Ириловка - река, протока, старица или гидротехническое сооружение?
Такие вопросы задают многие кунгуряки и гости нашего города. Попробую высказать свою точку зрения, основанную на многих материалах исследователей, опубликованных в различных изданиях.
Не претендую на истину в последней инстанции, но логика и документальная основа дает право рассуждать, делать такие выводы.
Многие экскурсоводы рассказывают, что Кунгур стоит на двух реках - Сылве и Ирени, а некоторые утверждают, что на трех - прибавляя к списку еще и Шакву. Споры о том, что река Бабка тоже протекает по окраине города, а впадает в Сылву совсем недалеко от городских очистных сооружений, не утихают до сих пор. Считать Бабку четвертой рекой Кунгура или нет, бесперспективное дело. Найдутся сторонники отрицания или утверждения данного факта. А вот про Ириловку туристам говорят редко, хотя этот водоём находится в черте города.
Что за водный объект Ириловка? Река, протока, старица или искусственный канал? Давайте разберемся.
Многие годы я воспринимал данный водоем, как "старицу" и никогда не задумывался о ее истории... Хотя легенды об вырытом нашими предками канале, слышал многократно. Сторонники гидротехнического сооружения в качестве доказательства показывают остатки металлических затворов у «впадения» водоема в Сылву, присущих прудам и каналам. Им апеллируют старые рыбаки, утверждающие, что в Ирилловке водится озерная рыба. Но самыми авторитетными я считаю людей, уверенных, что Ирилловка старое русло Шаквы.
План города Кунгура 1829 года. Стрелкой указана старица (старое русло реки Шаквы)
Почему река сменила свое русло, сказать трудно, но взглянув на старые карты можно сделать вывод, что это - старица. Все бы ничего, обычная история. Таких стариц несчетное количество по всему Пермскому краю... Но для Ирилловки история припасла вторую жизнь - здесь в 1858 году известные промышленники Урала Петр Васильевич ГАКС и Гектор Иванович ГУЛЛЕТ основали механический судостроительный завод.
Вначале англичанин Петр Васильевич ГАКС, принявший русское подданство, заключил договор об аренде на 99 лет пустопорожнего места в Засылвенской части Кунгура. Талантливый инженер и организатор производства в короткий срок перевёз из Екатеринбурга оборудование, возвёл в том месте, где "начиналась" старица, заводские корпуса. Для того , чтобы увеличить количество воды в Шакве, было принято решение прорыть канал от старицы к Сылве. Вскоре Ириловка из зацветающего озера превратилась в боковую протоку Сылвы. Вполне вероятно, что старица использовалась для производственных нужд механического судостроительного завода. Уже в начале 1859 года в губернской газете появилось объявление: «Заведение может принять заказ на постройку 4-х железных пароходов».
Так началась история уникального предприятия Кунгура.
Пароход "АЛЕКСЕЙ" выпущенный на заводе ГАКСА в Кунгуре.
Пароходы "Александр" и "Дмитрий Донской" выпущенные на заводе ГАКСА в Кунгуре.
Современники характеризовали ГАКСА П.В., как специалиста «… превосходно знающего техническую сторону дела и человека крайне гуманного, неусыпно трудолюбивого и честного». В 1859 году завод выпускает первые 2 железных парохода стоимостью 100 тысяч рублей каждый. На предприятии работает 3 мастера и почти 200 рабочих. Но не только пароходы выпускал завод ГАКСА и ГУЛЛЕТА. В ассортимент выпускаемой продукции входили паровые машины и котлы, водокачки и мукомольни, а так же кессоны (камеры, в которых под водой работали строители мостов). До второй половины 70-х годов XIX века завод строил преимущественно буксирные пароходы с машинами мощностью в 80-100 лошадиных сил. Это были суда по типу первых пароходов „Общества по Волге", т. е. с противолежащими цилиндрами „в растяжку". Кроме грузовых строились и пассажирские пароходы с качающимися цилиндрами, как у первых Самолетских пароходов.
Пароход "ФИЛИППЪ" выпущенный на заводе ГАКСА в Кунгуре.
Пароход "Механик Погодин" выпущенный на заводе ГАКСА в Кунгуре.
В 1876 г. начали выпуск машин Compound, продолжавшийся до конца существования завода. Компа́унд-маши́на - это паровая машина двойного расширения пара, имеющая два (или больше) рабочих цилиндра разного диаметра. Свежий пар из котла поступал в меньший цилиндр высокого давления. Отработав там (первое расширение), пар перепускался в больший цилиндр низкого давления. Такая схема работы позволяла более полно использовать энергию пара и повышать коэффициент полезного действия двигателя. Также была улучшена конструктивная сторона дела, с применением всех новейших усовершенствований в судостроении.
Пароход "Коммерсантъ" (ранее носил название "Кунгур" и позднее "Разлив") выпущенный на заводе ГАКСА в Кунгуре.
Пароходы "Василий" и "СЫН"выпущенные на заводе ГАКСА в Кунгуре.
Инженерную мысль на предприятии воплощал сам Петр Васильевич, а после его смерти в 1870 году, англичанин Вардроппер и бельгиец Пирсон, перешедший сюда в 1875 г. из знаменитого Сормовского завода. Сын ГАКСА, вступивший во владение после смерти отца, не смог удержать предприятие на должном уровне и в начале 80-х годов завод был продан купцу первой гильдии, Почетному гражданину города Кунгура Григорию Кирилловичу КУЗНЕЦОВУ (отцу известного чаеторговца Александра Григорьевича КУЗНЕЦОВА, внука ГУБКИНА А,С,). Но в конце XIX века, после смерти Григория Кирилловича наследники не смогли достойно продолжить дело и в 1886 г. завод был закрыт. Последние пять лет до закрытия техническим руководителем предприятия был Александр Васильевич КОЛОМЕНСКИЙ, под руководством которого было выпущено 7 пароходов.
Буксир "Усердный" и пароход "АРХИМЕД" выпущенные на заводе ГАКСА в Кунгуре.
За всю историю судостроительный завод ГАКСА построил почти 70 пароходов и изготовил свыше 100 котлов.
В завершении несколько слов о судах, которые ходили по Сылве. Сегодня многие удивляются, когда узнают, что ходили пароходы аж до Кунгура. Ходили. Пассажиров перевозили и грузы, но построенная Транссибирская железная дорога «поставила крест» на речном пароходстве. Слишком маленькая река Сылва для полновесного судоходства. Пароходы нередко садились на мель, гребные колеса ломались, да и плыть до Кунгура двое суток было нерентабельно.
Буксир "Крейсер" и пароход "ВАДИМ" выпущенные на заводе ГАКСА в Кунгуре.
Внутренние убранство пассажирского парохода.
Так железная дорога «убила» пароходство на Сылве. В настоящее время строительство современных автомобильных дорог и разветвленная железнодорожная сеть практически свела на нет пароходство и на Каме.
А жаль...