Страна восходящей бережливости

Sep 29, 2011 17:51

Перепост с "Новой газеты"   http://new.novayagazeta.ru/society/48724.html

В середине сентября по Японии ударил мощный тайфун - уже 15-й в этом году на Тихом океане. Он ломал деревья, рвал линии электропередачи, залил водой мелкие населенные пункты в провинции. Закрученный по часовой стрелке смерч диаметром около 200 км прошелся и по гигантскому бетонному Токио, где толпы служащих в самый час пик оказались не в состоянии добраться с работы домой из-за остановленных на всякий случай наземных электричек.

Тайфун ушел на север и растворился в океане, принеся долгожданное избавление от затянувшейся тропической жары - температура разом упала почти на десять градусов. Похолодание, похоже, поставило долгожданную точку на нынешнем тревожном лете, когда Японии многие предсказывали если не полную экономическую катастрофу, то по крайней мере энергетический коллапс.
Токио
Однако страна выстояла, и символом победы стало решение ее правительства досрочно отменить в сентябре небывало жесткие ограничения на использование электроэнергии, которые во многом изменили благополучную и беспечную жизнь наших соседей по Дальнему Востоку.

Приказ кабинета министров


Слово «Фукусима» сейчас знает весь мир, однако для обитателей Японии оно означает не только страшную аварию на АЭС, но и тяжелейшие хозяйственные проблемы. Из-за последствий землетрясения и цунами закрыты три атомные станции на северо-востоке страны. Власти не могут после плановых техосмотров запустить и большинство других АЭС, они готовы к эксплуатации, но против - органы местного самоуправления и население. В результате работают только 12 из 54 имеющихся в Японии коммерческих ядерных реакторов. А они еще недавно давали треть потребляемой в стране электроэнергии.

Весной, сразу после небывалого по силе землетрясения и катастрофических цунами, стало ясно: страна может впасть в энергетический ступор нынешним летом, когда из-за обычной здесь тропической жары ей придется включить миллионы кондиционеров.

Поначалу правительство пыталось проводить веерные принудительные отключения, но от них быстро отказались, поскольку это дестабилизировало промышленность. И тогда кабинет министров пошел на новый шаг: специальным указом он приказал с 1 июля всем крупным потребителям любыми средствами обеспечить экономию электроэнергии на 15% на значительной части страны, включая зону Токио. На мелкие фирмы и простых граждан такие ограничения не распространялись. Правительство просто попросило их добровольно в меру возможностей тоже урезать потребление энергии на те же 15%.

Бизнесмены и простые люди услышали свое правительство, задачу поняли, выполнили и перевыполнили. В период с 1 июля по 9 сентября, когда указ был аннулирован, в зоне действия ограничений удалось снизить использование электроэнергии на 21%, не нанося особого ущерба темпам восстановления и промышленному производству.

Зачем работать в воскресенье?

В ответ на требование властей япон¬ский бизнес быстро придумал массу вроде бы простых, но эффективных решений. Автомобилестроительные заводы стали собирать машины по субботам и воскресеньям, когда энергии в стране потребляется значительно меньше, а отдыхать в другие дни недели.

Хитрую штуку придумал третий по величине в Японии банк «Сумитомо-Мицуи» - он купил для своих офисов 3 тысячи настольных ламп с использованием экономичных и долговечных светодиодов. И отключил все обычное освещение, включая люстры. Итог - экономия 20% электроэнергии в июле-августе по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Еще дальше пошли супермаркеты. Путем не очень заметных манипуляций с освещением, степенью охлаждения выложенных на продажу товаров и т.д. крупная сетевая компания «Ион» в 320 своих магазинах в июле-августе сократила потребление энергии на 32%.

Бизнес старался как мог. В высотных домах и универмагах была остановлена почти половина эскалаторов и лифтов. Токио до землетрясения и цунами 11 марта был, как говорится, морем огней - туристов даже из Западной Европы и Штатов поражал размах японской рекламы. Катастрофа изменила образ мышления: японцы стали считать это расточительством. В результате город не погрузился в темноту, но роскошной беспечной рекламы стало на порядок меньше.

Активно подошли к экономии и власти Токио, которые размещаются в гигантском двойном небоскребе. В здании в период пиковой нагрузки удалось сократить по¬требление электроэнергии на 25% - во многом за счет экономии на избыточном освещении. Была введена и собственная система летнего времени - служащие стали приходить на работу на час раньше. «Не знаю, сильно помогло ли это экономии, но мне лично новый график дал новые приятные возможности», - рассказывал знакомый чиновник муниципалитета, который в результате стал чаще ходить в кино и на выставки. Впрочем, стиль жизни поменялся не только у него.

Чиновники снимают пиджаки

«Раньше телевизор бормотал у меня весь день, - рассказывает 62-летняя жительница токийского района Сибуя, - теперь я включаю его только для того, чтобы посмотреть конкретную передачу. Вместо кондиционера мы по возможности используем вентиляторы. На кухне я не включаю люстру и пользуюсь только освещением над моим столом и плитой. Мы делали все это в основном из солидарности и были потрясены, когда в июле наш счет за электричество оказался на 30% меньше, чем год назад.

Смена привычек привела в Японии к неожиданному товарному буму: например, почти вдвое подскочил объем продаж вентиляторов. На 60% в июне-августе увеличилось число проданных рубашек с короткими рукавами - и на этом нужно остановиться отдельно.

Японский служащий всегда был предельно консервативен в одежде, ее стиль сложился еще в 60-е годы. Костюм мышиного или синего цвета, белоснежная рубашка, тусклый галстук, черные ботинки. В таких доспехах служащие Японии десятилетиями ходили круглый год, однако этот, казалось бы, незыблемый стиль разрушило принятое ради экономии решение даже в самые жаркие дни не ставить кондиционеры в конторах на отметку ниже 28 градусов. Чтобы чиновный люд не умер от перегрева, с 1 июня в государственных офисах страны были введены правила максимальной вольности в одежде. Персоналу разрешили приходить на работу в гавайских рубашках навыпуск и в футболках, в кроссовках и сандалиях. Даже депутаты парламента теперь запросто ведут дебаты без галстуков.

Экономия постепенно становится в стране подобием национальной идеи: она не только меняет образ жизни, но и быстро рождает новые технологии. В Японии, например, обсуждается вопрос о том, чтобы в законодательном порядке насаждать систему так называемых «умных домов», где компьютер будет следить за всеми электроприборами, выбирать оптимальный режим их работы. Он же будет контролировать и использовать собственные автономные источники энергии - солнечные и водородные батареи, избыточные запасы в аккумуляторах электромобилей. Уже по¬строенные «умные дома» сейчас соединяют в «умные районы».

Япония, кстати, и без того находится сейчас на первом месте в мире по эффективности потребления энергии, вдвое опережая по этому показателю США и ЕС и в восемь раз - Китай. Россия, по официальным данным правительства Японии, отстает от своего дальневосточного соседа по эффективности использования энергии почти в 17 раз. Нам есть чему поучиться.

Василий Головнин,
зав бюро ИТАР-ТАСС в Японии -
специально для «Новой»,br />

Япония, общество

Next post
Up