Йорис Хофнагель "Осада Папы" (1618) как источник по правовой практике ранней современности

Jun 23, 2023 20:35

Сегодня прочитал, что некий высший руководитель публично выразил сожаление, что другого недружественного высшего руководителя нельзя "четвертовать как в XVIII веке". Замечу, что век тут указан правильно и не зря - руководитель, как бывший историк права, свою профессию знает. В свое время я, разобравшись, выяснил интересную вещь: нарочитая правовая суровость не следствие древнего ожесточения, а наоборот, заимствование в отечественный обиход, как принято говорить, лучших европейских практик. Как, кстати, и судебные пытки в виде дыбы и кнута (но это тема вообще отдельная, восходящая еще аж к римскому праву!).

Спроси кого угодно - кто на Руси на кол сажал? 99 процентов ответят, что Иван Грозный. А вот и нет. Синодик Ивана Грозного подробно перечисляет, кто как от него пострадал - и казни там в основном традиционные, кому голову усекли, кто повешен, изредка "уделаны пищальным боем" - XVI век, боеприпасы дороги. А при ком же тогда сажали? При Петре Первом и его наследниках. На Москве, вероятно, нечасто - скажем, майора Глебова, который был уличен в том, что имел связь с бывшей женой Петра Евдокией Лопухиной. А вот при штурме Батурина за несколько месяцев до Полтавской битвы, по сообщениям даже лояльных Петру авторов, Меншиков велел посадить на колья как минимум несколько человек (и еще сколько-то четвертовать и колесовать). Или, скажем, указания карательной экспедиции против восстания Булавина - "Самому же ходить по тем городкам и деревням (из которых главной Пристанной городок на Хапре), которые пристают к воровству, и оныя жечь без остатку, а людей рубить, а завотчиков на колесы и кольи, дабы сим удобнее оторвать охоту к приставанью (о чем вели выписать из Князь Юрья Алексеевича) воровства у людей, ибо сия сарынь кроме жесточи не может унята быть."

И позаимствована эта практика была не у турок, а в Европе. Считалось, что кол - казнь за "измену" (понимаемую максимально широко, вплоть до "не нашего государя подданные"). Самым первым практиком был крестоносный государь Влад Цепеш в конце XV века, а дальше где только мы ее в XVI-XVII веках не видим: так казнили все стороны друг друга и в ходе восстания Дьердя Дожи (1514), и в ходе польской Руины и Потопа (большая часть XVII века), и движения датских сепаратистов-снапханов в южной Швеции (1675-1679)...

Описаний очевидцев не сохранилось (военные в ту пору вели дневники, только если были командующими из высшей аристократии). Зато имеется картинка, которую сделал известный гравер Йорис Хофнагель (Joris Hoefnagel). Не вставляю, а то забанят пожизненно, смотрите сами по ссылке.

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Karóbahúzás.jpg

Обстоятельства рисунка следующие: в ходе XVI-XVII веков в Европе сформировались несколько элитных наемных групп. Среди них "Валлоны" и "Хорваты". Названия не столько этнические, сколько по регионам, где они формировались (и то условно). Это были частные роты профессиональных воинов (валлоны - пешие пикинеры, хорваты - легкая кавалерия вроде гусар), с отличной подготовкой и самым современным вооружением. Служили они исключительно католическим государям Габсбургам. Но в 1600 году приключилось небывалое событие: "Валлоны", стоявшие гарнизоном в западно-венгерском городе Папе, почти на австрийской границе, не получили вовремя годового жалованья - и предложили свои услуги турецкому султану, вместе с городом и всеми навыками и технологиями. Эта новость поразила всю Европу и широко обсуждалась от Англии до Вены. Австрийцы вскоре с немалыми жертвами отбили Папу назад: обе стороны дрались как в последний раз, погиб даже командир австрийского корпуса Адольф фон Шварценберг, а из мятежных валлонов уцелел едва ли каждый пятый (и только 160 сбежали к султану, чтоб погибнуть через год уже при штурме австрийского замка). Может быть, "валлонов" бы и пощадили, все-таки ценные воины - но во-первых, трансфер технологий султану, во-вторых, перешли на сторону врага веры христианской, а в-третьих, валлонов и хорватов гражданское население ненавидело не меньше турок, поскольку те грабили и насиловали его не хуже неприятелей. В общем, всех пленных валлонов посадили в виду города Папы на кол.

см л-ру:

Это памятное для города событие Хофнагель и изобразил на гравюре 1618 года к книге "Города мира". А надо сказать, что католик Хофнагель был вынужден бежать в Вену из родных Нидерландов после разорения его города, и не только общался с очевидцами битвы за Папу, но и сам всякого насмотрелся. Поэтому гравюра очень ценна - и техника и организация процесса на ней практически живьем с натуры, что называется.

Так вот, что тут видит историк? Во-первых, это сугубо военно-полевой процесс, в котором участвуют подручные инструменты и материалы. Колья, судя по всему, срубленные молодые сосны из лесопосадок. Топоры не боевые, а хозяйственные секиры. Тут же лопаты, кирки, палицы - все необходимые шанцевые инструменты войска на марше.

Что, видимо, Хофнагель оставил "за кадром" - это деготь, который до массового производства подшипников был необходим по ведру для каждой телеги. Он и смазка, и естественный сильный антисептик - а значит, упрощает казнь, помогает колу не застрять и не попасть в жизненно важные органы, и мешает жертве быстро умереть от сепсиса или кровотечения. Правда, деготь содержит высокую концентрацию фенолов и токсичен, а значит, ускорит смерть казненных. Тогда белый цвет стесанных кольев означает, что валлонов насадят насухую, ограничившись естественной и довольно обильной смолой - "чтоб те больнее обстрадались".

Кровотечение, кстати, скорее всего минимально еще и за счет гемостазиса - кол закупоривает все раны, которые создает, особенно если жертва немного проскальзывает вниз на утолщенную часть и там застревает. Сучков на кольях не видно, они обтесаны заподлицо.

А во-вторых, это коллективный труд, причем, судя по всему, сопровождаемый большим энтузиазмом победителей (по одной из хроник, палачи - те валлоны, кто отказался принять участие в мятеже). Перед нами этакий войсковой тимбилдинг! Несчастного мятежника казнят аж девять молодцов: трое на канате у каждой из ног, двое держат кол, и один прижимает жертву сапогом за горло или грудь к земле, чтобы кол прошел вдоль позвоночника, а не воткнулся в легкие или сердце. Рядом еще какие-то двое убивают или глушат мятежника кувалдой - то ли из милости, чтоб не мучался, то ли чтоб не возиться с живым телом, которое сопротивляется, брыкается и корчится. На заднем плане, кстати, несколько вариантов готового результата, и судя по иконографическим позам "кающийся грешник" (рука к небу, ср. атлас Везалия), некоторые валлоны вполне живы. Если жертв этой казни не добьют, они будут живы несколько суток, и все это время жестоко мучаться - пробитый насквозь кишечник и диафрагма одно из самых болезненных ранений. И это явно входит в намерения австрийцев - чтоб валлоны помучались.

Вот такую молодецкую забаву в ходе ранней модернизации Россия позаимствовала из Европы. Не очень надолго, правда - всего на поколение, дальше Просвещение стало постепенно откатывать правовую практику в сторону гуманизации. Последний (известный) раз на Руси сажали на кол на Дону в 1740 году, примерно тогда же эту практику перестали применять и в Европе. Другие казни из этой группы (четвертование и колесование) дожили до начала XIX века, хотя по факту стали глумлением над трупом казненного более гуманным методом. Телесные наказания еще того дольше прожили...

В общем, традиционные ценности часто сложно отличить от европейских. И срок от первых до вторых минимален.

realpolitik, циник

Previous post Next post
Up