2009 год
Это был последний год, когда я участвовал в организации «НЕБЕСНОЙ ЯРМАРКИ». Учитывая горький опыт 2008 года, я попытался найти выход из создавшегося положения. Бросить проект я не мог, так как полной уверенности, в способности новой команды организовать фестиваль, не было. Год начинался с конфликтов и непонимания сторон. Результатом стало создание двух дублирующих оргкомитетов (один созданный администрацией города, а другой Федерацией воздухоплавательного спорта Пермского края). Откровенное противостояние виднелось во всем, даже буклеты выпускались разные. Федерация склонялась к установленным светлым и теплым тонам, городской оргкомитет к мрачно-синим.
Учитывая, что Федерацию воздухоплавания России мог представлять вице-президент (им в 2008 году был избран Андрей ВЕРТИПРАХОВ) на фестиваль из Москвы приехала Жанна ЛОСЕВА (член бюро ФВР). Именно ей пришлось вести непростые переговоры с руководством города.
Для придания действиям администрации большей легитимности была создана (27 мая 2009 года) РОО «Федерация сверхлегкой авиации», которая взялась за проведение соревнований вблизи д. Мыльники и претендовала на верховенство в проведении всего фестиваля воздухоплавателей. Это обстоятельство еще сильнее усложняло конструктивный диалог.
Арбитром в возникающих трениях, чаще всего, выступал краевой оргкомитет. В один из дней, после полетов, со мной говорил старейший воздухоплаватель страны Михаил Аврумович НАЙДОРФ. Тема разговора - будущее НЕБЕСНОЙ ЯРМАРКИ.
Мы понимали, что нарастающий конфликт ни к чему хорошему не приведет. Результатом беседы стало моё решение уйти из проекта, но после фестиваля. Жанна Викторовна ЛОСЕВА сумела добиться на моем участии в церемонии награждения. Еще один фактор повлиял на это - одним из генеральных спонсоров фестиваля, по моей просьбе, выступила нефтяная компания «ЛУКОЙЛ-Пермь». Однозначной позиции придерживалась ФВР, РОСТО-ДОСААФ. Все эти обстоятельства сыграли решающую роль. На открытие НЕБЕСНОЙ ЯРМАРКИ меня не пустили, искусственно отстранив от организационных вопросов на время фестиваля. Вместе с тем на закрытии НЕБЕСНОЙ ЯРМАРКИ я все же выступил и пилотов наградил.
Моё решение уйти из проекта, было продиктовано рядом объективных обстоятельств. Первое - меня успокаивало то, что несколько важных персон все же оставались в проекте. Будучи в команде несколько лет, они хорошо знали всю внутреннюю «кухню». Вячеслав ЧЕРНЫХ несколько фестивалей выполнял функции офицера безопасности. Андрей НОСКОВ, был обсервером, затем в 2007-08 годах работал дебрифером, а в 2009 году главным судьей соревнований воздухоплавателей.
Анастасия ТАРАНЕНКО - отвечала за прием и организацию гостей фестиваля. Активнее стали заниматься проектом и сотрудники функциональных органов и учреждений администрации города - Елена ГЛАЗКОВА, Ирина МИХАЙЛОВА, Сергей АЛТУХИН, Юлия ЛЕПИХИНА, Елена ЗЫКОВА… оставался в проекте и Андрей ВЕРТИПРАХОВ.
Во-вторых, НЕБЕСНАЯ ЯРМАРКА вошла в региональный список имиджевых мероприятий Пермского края наряду с Дягилевскими сезонами и в трехлетний бюджет были заложено достаточно средств, для проведения фестиваля. Краевое руководство не даст закрыть столь перспективный проект.
Третье - руководство города осознало, что фестиваль приносит неплохие дивиденды, позиционируя Кунгур как центр развития туристической отрасли.
Все это вселяло надежду, что фестиваль будет жить. Для меня это было самым важным.
Основные события VIII международного фестиваля воздухоплавателей:
- фестиваль сменил свою символику;
- Кубок РОССИИ по воздухоплаванию;
- впервые была организована обособленная площадка для соревнований по сверхлёгкой авиации и авиамодельному спорту в д. Мыльники;
- создана Федерация сверхлегкой авиации Пермского края;
- открыт первый в России сквер воздухоплавателей, в центре которого находится скульптура первого на Руси аэронавта, Никитки Летуна. На его постаменте каждый год появляются именные таблички победителей рейтинговых соревнований и «Воздушных Баталий»;
- открылась Школа воздухоплавания;
- первый полет совершил тепловой аэростат «Великий чайный путь»;
- приняло участие 24 аэростата;
- в Кунгуре стало 7 аэростатов (Ярмарка, Свобода, Пермский край, ФВСПК, Великий чайный путь, Баталия, РОСТО)
Фото: Николай Спасских, Вера Золотарева, Павел Тарасенко
Послесловие: . Это было тяжелое решение, но по окончании фестиваля, из проекта я ушел. Через полгода оставил пост Президента Федерации воздухоплавательного спорта Пермского края. Несмотря на все перипетии, я по-прежнему считаю это своим «детищем», искренне переживая, если что-то не складывается и радуюсь, если фестиваль прошел хорошо. Критикую, особенно когда считаю, что организаторы допускают существенные ошибки или своими действиями дискредитируют имидж НЕБЕСНОЙ ЯРМАРКИ. Высказываю свое мнение, если вижу явные перекосы, неуважение к гостям города или искусственное отстранение простых жителей от прямого участия в проекте. В общем, отношусь к ярмарке как своему совершеннолетнему ребенку. Как-то в интервью молодому корреспонденту пресс-центра фестиваля Екатерине БУРЫЛОВОЙ, я сказал: Думаю, что фестиваль будет существовать еще долгое время. Отказываться от его проведения было бы глупо. Если родился ребенок - надо довести его хотя бы до совершеннолетия, чтобы отпустить потом в свободное плавание. Так вот, моя задача - довести ребенка с именем «Небесная ярмарка» до совершеннолетия. (2007 год).
https://amir-mahmudov.livejournal.com/35746.html «Feci quod potui faciant meliora potentes»*(лат)
* «Я сделал [всё], что смог, пусть те, кто сможет, сделают лучше»
PS. Впервые, с момента моего ухода из проекта, организаторы нынешнего юбилейного фестиваля, пригласили тех кто был у истоков на открытие и закрытие «НЕБЕСНОЙ ЯРМАРКИ». Это правильно. Приведу слова написанные в именном пригласительном : «Именно Вы являетесь одним из основателей Небесной ярмарки! Благодаря Вам Фестиваль стал ярким и запоминающимся событием нашего региона! Вы - часть истории нашего Фестиваля!».
Вошел в этот список и я.