Троекратное «НЕТ» или как я стал директором . Вместо предисловия.
Дом культуры машзавода. 1957 год.
Здание ДК машзавода 1963 год. Савинцев Сергей Иванович и Устиния Петровна Мокрушина.
Дом культуры машиностроительного завода
В конце 1989 года коллектив Дома культуры машиностроительного завода избрал меня директором. В конце 80-х выборы руководителей было обычным и даже модным делом. Все понимали, что это глупая блажь, которая втемяшилась в голову партийным руководителям, но идти против курса КПСС на «демократию, гласность и перестройку» никто не рисковал. К 1995 году в ДК произошли существенные изменения. В первую очередь, это касалось поиска новых путей выживания в условиях дикого капитализма с элементами полубандитского накопления начального капитала. Сплошь и рядом закрывались и продавались ведомственные дворцы культуры и клубы.
Надо было найти формы культурно-досуговой деятельности, приносящей ощутимый доход, способный «прокормить» творческий коллектив. Слава Богу, Кунгурский машзавод по-прежнему содержал здание, оплачивая электроэнергию, тепло, воду и даже платил заработную плату четырем техническим работникам (сантехнику, водителю, столяру, электрику). На оставшиеся 32 творческие ставки надо было искать средства на заработную плату, приобретение специального звукового, светового оборудования, декорации, костюмы коллективам художественной самодеятельности, краски, афиши, канцелярские принадлежности и т.д.
Низкий поклон нашему завхозу Марии Андреяновне Белянкиной, которая умудрялась таскать со складов завода, под предлогом содержания здания, ткани, краски, клей, бумагу, пиломатериал. Мой первый директорский год был самый сложный. Переломить психологию творческого коллектива, привыкшего к гарантированному финансированию и полное отсутствие желания «зарабатывать» в общую копилку, давалось непросто. Меня часто упрекали и корили за эти попытки переформатирования. «Мы теряем свое творческое лицо», - говорили мне. «Если каждый день думать только о зарабатывании, то на творчество не останется времени и сил» «Мы не бизнес-структура, наше дело нести людям культуру и просвещение». Трудно с этим не согласится, но отсутствие средств для существования, угроза закрытия учреждения вынуждала меня идти на это.
В конце 1990 года я даже подумывал уйти и бросить эту затею. Но мимолетную хандру отбросил и, «засучив рукава», впрягся в работу, не обращая внимания на многочисленные попытки дискредитировать мои идеи и курс. Сначала я сократил нескольких работников и штатных единиц, вменив их обязанности оставшимся сотрудникам. Затем стал осуществлять проекты, которые могли принести существенные дивиденды клубному учреждению. И не только откровенно коммерческие.
Сценка из спектакля "Король и брадобрей"
Сценка из спектакля "Король и брадобрей"
Сцена из спектакля "Трудные солдаты" 1995 год
Сцена из спектакля "Трудные солдаты" 1995 год
Возродился театральный коллектив (ТТО "Колокол"), который поставил три детских музыкальных сказки и полновесный взрослый спектакль. Практически все постановки были популярны среди детей и взрослых. А со сказкой «Трям, здравствуйте!» (режиссер Е.Ф. Коптелова) мы объехали половину тогда еще Пермской области и практически все спектакли шли при полных залах. В лексиконе театралов появилось слово «гастроли».
-Хорошие доходы стали приносить коммерческие фильмы, которые я привез из Екатеринбурга. Это были самые ходовые и популярные голливудские картины и новинки российского кинематографа. Затем эту инициативу перехватили коллеги, но это потом…
-В ДК прошли первые грандиозные шоу-программы «Мисс», «Мистер» и «Миссис Кунгура», вызвавшие неподдельный интерес у зрителя и потенциальных спонсоров.
-Созданный в 1994 году вокальный проект трио «НОСТАЛЬЖИ» стал завоевывать своего зрителя.
- Продолжили работу практически все творческие коллективы ДК : Народный ансамбль песни и танца «Уральские зори» (руководитель Заслуженный работник культуры России Устюжанинова Л. С.), хореографические коллективы (Емельянова Т.М., Ваганова О.М., Харинцев О.Е.), детские студии, клуб «Мастерица» (Смирнова А.М.)…
- Сцена ДК машзавода стала принимать известные коллективы и солистов российского уровня: Сергей Захаров, Рома Жуков, группа «Сладкий сон», «Дюна», Наталья Сенчукова, участники телепроекта «Городок» Юрий Стоянов и Илья Олейников, Михаил Грушевский….
Короче говоря, творческий коллектив, пережив тяжелые времена, начал возрождаться. Зритель потянулся в ДК и понятие «полный зал», «аншлаг» стало делом обычным и не только в новогодние дни.
Мы стали покупать новое оборудование, концертные баяны, костюмы и обувь для хора, ансамбля, танцевальных коллективов…. Все наладилось, коллектив сплотился. Не поддерживающие, сомневающиеся и критиканы ушли «искать лучшей доли» …
В конце октября 1995 года ко мне в кабинет зашли начальник отдела культуры Тимшин Сергей Николаевич и председатель комитета молодежи Фадеев Александр Иванович. Разговор был долгий и не совсем для меня приятный. Руководители предложили мне принять участие в конкурсе на замещение должности директора вновь созданного на базе кинотеатра «МЕЧТА», городского молодежного центра досуга (ГМЦД).
У меня было достаточно аргументов, чтобы отказать им. В первую очередь, созданный работоспособный коллектив, новые проекты, получившие прописку в ДК, и хорошая перспектива, планы, расписанные на несколько лет вперед. И не только творческие. При поддержке предприятия я планировал полностью перестроить зрительный зал, сменить деревянные потолки…превратить в Дворец здание ДК.
Все эти обстоятельства создавали условия самодостаточности и автономности для клубного учреждения. Поэтому «зазывалам» я однозначно ответил: «НЕТ». Ни у Сергея Николаевича, ни у Александра Ивановича не было веских аргументов, способных изменить мой отказ. Тогда они пошли на хитрость (это я понял позже) сказав, что надо только заявиться, а затем отказаться, сославшись на любую вескую причину. В этом случае конкурс будет признан несостоявшимся. Я улыбнулся и вновь отказался принимать участие в этой «авантюре».
Тогда один из них сказал мне «по секрету», что на конкурс заявились люди, не имеющие ни опыта, ни гуманитарного образования. Кадровой комиссии придется выбирать среди них, а это полный провал для имиджа Управы города и дискредитация самой идеи создания центра молодежи. Подводить коллег мне было неудобно. Несмотря на то, что ДК никому из них не подчинялся, мы добротно сотрудничали. Особенно с Сашей Фадеевым. Он помогал нам в проведении различных молодежных шоу-программ звуковым оборудованием, артистами городской молодежной студии.
Я уступил, но заявил, что напишу только заявление, что готов участвовать, но никаких программ и проектов представлять и защищать не буду. Мой ответ полностью удовлетворил визитеров. Я написал согласие на участие. Они его быстренько забрали, видимо, чтобы не передумал, и сами отнесли его в конкурсную комиссию.
Наступил день конкурса. В кабинете заместителя главы по социальным вопросам собралась комиссия, а кандидаты ждали своего часа. Первые прошли собеседование и защитили свои программы, меня вызвали последним. Я зашел. Председатель комиссии жестом пригласил меня сесть. Я огляделся. В состав комиссии вошли: заместитель главы Хохлявин Александр Евгеньевич, председатель социального комитета Думы Анина Люция Станиславовна, директор кинотеатра "МЕЧТА" Воробьев Аркадий Родионович и, конечно же, мои старые друзья - Сергей Николаевич Тимшин и Александр Иванович Фадеев. Председатель комиссии зачитал мою анкету, а Люция Станиславовна задала вопрос: «Что планируете делать?» Я улыбнулся и, посмотрев на вчерашних товарищей, ответил: «Работать!» Нависла тишина. Минуту спустя Александр Евгеньевич сказал мне «Спасибо. Подождите в коридоре.» Я вышел.
Через 10 минут нас пригласили и объявили результаты конкурса. Меня выбрали единогласно. «Всё как договаривались», - подумал я и ушел на работу в ДК.
Спустя неделю мне позвонил Воробьев А.Р. и спросил когда я выйду на новую работу? Я удивился и набрал Фадеева, оказалось, что он в отпуске, а с Тимшиным разговора не состоялось. Он перевел стрелки на комитет молодежи и порекомендовал обратиться к заместителю главы.
Хохлявин Александр Евгеньевич (1948-2018)
Разговор с Хохлявиным А.Е. был тяжелый и весьма неприятный. Он сказал, что, ни о какой «договоренности» он не знает и во время конкурса никакого отказа не было. Я оказался в сложном положении. Выручил сам Александр Евгеньевич : "В ДК машзавода у Вас, Амир Нариманович, все налажено и пусть коллектив продолжает работать, а Вам предстоит из типового кинотеатра сделать современный концертный зал. Неужели Вас не прельщает создание лучшего в городе учреждения? А ДК в скором будущем мы подчиним «Мечте». Это решенный вопрос...."
На мой вопрос по финансированию он ответил, что финансирование предусмотрено в бюджете в полном объеме. Убежденность заместителя главы, что после принятия здания ДК машзавода в муниципальную собственность произойдет объединение двух учреждений, стало последним аргументом, склонившим чашу весов в пользу «Мечты».
Так я стал директором ГМЦД «Мечта» на яркие и незабываемые годы.