Общественный транспорт в Брюсселе и еще кое о чем

Dec 18, 2010 18:42


        Я с самого раннего детства хотел стать водителем автобуса и желание это у меня пропало не так и давно (иногда кстати, так и подмывает все бросить и пойти в автопарк, честно). Я провожал взглядом все Икарусы, возил дома игрушечные автобусики и вообще самым авторитетным (после родителей, наверное) для меня человеком был водитель желтого Икаруса-280 с надписью "бригадир маршрута №5".
        Я это говорю к тому, что до сих пор в каждом городе/стране, в которых я бываю (их пока не так и много было, конечно), я очень интересуюсь их системой - какие автобусы, трамваи, модели и модификации, как все это организовано и т.д. Все это конечно, на совершенно дилетантском уровне.
        Здесь, в Брюсселе, мне пришлось пользоваться общественным транспортом, что в России последние несколько лет я делал весьма нечасто. При этом меня совершенно поразили некоторые вещи, главной из которых является то, что эта их система настолько отлажена и максимально развернута нужной частью к пассажиру, что просто диву даешься.
       Небольшая ремарка - я тут пишу как человек, который не особо избалован/осведомлен о многих благах современной постиндустриальной евроамериканской цивилизации, так что прощу прощения, если кто-то все это и так уже знал.
       Начнем с того, что в каждом автобусе висит монитор, который показывает: время, следующую остановку, маршрут на несколько остановок вперед. Мне никого не пришлось спрашивать, путаясь в объяснениях и извиняться за использование английского. На каждой остановке этот монитор показывает возможные пересадки на доступные линии метро, другие маршруты автобусов и трамваев.
       Автобусы ходят по расписанию и за 2 недели ни разу не было случая, чтобы автобус опоздал больше чем на 3 минуты (причем я ездил и в выходные, и в 9, и в 6 часов - никаких проблем). Часто для автобусов выделены отдельные линии, по которым, как ни странно, никто больше не ездит. Надо заметить, однако, что почти на каждом светофоре стоит камера, которая отлавливает нарушения такого типа (видимо) и "красный свет". Побочное явление этого - никто не торопится на "почти зеленый", а также иногда на зеленый тоже не особо торопятся. Интересно еще, что там где есть трамваи (как, например, на картинке ниже, copyright Wikipedia), автобусы вполне официально тоже едут по трамвайным путям.




В Брюсселе нет ощущения толп народа, как например (для меня), в Москве, однако движение достаточно интенсивное. Тем не менее висящее на каждой остановке расписание выдерживается, и давки в транспорте тоже почему-то нет, даже утром (хотя автобусы заполнены). При этом никаких пробок из маршруток, трамваев, автобусов таких и сяких нет тоже - все, чем распологает пассажир - это автобус, трамвай, метро, такси и пригородные поезда. В метро, кстати, такая же сквозная информация по маршрутам пересадок на все виды транспорта, как и в автобусах. Интересно также проработана сеть автобусов - редко где разные маршруты идут по одним и тем же улицам долго, просто есть некие "пересадочные" остановки, благо почти все пользуются проездными. Кстати, почти во все части города есть "ночные" , отдельные маршруты (оказывается, только по выходным - прим. ред).
      Станции метро такого впечатления, как в Москве, конечно, не производят - поезда ходят раз в 10 минут, гораздо медленнее (и тише, однако), станции стандартные и изумления не вызывающие.
      Автобус не будет останавливаться, если не увидит стоящего на остановке пассажира или если пассажир, желающий выйти, не нажмет кнопку на поручне (я так первый раз долго стоял у двери и проехал пару остановок).
      В пригородном поезде есть вагоны первого и второго классов (не особо отличаются, впрочем) - билеты тоже, соответственно, 1-го и 2-го классов, о чем мне на прекрасном английском языке сообщил контролер, когда я расположился в мягком "самолетном" кресле и взял лежащую на столике газету в салоне первого класса.
       Для часто бывающих там и сям людей мои рассуждения несколько наивны, однако все эти детали не так уж и важны. Больше всего (как человека с "инженерным" образованием) меня интересует, как же всю эту систему заставили работать, ведь это очень сложная задача как технически, так и организационно (например, остановки на мониторе меняет не водитель, а есть специальная штука, установленная на столбе у остановки, которая и сообщает что определенная остановка "вот прям тут").
      Интересный случай со мной произошел в пятницу (это как пример, что не все работает как надо здесь). Я опаздывал с одной встречи (открывал счет в Банке) на другую (просмотр квартиры). Гуглмапс был уверен, что я не успею по нарисованному им маршруту , использующим общественный транспорт. Я ему поверил и решил использовать такси. Спросив у первого попавшегося местного первый попавшийся номер службы, я стал им звонить (дело было примерно в 6 вечера). Долго никто не отзывался, потом кто-то отозвался но в ответ на МОЙ английский после дежурного "бонжур" испуганно бросил трубку. Но у меня выхода уже не было и я продолжил. В итоге взял трубку парень, вполне себе милостиво согласившийся перейти на английский - дело было, кстати, с одной из крупнейшей сетью такси, как я выяснил потом.
Диалог был похож на таковой в "Трансформерах", когда герои под огнем пулеметов звонили в техподдержку:
- Я около станции Родебек, мне СРОЧНО нужно добраться туда-то.
- Здравствуйте!. Я вижу, вы звоните нам первый раз, можете, пожалуйста, представиться.
- Такой-то и такой-то. Можно такси побыстрее, пожалуйста!
- Да, я записал имя. Можете сообщить свой домашний адрес, пожалуйста, мне надо заполнить профиль
- Арррргх. На ладно - Дигем, улица (диктую по буквам) О-у-д-е Х-а-х-с...
- Извините, можете повторить, пожалуйста, с самого начала, Вас не очень хорошо слышно.
- Слушайте, мне просто срочно нужно такси!
и т.д.
Такси, кстати, так и не приехало - то ли обиделись, что ли еще что. Сослались на занятость всех машин.

UPD Не успел расхвалить и порадоваться за бельгийских транспортников, как выпал снег, на дорогах возникла слякоть - ну совершенно обычная погодка для России (кое-где подморозило, кое-где сугробики, ну все ок, короче). В метро - "уважаемые пассажиры, в связи с ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМИ погодными условиями НАРУШЕНО движение автобусов. Просим пользоваться метро и трамваями".

Ну ладно, хватит об этом. Вчера тут выпал снег и выглядит город примерно так:




Ну а в центре вот так (вдалеке каких-то титанических размеров арка (построена ко дню 50-летия независимости Бельгии - прим. ред.)):




Еще интересная штука - переезд по-бельгийски (навряд ли, конечно, только по-бельгийски, просто первый раз такое увидел) - видимо, проще пианино не тащить с 12-го этажа, а скинуть с платформы:





Брюссель

Previous post Next post
Up