиле в соц. сети. У нас больше информации о пользователе. При этом специальные предложения могут быть адресованны лично вам. "О, ты ищешь ролики в г. Екатеринбурге? Вот смотри, тут в 500 метрах от тебя мы и мы дадим тебе скидку 10% на модель, которую ты только что посмотрел".

Что мы сделали в QRGL за пять месяцев с ноября 2012

1. Мы почти сформировали команду разработки: два мобильных разработчика (iOS и Android), дизайнер, веб-разработчик и серверный разработчик (он же тимлид, он же я). Скоро будет еще один серверный разработчик, который сможет помочь мне с развитием серверной части и можно считать, что команда на первом этапе сформирована. Ну, и конечно, основатели: Павел Медведев и Глеб Альшанский. Павел пришел к нам в ИТ из строительного бизнеса, а Глеб создатель и руководитель известной в Екатеринбурге веб-студии "Топ-Тен".

2. Разработана более-менее функциональная система, которую уже можно внедрять. Есть два мобильных приложения, для Android и iPhone. Они умеют сканировать оба вида кодов, показывать информацию о товарах, аутентифицировать пользователей и активировать бонусную программу за покупку. Сейчас пока товаров с кодами на рынке нет и на данный момент их можно использовать только как сканеры QR-, Matrix- и штрих-кодов и как фонарик. Та часть приложения, через которую производители указывают информацию о товарах, генерируют QR-коды и получают всю информацию о проверках тоже готова и живет здесь. Простите, вход пока только по приглашениям с предварительным обсуждением того, что вы от нас хотите получить.

3. В разной стадии готовности проходят уже три внедрения у вендоров. Явки и пароли пока не сдам, есть некоторые ограничения по публичности, но как только решения будут на рынке - обязательно расскажу. Сейчас скажу лишь, что это фармацевтика, автомобильные компоненты и крупный федеральный брэнд по электронике. На последний случай мы возлагаем особые надежды, связанные с масштабом и тем, что на нем мы обкатываем первую бонусную программу. После покупки покупатель отсканирует второй код и укажет свой номер телефона. На его сотовый придет денежка. Плюс, если ему повезет в лотерее, то придет потом еще большая денежка. Вендор реализует порядка ~ 1 млн. устройств в год в России. И это очень круто. На каждом устройстве будет размещен наш QR-код и предустановлено наше мобильное приложение. Все вопросы оплаты бонусов на сотовые решает QRGL. Вендор получит наше приложение брэндированным. Т.е. это будет именно приложение бренда с их цветами и логотипами. Сейчас дорабатываем последние технические моменты, срок реализации проекта - это лето. Размещение кодов упирается в процессы производства, а у них есть свои логика и характерные времена, так что нужно подождать пару-тройку месяцев.

4. Идут переговоры с русским Ораклом, им интересно интегрировать свои корпоративные решения с нами, чтобы предоставить своим крупным клиентам новые решения с нашими возможностями. На этой неделе готовим документы на партнёрство и выступаем на их конференции для интеграторов.

5. Поданы и зарегистрированы заявки на патенты.

На данный момент выкристаллизовались три направления развития QRGL:

1. Защита от подделок.

2. Бонусные программы, обеспечение лояльности покупателей.

3. Сбор и обработка информации о покупательском поведении, общение покупателя и брэнда.

Что мы планируем сделать в ближайшие месяцы

1. Мы разработаем систему отправки push-уведомлений на базе их профилей и выйдем на возможность точечных маркетинговых компаний.

2. Планируем интегрироваться с решениями Оракла, чтобы максимально снизить стоимость внедрения для крупных брэндов, которые живут на оракловской корпаративной автоматизации. Запартнёримся с каким-нибудь их интегратором, разработаем решение и будем его продвигать. Это нужно для анализа поведения покупателей, маркетинга и планирования производства.

3. Планируем нащупать возможности интеграции с SalesForce, чтобы упростить внедрение для компаний, сидящих на самой популярной облачной CRM.

4. Больше-больше внедрений. За первые три внедрения гусары денег не взяли, но сейчас появился символический ценник и мы учимся продавать. Пока очень нежно и осторожно. Нам важно получать внедрения и обратную связь. Так что, если у вас есть кто-то кто готов быть одним из первых в нашем светлом будущем - дайте знать.

Ну, и пожалуй, самое главное. Российский рынок для нас интересен как площадка для разминки. Логика бизнеса, размеров рынков и развитости технологий тянет нас в Европу и США. Павел очень активно общается с потенциальными европейскими клиентами и им очень интересно, но им сложно верить в странных парней из далекой снежной России, да еще и не из Москвы. Мы уже морально созрели открыть продажное отделение в Европе, прежде всего в Германии. То что у нас есть сейчас уже можно продавать. Пока такое подразделение будет состоять из одного человека и если у вас есть человек в Германии, которому было бы интересно создать и возглавить это подразделение, опять же - дайте знать. Ну, и мы пока не понимаем, как нам выйти на рынок "наиболее вероятного противника", кто бы подсказал...

Такие дела. Спасибо, что прочитали много букв про моё текущее житие-бытие. Всё бурлит, так что я не очень активен в соц. сетях и блогах - простите, буду стараться писать чаще.

Пожелайте нам успеха :-)

qrgl

Previous post Next post
Up